Корпоративное избрание
Ключ к пониманию предвечного избрания находится вне письма к Римлянам. Со всей очевидностью учение о причинах избрания, его объекте и субъекте находятся в письмах к Ефесянам и 2-е Тимофею. Вот интересующие нас отрывки, каждый раз приводящий в восторг и умиление верующие сердца:
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём, в устроении полноты времён, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его".
"Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников".
В своей доксологии Павел, как и в некоторых других местах Писания, четко выражает главный аспект избрания: избрание Христоцентрично. Первый шаг к правильному пониманию библейской доктрины избрания — это признание того, что избрание людей постигается только во Христе; вне Христа нет избрания ни одного человека.
Весь отрывок представляет собой благодарственную и хвалебную песнь за искупление, исполненное во Христе через Духа в соответствии с вечной целью Бога. Это исполнение рассматривается в особом отношении верующих ко Христу, избранных в Нем, искупленных, просвещенных, запечатленных.
От первого до последнего стиха, полнота Божественного благословения показана как осуществленная "во Христе" (ст. 3). В Нем Бог избрал нас (ст. 4). В Возлюбленном Он благоволил к нам (ст. 6). В Нем мы имеем наше искупление (ст. 7), как и Бог замыслил в Нем соединить все во Христе (ст. 10). В Нем верные Израиля стали Божественным наследием (ст. 11).3 В Нем нашли место язычники (ст. 13). В Нем они были запечатлены Духом (ст. 13), и мы имеем залог еще большего упования (ст. 14).
То, что Христос принял свое мессианское служение по предопределению Отца, ясно подтверждается в Писании. Матфей, чье Евангелие изобилует применением ветхозаветных отрывков, свидетельствует, что в Иисусе исполнилось пророчество Исайи об избранном Слуге Иеговы: "Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд" (Мф. 12:18). Об избрании Иеговой слуги-Мессии говорится в Исаии 42:1-7: "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд" и "Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников".
В аналогичном отрывке Исаии 49:1,5,6 содержится такое же утверждение об избрании Иеговой слуги-Мессии:
"Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё".
"И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтён в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя".
"И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли".
И хотя есть мнения, что мессианские стихи относятся к коллективному Израилю, однако, Церковное предание всегда относило их к личности Спасителя:
Иероним: "Я знаю, что это и то, что ниже мы скажем, относится к познанию или к разумению одного отдела и все должно быть понимаемым в отношении к лицу Христа… А чтобы это нельзя было относить ни к какому другому рабу, то присоединяется: "ибо в Тебе Я прославлюсь". Ибо и Сам Он говорит в Евангелии: "Отче, прослави имя Твое" (Ин. 12:28)".
Кирилл Александрийский: "Столь многими увещаниями и наставлениями сообщив благополезное Израилю, обращает тайноводство к сонму язычников и снова проясняет им таинство Христа, чрез Коего они, оставив скотоподобное и нечистое житие, имели быть возведены к достолюбезному для Него жительству и восприять в свой ум свет истинный, так чтобы ясно познать, кто есть по естеству и истинно Бог и существо владычествующее над всем".
Избранный Слуга Иеговы, "Богом избранному, драгоценному" (1 Пет. 2:4), "предназначенного ещё прежде создания мира" (1 Пет. 1:20). На протяжении всего Своего служения во дни Своей плоти Иисус всегда пребывал в осознании Своего избрания Отцом. Он говорил о Себе как о "Том, Кого Отец освятил и послал в мир" (Ин. 10:36).
В осуществлении Божьей цели Царства избрание происходит сначала Христа, а затем людей в Нем.
Климент римский писал в Первом послании к Коринфянам: "Бог... избрал Господа Иисуса Христа и нас через Него в особый народ" (64:1).
Не будет, думаю, ошибочным сказать, что у Бога только один возлюбленный Сын – Иисус Христос, а мы все его дети лишь постольку поскольку пребываем в нем. Не сами по себе что-то там "стяжая" во что-то там "преображаемся", а лишь верою пребывая в Нем являемся детьми Божиими. Слово "единородный сын" (греч. ο μονογενής υιός) применительно к людям означает "единственный сын" и употребляется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. И, хотя, любит Отец "весь мир" и все Свое творение, но любовь к Своему Сыну, если можно так сказать, особая, приводящая в равное достоинство и надмирную славу: "Будем подобны Ему". Поэтому Бог избирает не отдельных людей и уж тем более не по их заслугам, а только Своего Сына и в Нем Церковь – Его тело: "Не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их". И потому пребывающий в Церкви – теле Христовом предузнан, предопределен, избран, оправдан и прославлен. Уже сейчас. Хотя последнее звено цепи для нас еще не актуализировалось, но оно твердо и незыблемо как любое Божие обетование.
На самом деле понимание конструкций Нового Завета существенно облегчает Завет Ветхий. В последнем имело место национальное корпоративное избрание. Субъектом договора был народ, а не отдельные предопределенные личности. Это, как если бы, продолжая юридическую аналогию, человек оставил завещание не Маше, Кате, Пете, а всем своим внукам, которые должны родиться. Внуков еще нет, но завещание на них составить уже можно. Список открытый. Однако, от завещания можно и отказаться. Так происходит с человеком, который отвергает дар веры. И Бог до основания мира предузнал, кто примет, а кто откажется, но этим своим предзнанием не лишает человека возможности принять и отвергнуть дар реально, а не условно как в случае с закрытым списком. А предопределил к славе Бог только Своего Сына и каждый, кто в Нем прославлен по причине Его славы, а не своих чрезвычайных усилий по стоянию на столбе 40 лет.
ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его,
и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа, Бога твоего, как Он говорил.
Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его;
ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай её, он пусть ест её, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего.
итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
И если ещё останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя (Христос "Е.Ж.") будет корнем её.
И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным.
ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят.
объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я — Господь, Бог ваш.
Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.
А уже в Новом Завете читаем:
"Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него".
Божие предопределение, чтобы "мы в Нем имели дерзновение и надежный доступ", а не предопределение каждого по отдельности в зависимости или без зависимости от заслуг и потому, так или иначе, делая спасение для некоторых невозможным.
В этом возвышенном письме к Ефесянам словосочетание во Христе встречается 11 раз.
1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе
2. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах
3. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах
4. и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе
5. дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе
6. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять
7. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою
8. чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования
9. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем
10. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
11. но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Бог человека Иисуса "посадил одесную Себя на небесах", говорит Павел в первой главе. А уже во второй говорит, что "в Нем посажены и мы", а не каждый по отдельности за наши заслуги. Человека Иисуса Бог прославил: "Прославь Меня Отче Ты славой, которую я имел у Тебя прежде основания мира" и нас, верующих, в Нем прославил. Писание снова и снова повторяет: радуйтесь мы уже спасены. Именно потому, что Иисус прославлен и мы через веру прославлены в Нем.
Феофан Затворник: "Приводит причину, почему, получив начаток, сетуем. Потому, что не все еще получили. Получили часть, как верный задаток, а окончательное, совершенное, еще чается, хоть несомненно знаем, что и оно уже принадлежит нам; но как оно крайне хорошо, то не можем не болезновать, томясь желанием поскорее получить его, как в другом месте о себе говорил Апостол, что горит желанием разрешиться от тела и быть со Христом (см.: Флп. 1, 23). Упованием, говорит, спасохомся. Это не то значит, что мы еще не спасены. Нет, мы спасены: спасохомся. Умри кто сейчас, получит все принадлежащее спасению. Но пока живем здесь, мы не все держим в руках, что принадлежит спасенным. Восприятие спасения в совершенстве есть предмет упования нашего. Не у явися, что будем, — говорит святой Иоанн Богослов (см.: 1 Ин. 3, 2). Итак, упованием спасены мы. Упование же по природе своей таково, что не держит в своих руках, пред очами своими не имеет то, что уповает. Если бы так было, тогда упованию не было бы места. Кто держит что в руках пред глазами, тому пристало ли уповать сего видимого и держимого. Так и мы уповаем, потому что еще не все имеем в руках пред глазами. Многое уж получили, — получили отпущение грехов, силу побеждать грех и очищаться от страстей, сыновнее дерзновение пред Богом, сподобляемся особенных Божиих всеублажающих присещений и даров. Но это еще не все. Окончательное явится в светлости воскресения и соцарствовании со Христом. Сего-то лучшего упованием ждем".
Вернемся к Ис. 42. Вот одна из самых легко читаемых концепций в Священном Писании, касающаяся Христа в избрании. Бог говорит о Слуге-Мессии: "поставлю Тебя в завет для народа". Мессия Сам является живым заветом примирения и избрания, через который Божья благодать течет к народу и в котором народ, Израиль и язычники вместе, принят. Бог не говорит "поставлю Тебя в завет для избранных Мною отдельных личностей", но "для народа".
1 Пет. 2:9-10 "Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы".
Рим. 9:25 "Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною".
Тит. 2:14 "Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам".
Откр. 19:6 "И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель".
Откр. 21:3 "И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их".
Обратимся к Церковной традиции:
Климент Римский, который, возможно юношей видел и слышал живых апостолов, в своем письме к Коринфянам пишет:
"Ибо написано: "блаженны те, коих беззакония отпущены и которых покрылись грехи. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в устах его нет обмана" (Пс. 31, 1–2). Это обещание блаженства относится к тем, которые избраны Богом чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Ему слава во веки веков. Аминь".
"Теперь же пусть всевидящий Бог, владыка духов и Господь всякой плоти, который избрал Господа Иисуса Христа и нас в Нем в народ особенный, даст каждой душе, призванной по Его славному и святому имени, веру, страх, мир, терпение и долготерпение, воздержание, чистоту, трезвость, чтобы они были благоугодны имени Его через нашего первосвященника и ходатая Иисуса Христа, которому слава и величие, сила и честь, ныне и вовеки веков. Аминь".
То есть, очевидна аналогия с Ветхим Заветом. Бог не выбирает отдельных личностей по предзнанию, но выбирает Авраама, и всех кто будет в нем: "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные". Совершенно очевидная параллель: Бог благословляет Авраама, и теперь благословение самого Авраама будет в благословение племенам земным. То есть, передача благословения. Поэтому не Бог благословляет Иакова, а его отец, Исаак, передает по наследству благословение, которым Бог благословил Авраама. И так далее. Отсюда наша неуместная, извращенная традиция перенимать благодать с предметов святых. Таже самая передача праведности от Иисуса нам и нашего греха Ему: "Он на Христа, не знавшего греха, возложил грехи всех нас, чтобы мы в Нем стали сопричастны праведности Божией" (2Кор. 5:21 пер. Кулаковых), синодальный совсем неверный, добавляет слова, которых нет в оригинале, или перевод проф. Десницкого: "Того, Кому грех был неведом, Бог поставил на место греха, чтобы нам в Нем обрести Божью праведность". Мы должны постоянно держать это в уме: не мы становимся праведными сами по себе, не нас прославляет Бог, но Иисуса и нас если мы в нем. "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением". Христос не наше средство, не Бог из машины, из которого мы добываем, "стяжаем" благодать, которая потом становится нашей, но живем Его праведностью. Наше аскетическое богословие предварило аппарат "Однорукий бандит" — чем сильнее дернешь, тем больше монеток выпадет. А святые аскеты это те, кто получил джекпот: дергали очень усердно и долго. Но не так в Новом Завете: никакой своей, усвоенной, личной праведности у нас нет. Поэтому прославление святых, как особо отличившихся своей праведностью людей, ужасное искажение христианства. Попросту его извращающее, обесценивающее, делающее нас неблагодарными, противящимися благодати и в итоге воле Божией. Не таким ли людям он скажет: "Я никогда не знал вас"? Как же это может быть?! Ведь они скажут ему: "Мы Твоим именем чудеса творили"! Вот цена чудес. Если у тебя своя праведность, свои заслуги, свои дела – ты чужд Христа. "Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: "друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?" Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов". Откуда у пришедших брачная одежда? Сами принесли? Конечно нет. Им на входе выдали. А один человек сказал: "Моя еще лучше, я в ней останусь". Вот, что будет с теми, кто войдет со своей праведной одеждой, а не возьмет брачную одежду праведности Христа.
Иероним: "Если кто однажды облачился во Христа и, ввергнутый в пламя, загорелся огнем Святого Духа, то непонятно будет, есть ли он золото или серебро. Пока жар таким образом охватывает все вещество, заметен бывает один лишь огненный блеск, и всякое различие рода и телесных особенностей сокрыто этого рода облачением".
Свт. Нектарий Эгинский: "Через нашу веру во Христа и через наше крещение мы облекаемся в Самого Христа и становимся чадами Божиими, обиталищем Всесвятого Духа, храмами Бога, святыми и совершенными, богами по благодати. Так что мы сбросили с себя тление и облеклись в нетление. Совлеклись человека греха и облеклись в человека праведности и благодати. Изгнали смерть и облеклись в бессмертие…".
Феодорит: "Поелику сказал, что "все вы сыны Божии", то объясняет, как достигли сего, и говорит: "облеклись во Христа", истинного Сына Божия; облекшись же в Него, справедливо именуетесь сынами Божиими".Не сделались сынами за заслуги, не сами по себе сыны, но только "облекшись в Него".
Феофилакт: "Определяя, каким образом мы сыны Божии, говорит, что чрез крещение. Но не сказал: вы, которые крестились, детьми Божиими стали, как бы и требовала последовательность, — но гораздо выразительнее: во Христа облеклись. А если мы облеклись во Христа, Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству".
Климент Римский продолжает: "Если кто-нибудь честно рассмотрит в деталях все, он признает величие даров, данных Им. Ибо от него (имеется в виду Иаков, о котором шла речь в прошлой главе) все священники и левиты, которые служат при жертвеннике Божьем, от него Господь Иисус по плоти, от него цари, начальники, вожди через Иуду и прочие его колена, которые немало прославлены, т.к. Бог обещал, что "будет семя твое, как звезды небесные". Поэтому все они были прославлены и возвеличены не сами собой, не делами своими или праведными поступками, которые они совершили, но по Его воле. Поэтому и мы, призванные по воле Бога во Христе Иисусе, обрели праведность не сами собою, не своей мудростью или разумом, или благочестием или делами, которые совершены нами в святости сердца, но через веру, которой Всемогущий Бог оправдал всех людей от начала мира. Ему слава во веки веков".
Что еще к этому добавить? Только грусть. Грусть, что эта вера на Богоспасаемой 1/6 части суши забыта.
Корпоративный характер избрания был отмечен и многими современными исследователями.
В своем комментарии к Ефесянам 1:4, Лайтфут[1] пишет: "Избрание Христа подразумевает избрание Церкви".
Весткотт[2] комментирует Ефесянам 1:4: "Он избрал нас (т.е. христиан как тело, ст. 3) для Себя из мира".
Блумфилд[3] комментирует Ефесянам 1:5: "...Апостол не ссылается здесь на личное избрание индивидуумов...".
Барт[4] пишет: "...избранный человек в любом случае избран в общине Иисуса Христа и вместе с ней. Таким образом, каждое избрание отдельных людей является избранием в сфере [избранного] сообщества на основании того факта, что эта сфера установлена и отмечена в избрании Иисуса Христа".
Ланге[5] комментирует Ефесянам 1:3: "мы" следует воспринимать в более широком значении... и не ограничивать его ни апостолом... ни иудейскими христианами, но применять к его народу, ко всем людям, которые стали или станут христианами" и подтверждает свою позицию комментарием на Рим. 8:28-30: "Христос является избранным в реальном Божьем Царстве в абсолютном смысле, так что все Его последователи избраны вместе с Ним как органические члены, в соответствии с их органическими отношениями".
Известный американский исследователь Нового Завета Роберт Шэнк в своей книге "Избранные в Сыне" пишет:
"Очевидно, что корпоративное тело избранных состоит из отдельных людей. Но избрание является в первую очередь корпоративным и лишь во вторую очередь индивидуальным. Тезис о том, что избрание является корпоративным, как его понимал и рассматривал Павел в Ефесской доксологии, поддерживается всем контекстом его послания:
"...собрать воедино все во Христе... искупление приобретенного имения... наследие Его во святых... Церковь, которая есть тело Его... Который соделал обоих едино... чтобы создать из двух одного нового человека... чтобы примирить обоих с Богом в одном теле... домостроительстве Божием... все здание, хорошо устроенное... святой храм... созидаемый для обитания Бога... одно тело ... тайна от начала мира [ныне открыта в] церкви [как исполнение] вечной цели, которую Он предназначил во Христе Иисусе, Господе нашем ... от Которого именуется вся семья на небе и земле ... слава в церкви Христом Иисусом во все века ... одно тело ... тело Христово ... все тело, сообразно соединенное вместе ... возрастание тела ... мы члены друг другу ... Христос — глава Церкви ... спаситель тела ... Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить и очистить ее омовением водным посредством слова, дабы представить ее Себе славною Церковью... двое будут одна плоть [но] я говорю о Христе и Церкви".
Концепция корпоративного тела избранных присуща всем вышеприведенным выдержкам. Рассмотрим 2:12: "вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире". Концепция корпоративного избрания Израиля, концепция, вытекающая из многих мест Писания, явна и очевидна. Концепция корпоративного избрания также очевидна в утверждении Павла: евреи и язычники вместе "примирились с Богом в одном теле на кресте" (ст. 16). Новый Завет рассматривает верующих не изолированно, а как членов тела избранных. Избрание отдельных людей не может быть отделено от "Церкви, которая есть тело Его", так же как и от Самого Христа".
Идея корпоративного избрания, в отличие от позиции Августина о том, что отдельные люди безусловно избраны от вечности, а другие отдельные люди безусловно праведно осуждены, тезис о том, что избрание к спасению является корпоративным и охватывает отдельных людей только в идентификации и ассоциации с избранным телом, не требует для своей защиты хитроумных интерпретаций тех мест Писания, которые просты и ясны. Более того, тезис о корпоративном избрании подтверждается тем, что в некоторых отрывках Писания вопрос спасения отдельных людей внутри тела абстрагируется от вопроса спасения корпоративного тела и рассматривается как условный. То есть, сохраняется возможность апостасии для отдельных членов избранного народа. Тогда как у Августина избранный индивид отпасть не может. Рассмотрим некоторые места Писания, где совершенно очевидно избранный и оправданный христианин может отпасть.
В конце своего послания церквям Галатии апостол Павел пишет: "Мир Израилю Божию" (6:16). Израиль Божий — так он называет совокупность верующих, всех, кто "ходит по сему правилу" — принципу жизни как новых творений, не через обрезание или церемониальные таинства и обряды, но через веру в Иисуса Христа, в кресте которого Павел хвалился и радовался (ст. 14-16). Именно в Израиле Божьем - корпоративном теле праведников, живущих по вере6 4 — осуществляется избрание благодати, потенциальное для всех людей.
[1] J. B. Lightfoot. Notes on the Epistles of St. Paul.
[2] B. F. Westcott. Saint Paul's Epistle to the Ephesians: the Greek Text with Notes and Addenda.
[3] T. Bloomfield. The Greek Testament, with English Notes, Vol. II.
[4] K. Barth. Church Dogmatics, Vol. II: The Doctrine of God. Translated by G. W. Bromiley. Edinburgh: T. & T. Clark, 1957.
[5] Lange. Commentary on the Holy Scriptures: Romans.