Предзнание заслуг

Если мы все же, признаем цепочку неразделимой, то посмотрим какие существуют версии предзнания, не разбивающие "золотую цепь" спасения.

Например, Корнилий сотник был очень набожным человеком и потому Бог послал ему Петра, а вместе с ним и дар веры. Этот аргумент не выдерживает никакой критики. Начнем с того, что Беда Достопочтенный, комментируя обращение Корнилия, утверждает, что вера в единого Бога ему была дарована до его молитв.

Он пишет:

"Не добродетелями достигают веры, а верой — добродетелей, как разъясняет блаженный папа Григорий. Ибо Корнилий, говорит он, чьи милостыни еще до крещения удостаиваются похвалы, свидетелем которой становится ангел, не от дел пришел к вере, а от веры к делам. Если он не веровал в истинного Бога еще до своего крещения, то кому он молился? Или каким образом услышал бы его всемогущий Бог, если бы он не просил у Него совершенствоваться в добре? Следовательно, он знал Творца всего, Бога, но пребывал в неведении относительно Воплощения Его всемогущего Сына. Имел веру тот, кто молитвами и милостынями смог угодить Богу и добрыми делами своими заслужил того, чтобы ему было даровано совершенное познание Бога и вера в таинственное Воплощение Его Единородного Сына — ведь он был удостоен таинства крещения. Итак, верой он пришел к делам, а делами был укреплен в вере".

Далее, конечно, никаких заслуг у разбойника, мытаря, блудниц и самого Павла не было, но им была дарована вера. Поэтому эта версия совершенно несостоятельна.