Критика безусловного избрания
Писание утверждает, что вера — это милостивый дар Божий человеку, и оно же утверждает, что вера — это нечто в человеке, что принадлежит человеку, что Бог принимает во внимание. Но этот парадокс лишь кажущийся, а не реальный, и он разрешается, когда признаются все факты, как мы увидим позже.
Из его трудов видно, что мышление Августина и его отношение к Писанию были обусловлены доминированием концепции веры как дара Божьего человеку. Я полагаю, что его трактовка антиномичных отрывков Писания обуславливается стремлением найти единообразие в Писании и полное обоснование того, что он считал учением основных окончательных идей, относящихся к вопросу об избрании. Писание действительно антиномично. Иногда мы находим вполне разумное "примирение" таких отрывков, иногда Господь снимает вопрос с повестки, иногда наличием двух противоположностей держится наша вера, как батарейка в который есть плюс и минус.
Иг. Петр Мещеринов говорит: "Я всегда придерживаюсь "принципа лодки": не нужно всем переходить на одну сторону. Лодка должна быть уравновешена, а то утонем. И Писание поэтому антиномично и шире нашего "дуального" рассудка: есть и Павел, и Иаков".
Нужно понимать, что логически Августин безупречен. Нужно также понимать и его колоссальный авторитет. Только подумайте: не было в истории Церкви учителя и мыслителя, оказавшего равного или похожего влияния на весь христианский мир. Поэтому, насколько мы должны иметь "страх и трепет", критикуя учение такого мужа. Критикой учения Августина о предопределении занимались и занимаются сотни исследователей, этому посвящены научные труда. К этому приложили руку как прославленные святые, так и блестящие ученые. Поэтому я лишь кратко коснусь лишь двух аспектов.