Возможность отпасть

Римлянам 11.

Тот факт, что избрание является корпоративным и охватывает отдельных людей только в связи с избранным телом, отражен во многих отрывках Писания. Павел утверждает, что некоторые из иудеев, как ветви отломились за неверие. Верующие из язычников, привитые к корпоративному телу, предупреждены о том, что им может грозит такая же участь (ст. 19-22). Поэтому пусть они стараются пребывать в вере в смирении и страхе (ст. 20-22). Для отсеченных ветвей сохраняется надежда: они могут быть снова привиты, если не будут продолжать пребывать в неверии. Таким образом, избрание происходит в народе (теле — Церкви), а отдельные люди являются избранными только в идентификации и органическом единстве с телом через веру.

Письмо Колосянам.

Павел адресует свое послание к Колоссянам "святым и верным братиям во Христе" (1:2), о которых он говорит как об "избранных Божьих" (3:12), которые были "избавлены от власти тьмы и введены в Царство возлюбленного Сына Своего" (1:13) и которые раньше были "отчуждены" от Бога, но теперь примирились в теле плоти Христа через Его смерть, чтобы в конечном итоге предстать святыми и непорочными "пред Собою" (1:21 и далее). Но он предупреждает их, что конечная цель будет реализована в них только в том случае, "если только пребываете твёрды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования" (1:23). Это предупреждение не относится к посторонним, а только к членам избранного тела (4:5).

Письмо Ефесянам.

Обращается Павел, очевидно, к живым членам Церкви: "В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом" (1:13), которых Бог "мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (2:5-7). Но он предостерегает их от участия в нечестии окружающего мира, чтобы они не стали причастниками Божьего гнева на непослушных (5:1-7). В рамках более широкого предупреждения содержится конкретное предостережение против того, чтобы позволить себя обмануть суетными словами и хитроумными аргументами тех, кто пытается убедить их в том, что такое событие не может произойти (ст. 6).

Возможность отпадения пронизывает все Писание. Нам нет необходимости приводить все места Писания, чтобы показать несостоятельность мнения Августина, что живой член Церкви, возрожденный Духом, не может отпасть от веры. Желающие могут посмотреть Евр. 3:6, 12-14; 10:26, 2 Пет. 1:10, 5-8, 1 Ин. 2:18-24, Мф. 25:1-13. Это далеко не полный список.

Теперь обратимся опять к теме предопределения.

Деяния 4:28.

"Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых".

Греческое слово предопределил – "προορίζω" происходит от слова "ὁρίζων", хорошо знакомое нам по слову "горизонт", означающее предел или границу. Приставка "προ" означает время – до, заранее. Мы не можем сказать, что Бог устанавливает географические границы, как не хотелось бы некоторым православным патриотам. Но границы есть у тела Христа, границы есть у Церкви, за которыми "тьма внешняя". Безусловно, словоупотребление, скорее, означает "определение заранее". Но тем не менее интересна этимология данного слова. В любом случае, это слово употребляется шесть раз в Новом Завете и только в тех случаях, когда идет речь о предопределении ко спасению: Еф. 1, Деян. 4, Рим.8, 1 Кор 2. Поэтому в этом отрывке Деян. совершенно однозначно говорится Кого Бог предопределил ко спасению – "Мужа, воскресшего из мертвых".

1Кор. 2:7

"Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы".

Синодальный переводчик выбрал слово "предназначил", хотя ранее всегда выбирал "предопределил", — это тоже слово προώρισεν. Смысл, конечно, не меняется, но нам важно подчеркнуть, что это одно и тоже слово во всех шести местах Нового Завета.

Амвросий Медиоланский говорит об этом стихе так: "В то же время, становление не всегда подразумевает творение; ибо мы читаем: "Господи, Ты стал нашим прибежищем" и "Ты стал моим спасением". Очевидно, здесь не говорится о факте или цели творения, но говорится, что Бог стал моим "прибежищем" и обратился в мое "спасение", даже как сказал апостол: "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением", то есть, что Христос был "сделан [таким]" для нас, от Отца, а не сотворен. Опять же, автор объясняет в продолжении, в каком смысле он говорит, что Христос стал для нас Премудростью: "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы". Итак, Крест Господень — моя мудрость, смерть Господня — мое искупление, ибо мы искуплены драгоценной Кровью Его, как сказал апостол Петр. Кровью Своею, будучи человеком, искупил нас Господь, Который и как Бог простил грехи"[1].

То есть, опять предопределение относится ко Христу и Его подвигу. Амвросий пишет "Премудрость" с большой буквы, связывая это слово с личностью Христа.

Обратимся опять к золотой цепи спасения. Вот что пишет А.П. Лопухин в своем толковании Рим: 8: 30-30:

"Кого предопределил, тех и призвал. Из этого ясно, что призвание есть первый момент в осуществлении Божественного предопределения. Оно не обращено ко всем, а только к избранным. Это призыв божественной благодати, действующей таинственно на сердце человека и располагающей человека к принятию божественного слова (Флп. 1:6, 29). Но, во всяком случае, этот призыв не может остаться тщетным: призываемые — это те, кто способен возлюбить Бога и последовать Его призыву, как то предузнано Богом. — Оправдал. Так как оправдание не может иметь места там, где нет веры, то ясно, что Апостол включил веру в понятие призвания. Бог призвал людей, и они уверовали. Вслед за этим совершилось их оправдание. Об освящении Апостол отдельно не говорит, очевидно, отождествляя его с оправданием. — Прославил. Если Христос уже прославлен, то, значит, непременно будут прославлены и верующие в Него. Поэтому Апостол говорит о прославлении их, как о факте уже совершившемся, подобно тому как пророки Ветхого Завета говорили о будущих событиях, как о прошедших. — Заметить нужно, что, хотя Апостол здесь все наше спасение - призвание, оправдание и прославление — приписывает одному Богу, однако он не отрицает необходимости участия в этом деле со стороны самих спасаемых. Так, напр., в послании к Ефесянам он указывает на то, что Бог предназначил нам исполнять добрые дела (Еф. 2:10). В послании к Филиппийцам он также говорит, что христиане сами должны совершать свое спасение (Флп. 2:12). Здесь же он не упоминает о произволении человеческом потому, что целью его в настоящем случае было — выставить на вид самое твердое основание для уверенности нашей в будущем прославлении. А что могло быть тверже в этом отношении, как не предопределение Божие о спасаемых, выразившееся в их призвании и оправдании?"

Это честная попытка все же увидеть в тексте то, что в нем есть: а именно, что эта цепочка не разделима. И поэтому, относится явно не ко всем званным, потому что в этой цепи нет места человеческому отказу. Также мы видим попытку совместить обе теории: безусловного и условного предопределения: "Это призыв божественной благодати, действующей таинственно на сердце человека и располагающей человека к принятию божественного слова". То есть, вслед за Августином говорится о том, что Бог готовит сердце к принятию дара веры. "Но, во всяком случае, этот призыв не может остаться тщетным" — непреодолимая благодать. Однако, А.П. Лопухин пытается добавить и наше участие: "хотя Апостол здесь все наше спасение — призвание, оправдание и прославление - приписывает одному Богу, однако он не отрицает необходимости участия в этом деле со стороны самих спасаемых".  Конечно, совершенно непонятно как это все связать. Если цепочка со стороны Бога непреодолима, то какая роль у наших совершенных или несовершенных дел? Но А.П. Лопухин в данном случае, по крайней мере, честно вводит все элементы уравнения. Хотя картина и не проясняется.

Но все становится совершенно ясно если мы говорим о предопределении Церкви, народа, тела Христа. Тогда мы видим, что и нерушимый, непреодолимый Божий замысел, и свобода откликнуться на зов, и всеобщий призыв, и смерть ради всех, и возможность отпасть, — все это гармонично связано в одно учение.

 



[1] Изложение христианской веры, 3: 35-36. Пер. с анг. мой. https://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf210.iv.iv.v.v.html#fnf_iv.iv.v.v-p11.1