Ириней

Ириней был первым настоящим богословом церкви в послеапостольскую эпоху, поскольку глубина его богословской мысли превосходит таковую у апостольских отцов и ранних апологетов церкви. Ириней раскрывает многие темы, уже обсуждавшиеся, в связи с различными другими деятелями, но при этом помещает их в более широкий богословский и искупительный исторический контекст.

Первое, что следует отметить, это то, что богословие Иринея Христоцентрично. В соответствии с Игнатием, Ириней учит четкой доктрине о божественной природе Христа.

Иисус не только участвует в божественной деятельности, такой как творение и искупление, Он также является средством, с помощью которого Бог познается. Как объясняет Ириней:

«Итак, чрез Сына, Который есть во Отце и имеет в Себе Отца, открылся Бог Сущий, так как Отец свидетельствует о Сыне, и Сын возвещает Отца».

В соответствии с этим подходом Ириней пишет:

«И чрез Самое Слово, сделавшееся видимым и осязаемым, Отец являлся, хотя не все одинаково веровали, но все видели в Сыне Отца, ибо Отец есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца».

И посвящает этому целую главу 4.6 «Никто не знает Отца, кроме Сына».

В богословии Иринея содержание христианской веры приобретает христологическую форму. Ириней исповедует вероучение, которое служит кратким изложением христианской веры:

«Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание, веруя во Единого Бога, Творца неба и земли и всего, что в них, чрез Иисуса Христа Сына Божия, Который, по превосходной любви к своему созданию, снизошел до рождения от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом, пострадал при Понтие Пилате, воскрес, во славе взят (на небо) и со славою придет, как Спаситель спасаемых и Судия осуждаемых, и пошлет в вечный огонь исказителей истины и презрителей Его Отца и пришествия Его».