Условное избрание
Идею об условном избрании мы находим у многих отцов Церкви.
Например Златоуст, комментируя Рим. 9 пишет:
"Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еще не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до рождения их Бог сказал, "яко болий поработает меньшему". Почему же Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания дела, чтобы видеть, кто добр, кто нет, но и прежде этого знает, кто порочен и кто нет. То же самое случилось и с израильтянами, притом гораздо чудеснее. Что говорить, продолжает, об Исаве и Иакове, из которых один был порочен, а другой добр? И у израильтян грех был общий: они все поклонились тельцу, однако же одни были помилованы, а другие нет. "Помилую, – говорит, – егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю" (Рим.9:15). Это же можно видеть и на тех, которые наказываются. Что можно сказать о фараоне, почему он был наказан и подвергся столь великому наказанию? Потому что был жесток и непокорен".
"Кратко сказать, блаженный (апостол) в этих словах дает общее решение вопроса, но для большей ясности мы исследуем подробно каждое слово, имея в виду, что желанием блаженного Павла было – научить посредством всего сказанного, что один только Бог знает достойных, а из людей никто, и хотя им и кажется, будто они хорошо знают, но постоянно ошибаются в своем заключении. Знающий же тайны уже ясно знает и то, кто достоин венцов, а кто – наказания и мучения".
"Еще бо не рождшымся, – говорит, – ни сотворившым что благо или зло… речеся ей, яко болий поработает меньшему" (Рим.9:11–12), и доказывает, что никакой нет пользы в благородстве по плоти, но потребна душевная добродетель, которую Бог знает еще прежде дел. "Еще бо не рождшымся, ни сотворившым что благо или зло, да по избранию предложение Божие пребудет, речеся ей, яко болий поработает меньшему". Избирать от самого рождения есть дело предведения: чтобы обнаружилось, говорит, избрание Божие, совершившееся по изволению и предведению; Бог с первого дня узнал и предрек и доброго, и не доброго".
"Итак, не требуй отчета у Творца и не спрашивай, почему один был увенчан, а другой наказан. Он умеет совершать все по справедливости, почему и сказал: "Иакова возлюбих, Исава же возненавидех" (Рим.9:13). Что это было справедливо, ты узнал из последствий, но Бог ясно это знал и прежде конца. Он требует не только обнаружения дел, но и благородной воли, и благоразумной мысли. Такой человек, хотя бы когда-нибудь и согрешил под влиянием какого-нибудь обстоятельства, скоро исправится, хотя бы ему случилось и закоснеть в пороке, он не будет презрен, но всеведущий Бог скоро вспомнит о нем. А равно человек развращенный, хотя бы и сделал что-нибудь по-видимому доброе, погибнет, потому что делает это с худым расположением".
Амброзиастр:
"Бог судит согласно справедливости, а не предведению. Так, Он сказал Моисею: Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей Исх. 32:33. Человек согрешающий вычеркнут из книги жизни по суду Судии, но, согласно Его предведению, имя такого человека никогда и не было в книге жизни. Апостол Иоанн так описал этих людей: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами 1 Ин. 2:19. В Божием предведении нет особого уважения к личностям Деян. 10:34-35, ибо Его предведение определяет, какою будет воля каждого человека, в которой этот человек пребудет и согласно которой он будет либо осужден, либо вознагражден. Некоторые из тех, что пребудут среди добрых, прежде были во зле, и некоторые из тех, что останутся среди злых, прежде были среди делавших добро Ин. 5:29".
"призвать — значит: задумавшему веровать помочь уверовать или побудить к вере того, о ком предуведано, что он послушает. Эти предуведенные пребывают верными до конца и состоят под Божиим благоволением. О прочих же, коих не предуведел Бог, нет Ему заботы, потому что Он не предуведел их, что пребудут угодными Ему до конца. Пусть они и веруют, и приемлются на время в сонм избранных, так как кажутся добрыми, а справедливость требует воздавать каждому свое: но не пребывают до конца и не внидут в славу, как видим на Иуде, Сауле и других".
"О том, что это пророчество сбылось и на деле, Писание свидетельствует много лет спустя через пророка Аггея... Он привел это речение, желая показать, что суд Божий справедлив, раз и жизнь их впоследствии оказалась соответствующей Его предведению о них".
"Если толковать буквально, то ясно, что Бог, знающий все прежде рождения их, знал, какими оба станут по их собственному произволению, а зная, одного ненавидел, а другого любил".
Феодорит Кирский:
"Потом Апостол приводит и пророческое свидетельство. Якоже есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех (Мал. 1:2). Поэтому не на естество обращает внимание Бог, но взыскует единой добродетели. Сие подтверждает Апостол многими доказательствами".
"В ком предузнал твердое изволение, тех изначала предустави, а предуставив, призва; потом, призвав, оправда крещением; оправдав же, прослави, наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятого Духа. Но никто да не утверждает, что причина сего — предведение, потому что не предведение соделало их таковыми, но Бог издалеча предусмотрел будущее, как Бог. Ибо если я, смотря на рьяного коня, который закусил удила и сбросил с себя седока, скажу, что он, приближаясь к стремнине, бросится в нее, и потом по слову моему исполнится это, то не я ввергнул коня в пропасть, предсказал же, что это будет, воспользовавшись, как признаком, отчаянной смелостью коня. Бог же всяческих издалека все предвидит, как Бог, а не доводит до необходимости одного преспевать в добродетели, другого же делать зло. Ибо если бы Сам принуждал к тому и другому, то несправедливо было бы одного провозглашать победителем и увенчивать, а другому определять наказание. А если Бог справедлив, как и действительно справедлив, то побуждает к доброму и запрещает противное тому, хвалит делателей добра и наказывает по воле своей возлюбивших порок".
"Иисус Христос прямо сказал: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). Вот, Он призвал к себе всех, и никто не останется непричастным благодати. Ибо, сказав: все, Он вообще никого не оставляет в стороне. Тех, кого Он, зная, каковы они будут, предопределил для причастия будущих благ, Он, как сказано, и призвал, так что они вкусили оправдание через веру в Него, став уже невосприимчивыми ко греху".
"По предведению Бога Отца. С этим согласуется то, что сказано Павлом так: так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас (Еф. 1:4-5). Предведением же не что иное надо считать, как созерцание будущего, которое уже не есть предведение, но знание, после того как то, что вначале обдумывалось, становится осуществленным. Итак, хотя те, кому пишет Петр, были избраны согласно предведению, однако говорит он с ними существующими".
Но мы должны понимать, что эти цитаты отцов Церкви не могут сравниться с учением Августина. Почему? Потому что, эти писатели, рассматривая ту или иную тему, по ходу размышлений говорят о каком-то отрывке Писания, приводят его в защиту своей аргументации в другом вопросе. Августин же участвовал в жаркой полемике, написал множество трудов на одну тему, рассматривал этот вопрос длительное время. Августин проработал свое учение детально. А у вышеприведенных отцов не стояла задача исследовать этот вопрос в подробности, причем с рассмотрением всех контраргументов. Это вообще нужно всегда иметь ввиду, когда мы цитируем отцов. Цитаты можно найти на любые темы. Цитатами отцов можно подтвердить и спасение дьявола, и пещерный антисемитизм. Поэтому, давайте рассмотрим более подробное изложение этого вопроса у позднего отца Церкви, который пытается разобраться в древней традиции понимания этого вопроса.
Феофан Затворник пишет:
"Предуставлен был первоначально образ спасения всех в Господе Иисусе Христе, Который и совершил его и учредил всю экономию спасения".
Сначала владыка совершенно справедливо пишет, что предопределение относится ко Христу и в нем спасение всех. То есть, корпоративное избрание, как мы будем говорить ниже.
"Учредив все сие, Он послал святых Апостолов звать ко спасению желающих спасения. Но как же говорится: ихже предустави, тех и призва? Предуставленные то же, что избранные, а из званных не все избранные, — сказал Господь, и дело показало. Зовутся все; но из званных не все последуют званию, — не все делаются призванными".
Здесь начинается путаница. Он задается вопросом: "как же: ихже предустави, тех и призва?". Получается, что только тех, кого предопределил призвал? Но в первом тезисе он говорит, что предопределение относится ко Христу, а не к отдельным людям. И начинает вводить дополнительные конструкции: 1. "Предопределенные" это тоже самое что и "избранные". Зачем тогда 2 разных термина? И куда делись первые – "предузнаные"? 2. Есть еще и избранные, которых в этой цепи Павел не упоминает. 3. Не все званые избранные. То есть, между "оправданны" и "призваны" есть промежуточное звено – "избранные"? Которое Павел опустил? 4. "Званые" и "призванные" разные понятия.
"Призванным следует назвать того, который уже принял Евангелие и уверовал. Но и в этом числе не все избранные, не все предопределенные к сообразию с Сыном в праве и в славе. Ибо многие не остаются верными званию и — или в вере погрешают, или в жизни храмлют на обе плесне (ср.: 3 Цар. 18:21). А избранные и предуставленные пребывают верными до конца".
То есть, существуют 1. Званые, которые могут не уверовать 2. Призванные, которые веруют, но отпадают 3. Призванные и предопределенные это те, кто верует и никогда не отпадет.
"Как же Апостол говорит, что, которых предуставил Бог, тех и призвал? Мы теперь все призванные; ибо находимся в Церкви Божией, в доме Бога нашего. Но кто из нас, смотря на грехи свои, может с уверенностью сказать, что он состоит в числе предуставленных избранников? Следовательно, надобно различать между призванными и призванными. Одни из них суть предопределенные ко спасению и славе, а другие не предопределенные. И если сие необходимо различать, необходимо положить различие между призванием и призванием. Избранные и предуставленные особенным образом проходят акт призвания, хотя слово призвания всех оглашает одинаково".
Последняя мысль очень интересна. То есть, призывающая благодать не на всех действует одинаково. Но на предопределенных особым образом?
"Начавшись здесь, сие различие избранников продолжается потом и во всех последующих актах на пути спасения, или к Богу приближения, и доводит их до блаженного конца. В чем именно сия разность, определить нельзя; но не в одной благодати, сопровождающей слово призвания, а и в настроении и удобоприемлемости призываемых, кои суть дело их произволения. Когда призываются избранники, идут и сии вместе с ними и всё получают, что и те; но побудут много или немного в ограде сей и уходят, как те, которые ходили вслед Господа, но, после того как Он предложил учение о Причащении, оставили Его и не ходили уже более с Ним (см.: Ин. 6:71)".
Тут вообще становится еще интереснее. Владыка пишет, что "различие избранников… доводит их до блаженного конца". То есть, это однозначно Августиновская идея дара пребывания. Которая целиком зависит от Бога. Человеку места в ней нет. Но, с другой, стороны владыка вводит и наше участие: "настроении и удобоприемлемости призываемых, кои суть дело их произволения". И как это все сочетать оставляет тайне Божией: "В чем именно сия разность, определить нельзя; но не в одной благодати…" Буквально пару слов о тайне. Мы все согласимся, что мы должны смиренно склонять головы в непостижимости и таинственности путей Божиих. Их рассудочное постижение, давление в эту сторону, горделивая настойчивость приводят к печальным последствиям. Это, безусловно, так. О тайне сочетания свободы и благодати писал Иоанн Кассиан (старый перевод): "Из этих евангельских примеров видно, что Бог многоразличными и непостижимыми способами устраивает спасение рода человеческого; в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в не имеющих желания возбуждает его; помогает исполниться спасительным желаниям нашим и вдыхает святые желания". Это центральная часть книги и об этом мы будем говорить подробно ниже по тексту. Но здесь, продолжая мысль, скажем, что безусловно, Троица и природы во Христе, точное соотношение свободы и благодати – вещи непостижимые. Но также верно и то, что не все то, что мы не поняли сегодня в Писании, является намеренно таинственным и никогда не может быть усвоено разумом, а затем принято верой. Также и с вопросом свободы и благодати. Мы можем и должны склонить свои головы перед величием тайны Божьего промысла. Но мы также должны, насколько Бог позволит, пытаться прояснить и систематизировать, то, что поддается прояснению и систематизации.
Далее идет практическое применение это доктрины верующими:
"Очень смутительно видеть себя в числе званных и думать: ну-ка я случайно попал в число званных и совсем не принадлежу к званным предуставленным? Доходить до сего всего удобнее нам, рождающимся среди званных и, когда приходим в самосознание, видящим себя уже призванными. Потому ли призваны мы, что предуставлены? Ответ на это такой: если ты верен званию Христову; то знай, что тебе нет основания исключать себя из числа предуставленных. Пребудь верен и благословляй Бога, призвавшего тебя к сообразию с Сыном Его помимо тебя. Если пребудешь так до конца, то не сомневайся, что и там сретит тебя беспредельная милость Божия. Если и падешь, не падай в отчаяние, а спеши покаянием опять стать в чин, из коего испал, подобно Петру. Если и многократно падешь, вставай, веруя, что, вставши, ты опять вступаешь в сонм призванных по предуставлению. Только нераскаянные грешники и ожесточенные неверы могут быть исключены из сего сонма; но и то не решительно. Разбойник уже на кресте, в последние минуты жизни, был схвачен и взят Сыном Божиим в рай. Мы не можем сказать, что не состоим в числе предуставленных, но не можем сказать и противного тому. Но поелику путь к тому всем открыт, и всем возвещается, и мы призваны идти по нему; то и будем идти в уверенности, что если дойдем до конца, то вступим и туда, что стоит в конце сем. Предуставил Бог, как предвидел. То же и в отношении к нам. Бог предвидел, чего возжелаем мы и к чему будем стремиться, и соответственно тому положил определение о нас. Следовательно, все дело в нашем настроении. Блюди доброе настроение, и попадешь в избранники предуставленные. О Царстве Божием Господь сказал, что неустанные ревнители, себя не жалеющие и на всякое добро нудящиеся, восхищают его, άρπάζουσιν (ср.: Мф. 11:12), — будто насильно из рук Божиих вырывают. Напряги усилие и ревнование, и завоюешь себе избрание. Впрочем, сие-то и означает, что ты из предуставленных избранников: ибо неизбранник не станет ревновать".
Тут начинается как раз, то, что полностью демотивирует христианина. Мысли о закрытом списке. У кальвинистов, особо чувствительные души, доходят чуть ли ни до суицида и отпадение в сатанизм из-за того, что постоянно видят себя вне списка. Это и понятно. Сегодня я хорошо и вкусно поел, солнце светит, на работе повышение – Иисус любит меня, я в числе предопределенных. Завтра я крупно и опять согрешил, — вывод: "Рождённые от Бога не грешат", значит я не рожден от Бога, я, оказывается, все это время был вне списка. И сколько бы владыка не говорил, о том, что это "дело произволения, нашего желания, усердия" — все это не так. Вопрос уже решен. Богом до основания мира. Мой вердикт уже вынесен. И всем мерилом моей веры является что? Правильно. Я сам. Вижу себя усердным, значит я предопределен. Вижу себя ленивым, значит Бог не дал мне эту особую благодать. Да и вообще, посмотрел на меня от вечности и говорит: "Ленив этот, его не вписываем".
"Если и многократно падешь, вставай, веруя, что, вставши, ты опять вступаешь в сонм призванных по предуставлению". Это как раз таки и ложно. Никуда ты не вступаешь. Ты или там или нет. Уже Бог все предопределил насчет тебя. Вступить или отпасть можно только туда и тогда, где и когда список открыт. Еще раз повторю, это, на мой взгляд, основной аспект, определяющий ложность данной доктрины: Бог не мог дать человеку такую мучительную головоломку, без решения: в списке я или нет. Это превращает жизнь христианина в ад. Конечно, всегда можем сказать, я об этом не думаю, не парюсь. Но тогда можно и сказать, я о смерти не думаю, живу на полную катушку. Много, о чем можно не думать. И в итоге каков смысл упования? Вера? Христос? Жертва на Голгофе? Нет, основание упования – список! Там я или нет.
"Апостол пишет, что Бог предуведел и предопределил, затем — призвал, оправдал, прославил. Всё — Бог; а мы-то что ж? Если всё — Бог, то нам не сложить ли уже рук? На кого захочет Он так действовать, того уж непременно доведет до блаженного конца. А когда не захочет, сколько хочешь бейся, ничего не выйдет. Но кто начинает биться и бьется, тот-то и есть желаемый Богом. Когда говорится, что Бог и призывает, и оправдывает, это не значит, чтоб призываемым и оправдываемым это ничего не стоило. Бог влечет, они изъявляют желание последовать и решаются на то, — и текут, борясь с предлежащими противностями и при помощи Божией преодолевая их. Течение сие напряженно, и путь сей есть кровный путь. Он совершается при взаимодействии благодатной силы Божией и произволения человеческого. Апостол изображает в сем деле только одну сторону — Божеское вседействие для того, чтобы потом вывесть: если так, чего нам бояться? Ибо и речь о сем начал с целию выставить твердые основания упования. А это требовало останавливаться вниманием преимущественно на том, что идет от Бога в устроение нашего спасения".
Тут владыка говорит совершенно в духе и традиции позднего Проспера, Фульгенция: "Бог влечет – мы откликаемся". Но буквально абзацем выше он пишет: "О Царстве Божием Господь сказал, что неустанные ревнители, себя не жалеющие и на всякое добро нудящиеся, восхищают его, άρπάζουσιν (ср.: Мф. 11:12), — будто насильно из рук Божиих вырывают. Напряги усилие и ревнование, и завоюешь себе избрание". Вы видите эту постоянно повторяющуюся смесь? То есть, изначально есть аксиома: мы, православные, по святым отцам "вырываем у Бога Царство". Потом начинаем читать Писание и оказывается в нем другие акценты. Начинаем писать: "Бог влечет мы откликаемся". Кассиан пишет: " Он внушает нам и Свою святую волю, и дает силу и удобный случай исполнить то, чего правильно желаем; "ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" (Иак.1:17). По словам апостола, Он и начинает в нас добродетель, и совершает ее, "дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей" (2Кор.9:10). А мы должны со смирением покоряться непрестанно влекущей нас благодати, чтобы, противясь ей, не услышать того же, что сказано было иудеям через Иеремию: "разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?". Но буквально сразу пишет: "Мы должны опасаться, чтобы все заслуги святых приписывать Богу"! Об этом и все наше исследование "Свобода и благодать во Вселенской Церкви". Проспер разносит эту противоречивость. Не оставляет камня на камне. Мы, конечно, можем сказать – это тайна. А можем сказать, нет это не тайна, ибо: "Мы должны со смирением покоряться непрестанно влекущей нас благодати" и "не бояться все заслуги святых (всех христиан) приписывать Богу". Вот это и есть кафолическое учение, отвергающее любой повод к превозношению и прославлению Бога во всех своих делах. Упование лишь на жертву и кровь Спасителя, а не на "вырванное из Его рук, выбитое коленом спасение". Как Павел не пытался во всех своих посланиях разбить склонность человеческую к желанию аплодисментов от Бога, — так и не получилось: "Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры".
Иг. Петр Мещеринов пишет: "Опять же, как некий педагогический способ выражения — это допустимо – нельзя же сказать: "ничего не делай принципиально, и греху в себе не сопротивляйся". Но всякий раз, неопустительно, нужно добавлять: это принуждение себя – уже дар благодати, поэтому никакой "торговли с Богом" и разделения на "мои заслуги" и "помощь Божию" быть не может; против воли сердца – это умерщвление ветхого Адама, заповеданное Писанием, а не "самосовершенствование" в неоплатоническом духе... и т.п. И прибавлять, всегда прибавлять третий пункт: весь смысл аскетики – чтобы "нащупать в себе, в том самом сердце, личное руководство Божие, и научиться следовать ему". Об этом как раз Макарий Великий (один из немногих) пишет в других местах; но вот именно это из аскетики выпало совсем, этому у нас не учат, и получается псевдомонашеская казарма". И продолжает: "Что касается преп. Симеона Нового Богослова — то он вообще большой путанник. Под руками нет книги, но я хорошо помню (это "Слова", первый том): на верхней части страницы — "спасаемся только благодатью", на нижней части той же страницы — "поэтому поозлобляем себя, попостимся, помолимся..." и т.д. Можно сказать, классическое наше "православие". Смесь, как я и говорю".
И заканчивает свои рассуждения святой владыка Феофан так:
"Экумений приводит слова святого Кирилла (не видно, какого), в которых он утверждает, что во всех этих действиях Божиих надо доразумевать сказанное пред сим: сущим, — κατά, πρόθεσιν, по произволению их, — званным. Именно ихже предуведе, тех и предустави, — τοις κατά πρόθεσιν, — соответственно произволению их. Ихже предустави, тех и призва, — τοϊς κατά πρόθεσιν, — не связывая их произволения. Ихже призва, сих и оправда, — τοις κατά πρόθεσιν, — не без участия их произволения. Ихже оправда, сих и прослави, — опять сущим — κατά πρόθεσιν — званным, — сообразно с направлением их произволения. Доразумевать сие надобно, чтобы не пришел кто к неуместному заключению, будто Бог одних создал для добра, а других для зла. А если доразумевать это — κατά πρόθεσιν, — по произволению; то во всех сих действиях будет очевидно участие и собственного произволения верующих, и Бог будет созерцаем чуждым всякого лицеприятия".
Делая краткий итог идеи личного предопределения на основании предзнания Бога заслуг каждого, мы можем сказать, что такая традиция понимания является широко распространенной. От древности до наших дней.