"Предузнал" в корпоративном избрании
Мне кажется, мы пытаемся разобрать этот стих в жестко временных категориях: раньше, позже, до и после, причина и следствие. Всего этого у Бога нет. Почитаем Исаака Сирина:
"И как нет в знании Создателя ни единого тварного естества, которое было бы раньше или позже, но в сознании Его извечно находится то, что Он привел в бытие, – и не так, чтобы Он знал одного раньше или позже другого, но всех их одинаково без того, чтобы кто-либо был раньше или позже, даже на одну секунду, – так нет никого впереди или позади в Его любви к ним: нет у Него вообще "больше" или "меньше". Напротив, как есть равенство и постоянство в знании Его, так есть равенство и постоянство в любви Его, ибо еще прежде, чем они стали праведниками или грешниками, Он знал их. И Создатель в любви Своей не изменился из-за того, что они подверглись изменению после того, как Он привел их в бытие; не изменилось и намерение Его, которое Он имел извечно. Ибо если бы это было наоборот, Он тоже был бы подвержен изменениям, подобно тварям – но это безумная <мысль>!
Если есть кто-либо, братья мои, кому трудно поверить в эти вещи, да будет он осторожен, дабы, избегнув одного, не впал он в богохульство в другом: тогда как ему представляется, что он отвергает слова человека, может оказаться, что он вооружается против <свойств> божественного Естества, так что он вынужден свести к немощи и изменению славное Естество Создателя своего.
Но мы знаем, и всякий человек убежден, что нет изменчивости у Создателя, нет у Него каких-либо более ранних и более поздних намерений, нет ненависти или негодования в естестве Его, нет "больше" или "меньше" в любви Его, нет "прежде" или "после" в знании Его. Ибо если всякий человек верит, что по благости и любви Создателя творение пришло в бытие, <тогда> мы знаем, что эти <благость и любовь> никогда не уменьшились и не изменились в естестве Создателя в результате беспорядочного течения творения".
Как читается Рим.8:30 теми, кто говорит о том, что Бог предузнал результат действия их свободной воли. Давайте упростим все насколько возможно. Акт первый – творение ex nihilo. Акт второй – запуск симуляции, в которой творение рождается, живет и умирает, реализуя свою свободу. Акт третий – сбор и анализ информации: как распорядилось творение своей свободой. Акт четвертый: в зависимости от полученной информации (предзнание) делается предопределение – слава или… справедливый гнев на падшую субстанцию? Начнем с того, что второй возможности, то что после троеточия в Рим.8:30 нет. Апостол говорит, что предузнал тех, кого прославил. А кого не прославил? Не предузнал? Хорошо, допускаем, что предузнал всех, однако о тех, кто не пребыл в вере свободной волей просто ничего не говорится. Они, как говорит Августин, by default (техничексий термин раз уж мы взялись за теорию информации "по умолчанию") идут в погибель, ибо massa у них такая. Заметим, что это первое допущение, которого нет в тексте. Таким образом, Бог заимствует образ своих мыслей от реализуемой творением свободы. Опять почитаем великого сирийца:
Исаак Сирин: "…причина того, что [покаяние в свободной воле] поставлено на пути и то, почему необходим был дар покаяния, если мы хотим быть подняты до Его мышления и Его предвидения, и что от того или другого из них должно родиться – все это сокрыто от знания всех <людей>. Ибо не могу я сказать также того, что какой-то опыт заимствовал Бог от людей и что окончательное воздаяние, которое Он совершит, <будет основано> на этом <опыте>: это не Его образ действий – чтобы от твари заимствовать начало Своих мыслей, которые безначальны, ибо бытиями являются все Его мысли, как и Он сам есть Бытие".
В любом случае, здравый смысл не позволяет нам представлять все эти стадии и акты. Даже само понятие того, что было "до" условны. Не потому, что мы не можем представить, что было "до", а что само "до" не существовало. Условно допускаемы и Его мысли, рождающие одна другую. Все творение от предвечного замысла до всеобщего воскресения мертвых одномоментный, вневременной акт ни от чего не зависящей суверенной воли Бога. Иначе между третьим и четвертым актом вклинивается человеческая свобода. Бог становится зависимым от творения. Но с корпоративным избранием всего этого нет. Человек пользуется своей свободой для вхождения в уже завершенный акт прославленной Церкви. Божий суверенитет не ограничен человеческой свободой, не берет от нее начало своих мыслей. Более того, наше представление, что Бог воздает нам по нашим делам, то есть заимствует от нас свое решение неверно. Хотя и по-другому сказать мы не можем: "<Все это> – для того, чтобы [люди] думали, что по праву получили это, хотя это всецело от благодати, и что это принадлежит им. Ибо и в этом препятствии (свободном покаянии), которое поставлено на пути, есть некая тайна премудрости Его – чтобы они были под его властью, насколько возможно".
Однако, что тогда мы скажем о предзнании? Кого Бог предузнал? Церковь или Своего Сына? То есть, о ком Он собрал информацию? Посмотрим на это слово повнимательнее – "προγινώσκω". Например, в Рим 11:2: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу". Очевидно, речь идет о народе.
Крейг Кинер, в своей прекрасной работе "Культурно-исторический комментарий. Новый Завет", доступной сейчас на русском языке, пишет: "В Ветхом Завете и в иудаизме народ Божий представляется как "избранный", поскольку Бог "предузнал" их, т. е. он выбран по Божьему "предвидению". Петр применяет тот же язык по отношению к верующим в Иисуса. Послушание и "окропление кровью" также скрепили первый завет (Исх. 24 7,8)".
Вы видите? Нет предлога. Не "о ком предузнал", а "кого предузнал". Не "о чем предвидел", а "кого предвидел". Не дела, не расположение, не сбор информации, а субъект. Не субъективная сторона, а сам субъект, которым является народ – Церковь.
1 Пет. 1:20: "зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного (προεγνωσμένου) ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас". Здесь употреблено тоже слово "предузнан", но по смыслу заменено в переводе на "предназначенного". То есть, опять, не какие-то отдельные люди, а предузнан Христос. Какую, интересно, информацию о Христе собирал Бог? Понятно, что в данном слове мы имеем дело с приставкой и корнем. Приставка "пред" — "προ" — означает событие "до". Но посмотрим на корень – "γινώσκω". Очевидно, что слово "знать" во множестве мест Писания синоним "владеть информацией". Но есть и другой смысл:
"Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал (ἐγίνωσκεν) Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус".
"И тогда объявлю им: "Я никогда не знал (ἔγνων) вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие".
"Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?"
"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа".
"Знаем (οἴδαμεν) также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем (γινώσκωμεν) Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе".
"И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его".
"Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец".
Последнее наиболее значимо. "Отец знает Сына" и, конечно, знал Его всегда, поэтому выражение "до сотворения мира" можно сказать коротко "предузнал". "И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них". Когда возлюбил? "возлюбил Меня прежде основания мира". И наконец, когда человек Иисус был прославлен? Когда восшел на небеса. А когда Бог Слово был прославлен? "славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира".
Можем ли мы сказать, что слова "предузнал" носят смысл "возлюбил", "соединился" или по-человечески говоря, крепко-крепко обнял? В 1 Пет. 1:20 "Христа, как непорочного и чистого Агнца, [предузнанного] (προεγνωσμένου) ещё прежде создания мира" — совершенно очевидно. Упраздняет это факт Божьего знание того, кто в этом народе пребудет до конца? Конечно нет. Но это предзнание информации не определяет Божие намерение. Таким образом, мы могли бы сказать: всех, кто пребывает в Его новом народе (Церкви – теле Христовом) Бог возлюбил прежде основания мира по причине любви к Сыну Своему, Которого Он предопределил к славе и избрал Быть краеугольным камнем и главой народа оправданного и прославленного, по причине праведности и славы Своего Сына. Возлюблен Иисус прежде бытия мира? Возлюблен и я, если в Нем. Предопределен Иисус к славе? Предопределен и я, если в Нем. Призван Иисус? Призван и я. Стал Иисус праведником? Стал и я. Прославлен Иисус? Прославлен и я. Тоже самое с новым народом. Возлюблен народ? И я, если в народе… Прославлен народ? И я, если в нем. Тоже самое с Церковью.
Еще один важнейший смысл этого слова мы можем попытаться передать как "изобразил заранее". То есть, Он нарисовал свою потрясающую картину. Картину, в которой сияет славой Церковь, "народ святой, люди, взятые в удел" и Сын Его, которому "все покорилось", во главе этого народа.
"Потом я увидел новое небо и новую землю. Первого неба и первой земли уже не было, моря тоже больше не было. Я увидел святой город – новый Иерусалим. Он спускался с небес от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа. И я услышал громкий голос, прозвучавший от трона: – Это жилище Бога с людьми. Здесь Он будет жить с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними и будет им Богом. Он отрет с их глаз каждую слезу. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что прежнее ушло".
Дерзну сказать, что Иоанн видел не будущее, а вечное. Не настоящее, а вневременное. Вот, что Бог предузнал – изобразил. Вот, что уже совсем готово. Эта картина уже нарисована, в этом смысле она предузнана. А не в смысле сбора информации. Картина написана, но список до сих пор открыт. Мы, все живущие, еще ищем свое место в этой картине, которая уже написана. Вот откуда вся сложность с вопросом предопределения. Нужно совместить, казалось бы, несовместимое: свершившееся и совершаемое, свободу и предопределение.
В Женевская учебной Библии находим: "по предведению". Это понятие подразумевает изначальный замысел Божий и действенное избрание по любви, при освящении от Духа. Указание на тесную связь избирающей любви Отчей с действием Духа, сообщающим искупление избраннику (2 Фес. 2:13), отделяющим грешника от греха и посвящающим его служению Богу".
То есть, предведение это замысел Божий, о Христе, народе и Церкви. А не знание наперед дел каждого человека, что, безусловно, также имеет место, однако не в данной мысленной конструкции.
Итак, совместив оба эти смысла, мы можем сказать, что Бог вне времени и всякой мыслимой человеком последовательности по своей сущности, которая есть любви, изобразил в реальность славную Церковь Своего Сына. В которую, всякий человек, принявший распространяемую на всех людей благодать призвания по вере, может войти. И всякий вошедший, в результате "отвержения воли Божией о себе", отпасть.
1 Пет. 1:1-2
"Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому…"
"Избраны же они были для того, чтобы через обретение Духа освятиться; и очищены от всех грехов, чтобы стали послушными Господу Иисусу Христу, те, кто погиб из-за непослушания первого человека, дабы, окропленные Его кровью, они спаслись от власти сатаны".
Кто "они"? Кто "вы"? Конкретно, поименный список? Заранее предопределенный? Августин считал, что так. Златоуст бы сказал, что – "да, поименный, но на основании предведения дел". Но нигде и никогда не сказано, что предопределены все, но не все откликнулись. Постоянно указана какая-то ограниченная группа: "те" у Павла, "вы" у Петра. А не "все". И самое главное, эта группа не может отпасть. Ибо в "золотой цепи спасения" она уже прославлена. Естественно, если бы все были предопределены, то и все были бы прославлены. Чего, разумеется, нет.
Как мне кажется, мы вполне можем добавить во фразу святого Беды слово "народ" и "Церковь" и посмотрим что получится: "Избран народ Божий, Церковь, чтобы те, кто верою во Христа входит в него (нее) через обретение Духа освятились; и стали очищенными от всех грехов, чтобы стали послушными Господу Иисусу Христу, те, кто погиб из-за непослушания первого человека, дабы, окропленные Его кровью, они спаслись от власти сатаны".
Проф. Иванов А.В. комментируя 1 Пет. 1:1-2, отмечает: "Таким образом, избрание к окроплению кровью Иисуса Христа означает призвание к вступлению в Вечный Завет с Богом и к принятию Искупления, совершённого Иисусом Христом. Призвание же к послушанию, без сомнения, есть требование послушания этому Завету (Исх. 24:7)".Как мы знаем из Исх. 24:7, Завет Бог заключает с народом:
"Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих".
Совершенно ясно учение о предопределении народа, а не поименного списка, раскрывает А.П. Лопухин:
"После поименования читателей послания, Апостол непосредственно останавливается своею благоговейною мыслию на величии христианского призвания. Здесь он прежде всего обращает внимание читателей на то, что их избрание ко спасению совершилось "по предведению Бога Отца", κατα πρόγνωσιν Θεοΰ Πατρός. Понятие "предведение" Божие, как уже было сказано, занимает видное место в богословии Апостола Петра в силу именно близости мировоззрения его к ветхозаветному, или вследствие особенного признания им органической связи обоих заветов. При этом, как благовестник Нового Завета, Апостол в деле устроения спасения христиан указывает участие всех трех лиц Пресвятой Троицы: если Богу Отцу он усвояет предведение спасения, то Духу Святому: освящение, ῾εν άγιασμ Πνεύματος, т. е. все многоразличные действия Духа Святого по облагодатствованию духа и всей природы христианина, а Христу Спасителю — самое совершение дела спасения, имеющего при этом высочайшую цель: в послушание и кропление кровью (εις υπακοήν και ραντισμον αίματος) Иисусе Христовою. Здесь два понятия: "послушание" и "кропление кровью" Иисуса Христа, и оба они в воззрении Апостола являются связанными с ветхозаветным прообразом Нового Завета — завета крови Христовой (Мф. 26:28; Евр. 12:24). Ветхозаветным событием, прообразовавшим новозаветное окропление всех вступающих в Церковь Христову людей, был образ или способ употребления жертвенной крови во время заключения при Синае завета Богом с народом еврейским, когда кровию окропляем был народ: взял Моисей крови (жертвенной) и окропил народ, говоря: "вот кровь завета, который Господь заключил с вами" (Исх. 24:8; ср. Евр. 9:18-20). Таким образом, как с кровью заключен был завет Божий с народом еврейским, так бесценною кровью воплотившегося Сына Божия, пролитою Им на кресте, положено основание Новому Завету Бога с человечеством; и как через окропление евреев жертвенною кровью народ еврейский вступал в завет и делался святым народом завета, так, конечно, в несравненно высшей степени, — окропление кровью Христовою есть благодатная сила для вступления людей в новый завет с Богом или в Церковь Христову. Упомянутым же повествованием книги Исх. 24 главы объясняется значение и другого выражения Апостола: в послушание. Дело в том, что Моисей окропил жертвенною кровью в знак вступления его в завет с Богом лишь после того, как, по прочтении народу "книги Завета" вслух всего народа, последний дал торжественное обещание: "все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны" (ст. Исх. 24:3, 7), т. е. Ветхий Завет был заключен при окроплении жертвенною кровью лишь под условием послушания народа воле Иеговы, выраженной в книге Завета. Подобным образом принятие и вступление людей в лоно Церкви Христовой совершается лишь под условием "послушания", т. е. безусловной готовности принятия людьми всего христианского учения при бесповоротной решимости исполнять его в самой жизни".
Отцы Церкви комментируя 1 Пет. 1:1-2 также пишут, о том, что субъектом освящения, а потому избрания и предвидения является народ:
Экумений: "Сказав так, он дает понять, что характер его апостольства определяется отделением. Ведь именно это он показывает, употребляя слово освящение. Подобным образом в Писании фраза И будете Мне народом избранным, освященным (Исх. 19:6) означает, что еврейский народ будет отделен от остальных народов".
Феофилакт, как всегда, повторяя предыдущих писателей древности, однако, изменяет у Экумения ссылку на Писание:
"Объясняет то, что дело его апостольства состоит в том, чтобы отделять. Ибо это означает слово освящение, например, в словах: ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего (Втор. 14:2), то есть отделенный от прочих народов". Однако, в толковании ссылаются на аналогию освящения народа в Ветхом Завете.
Сравним с Мф. 1:21: "Родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их".
А.П. Лопухин пишет: "Ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Он, именно Он, Он один, спасет народ (греч.) — Свой, т. е. известный народ, принадлежащий именно Ему, а не кому-либо другому. Прежде всего разумеется здесь еврейский народ — так мог понимать слова эти Иосиф; затем люди из всякого народа, — однако из еврейского и из других народов только те лица, которые суть Его последователи, веруют в Него, принадлежать собственно Ему".