Заключение

У православного ученого, патролога, богослова А. Г. Дунаева есть прекрасная лекция о влиянии на исихазм различных нехристианских идей. Вот короткое резюме:

«2) Анализ двух других текстов, проведенный А. В. Бусыгиным, доставил еще одно, на сей раз неопровержимое, доказательство византийского происхождения исихастских сборников с текстом о трех годах раздельного вселения Троицы, откуда с неизбежностью следует вывод о еретическом и магическом характере византийского «омфалоскопического исихазма», равно как и многовековой (500-600 лет) русской практики Иисусовой молитвы.

3) Происхождение «Откровенных рассказов Странника» и возрождение интереса к психосоматической технике Иисусовой молитвы в к. 19 — 20 вв. не имеет ничего общего с реальной святоотеческой традицией. Техника молитвы, описанная в «Страннике», явилась следствием личных экспериментов Арсения Троепольского на основании сведений из «Добротолюбия», жития и 75 действий Василиска с использованием сведений из Бхагавад-Гиты и суфийской техники (и, возможно, опыта Игнатия Лойолы) вследствие особых богословских установок, проистекавших из теснейших контактов Арсения Троепольского с русскими масонами пер. пол. — сер. 19 в.

4) Влияние восточных практик можно предполагать на первом этапе (4-7 вв., йога), достаточно уверенно постулировать в 13 в. (суфизм и опосредованно йога), вполне доказательно (хотя и не во всех мелочах) — на «Странника» в 19 в.

5) В попытке богословски оправдать мистическую «омфалоскопическую технику» свт. Григорий Палама, не имевший личного опыта созерцания Света (в его сочинениях подобные свид-ва отсутствуют, что было очевидно его современникам, приписавшим ему «Главы» Симеона Нового Богослова), ошибочно счел естественный свет, зримый практиками разных религий, Нетварным, вследствие чего, с опорой на богословие Пс.-Дионисия Ареопагита (и тем самым косвенно — на Прокла), создал неверную богословскую систему, лишь частично скорректированную его последователями (мысленное, а не реальное различие между сущностью и энергиями). Богословие свт. Григория Паламы должно быть пересмотрено и, как минимум, значительно исправлено путем уточняющих формулировок. Только такой шаг даст шанс православному богословию вернуться к своей традиции и продолжить свое самостоятельное творческое развитие».

Красным я выделил общие элементы. Как вы видите, это не что-то похожее, это одно и тоже. Но замечательно, что исихазм идет дальше всех других культов: само тело адепта трансформируется. Аккумулированная энергия-благодать продолжает находится в разложившихся (иногда не до конца) трупах.

Мне скажут, что я кощунственно называю мощи трупом. Я называю человеческие останки так, как их называли апостолы: «хижина из соломы», «тело смерти», «глиняные сосуды». И это в лучшем случае. Поэтому у меня нет библейских оснований называть труп как-то иначе. Почитать кости мучеников? Да. Любить и чтить их останки? Безусловно. Поклоняться и считать вместилищем магической энергии? Никак!

Индуизм

Платон

Плотин

Гностицизм

Палама

  1. Индуизм в широком смысле знает как полное растворение в Боге, так и единение с Богом, сохраняющее различие между душой и Богом.
  2. Психотехника (йога) является формообразующим сущностным центром всей духовной культуры Индии.
  3. С помощью исполнения заповедей ямы – ниямы и направленной перестройки психики в процессе йогического духовного делания достигается особое состояние сознания.
  4. В зависимости от религиозной традиции такое состояние характеризуется:
    • либо единением, недвойственностью души и Бога как соединившихся возлюбленных, при этом принципиальное различие между душой и Богом остается и снимается лишь в бхактическом экстазе любви;
    • либо индивидуальный дух осознает и переживает свою тождественность абсолютному духу Шивы, что приводит к растворению индивидуальности в океане божественности.
  1. Душа «омрачена неведением» об истине.
  2. Душа божественна, богоподобна.
  3. С помощью самоочищения, отвержения, забывание себя и упражнения тела (аскетика), подчинение желающей и страстной части души разуму и практику добродетелей душа восходит к созерцанию истины.
  4. Все внимание при упражнении должно быть обращено внутрь, на себя. Истина внутри, в опыте, созерцании и переживании, а не во внешних словах, определениях, законах. Критерий истинны только опыт.
  5. Истина невыразима, неопределима, неописуема, но познание ее возможно через слияние, единение, переживание.
  6. Истина вне бытия и мира, полностью трансцендентна миру и бытию, выше самого неба, богов, Форм и Идей. Она превосходит все сущности, будучи принципом, который определяет их как сущности и удерживает их все в бытии.
  7. Истина переживается как свет.
  8. Свет охватывает душу, она становится светоносной, но не тождественной Самому Свету.
  9. В самой душе нет света истины, но она по своему богоподобию способна воспринять этот свет.
  10. Осияние светом не может быть вызвано человеком по желанию, но в силах человека лишь создать условия для внезапного озарения, экстаза — выхода за пределы самого себя.
  11. Созерцание приводит к единению, ассимиляции, подобию — обожению. Душа приобретает полноту бессмертия и божественности.
  1. Душа «омрачена неведением» об истине.
  2. Душа божественна, богоподобна.
  3. Высшее начало, мировой Разум триипостасен, но за пределами выражения «личность» или «не личность»: Единое (Бог, Отец), которое рождает Ум и мировую Душ.
  4. Бог вне бытия и мира.
  5. С помощью самоочищения, отвержения и упражнения тела (аскетика), подчинение желающей и страстной части души разуму и практику добродетелей душа восходит к созерцанию Бога.
  6. Все внимание при упражнении должно быть обращено внутрь, на себя. Истина внутри, в опыте, созерцании и переживании, а не во внешних словах, определениях, законах. Критерий истинны только опыт.
  7. Бог невыразим, неопределим, неописуем, но познание Его возможно через слияние, единение, переживание.
  8. Бог созерцается как свет.
  9. Свет охватывает душу, она становится светоносной, но не тождественной Самому Свету.
  10. Осияние светом не может быть вызвано человеком по желанию, но в силах человека лишь создать условия для внезапного озарения, экстаза — выхода за пределы самого себя.
  11. Созерцание приводит к единению, слиянию, подобию — обожению. Душа приобретает полноту бессмертия и божественности.
  1. Опыт «лицом к лицу» преображает человека.
  2. Для такого опыта нужно «знание пути».
  3. Применение «технических средств» (аксетика, медитация).
  4. Эти средства нужны «для подготовки себя», но не для вызывания самого опыта.
  5. Субъект «воспринимает» опыт запредельного, а не творит его.
  6. Сам опыт является «актом божественной деятельности и милосердия».
  7. «Демонические силы вытесняются из субъекта».
  8. «На место» демонических сил приходят «силы Бога».
  9. Силы Бога «нисходят по благодати».
  10. Субъект выходит за свои пределы.
  11. «Кульминация» сопровождается «экстазом» и «обожением».
  12. В результате такого опыта происходит «поглощение» богом или «преображение» в бога — «апофеоз».
  13. Образуется «новое духовное существо».
  1. Обожение происходит, когда «святые мужи видят божественный свет».
  2. Это точно такое же событие, которое было со Христом на Фаворе.
  3. Видение света возможно при полном успокоении ума (исихия), которая выше «оставления всего сущего».
  4. Полная исихия возможна при «очищении сердца от страстей».
  5. Ученики на Фаворе достигли состояния «полного отказа от чувственного видения» и «претерпели незнание», только в таком состоянии они «вместили» в себя видение света Христа.
  6. Обоживающий свет есть «божество и обожение» само по себе.
  7. Благодать нетварна и именуется «божеством, самобожеством и богоначалием».
  8. Однако Бог в Своей сущности выше Своего обоживающего божества, поэтому должен именоваться «Сверхбогом».
  9. Свет обожения «срастворяет» адепта «с благодатью».
  10. «Оставляя все чувственное, рассудочное, рассудительное» и «получив незнание, которое выше знания», адепт «сливается» с Богом.
  11. Через обоживающий свет адепт «сам становится светом».
  12. При обожении происходит «смешение» Бога и человека.
  13. Божественный свет обожения приводит к тому, что Бог «срастается с достойными как с Собственными членами и единится с ними вплоть до всецелого переселения, равно как и они всецелыми всецело переселяются в Него».
  14. Обоживающая благодать через свет делает адепта «Богом по состоянию», хотя и не по природе.
  15. Только тот, кто «стал сам светом» может познать «немыслимость Бога».
  16. Через свет обожения Бог «видится как Он есть» уже сейчас, вопреки апостолу Иоанну, говорившему: «но еще не открылось... когда же откроется... увидим Его как Он есть».
  17. Обоженый человек, его тело и его останки делаются «нетварными, безначальными и безграничными».
  18. Обожение переходит на тело и тело тоже обоживается.
  19. Творение чудес и знамений Иисус совершал посредством «обоженой плоти».
  20. Тело в результате обожения «отворачивается от наклонности ко злу».
  21. Доказательство сверхъестественных и чудесных свойств обоженой плоти — «чудотворные мощи святых».
  22. Тело в результате действия обоживающей благодати приводит адепта к частому плачу — «источнику слез».
  23. Слезы «выше крещения», «поднимают к небу» и «обоживают».
  24. Так как обоживающая благодать, которая есть свет, нетварна и божественна сама по себе, то обоженого человека, его тело и даже его останки можно называть богом (или даже Богом с большой буквы) и божественным, а потому воздавать честь как Богу, то есть кадить ему и становится на колени.