Поза

Сначала рассмотрим позу с прижатым подбородком.

Неизвестный автор в «Методе» пишет:

«Затвори дверь и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы».

Положение головы, при котором подбородок касается груди, является одним из основных положений в хатха-йоге для практики пранаямы. Это джаландхара-бандха, подбородочная бандха, то есть положение, при котором подбородок прижат к груди. Эта бандха имеет конкретную функцию. Текст, содержащий основные учения хатха-йоги, называемый Haṭhaprādipikā [1], гласит:

«Прижимая подбородок плотно к груди, многократно поднимая apāna-vāyu (вдох), выдыхая вдыхаемую prāṇa, медитируя на это (единую высшую Реальность), таким образом (йогин) достигает несравненного Знания».

На физиологическом уровне джаландхара-бандха регулирует сердечную деятельность. Сонная артерия проходит через шею и является самым важным кровеносным каналом для орошения мозга. При опускании шеи сжимается каротидный синус, уменьшая сердцебиение; кровяное давление падает, кровоснабжение мозга уменьшается, что приводит к психической неподвижности.

Выдержка из переводной статьи Bhole M. V., Karambelkar P. V. Heart Control and Yoga Practices:

«Джаландхара-бандха (ДБ), так называемый «подбородочный замок», является одной из трёх основных бандх, применяемых в практике задержек дыхания. Термин «бандха» можно перевести как «замок»; традиционно принято считать, что бандхи обеспечивают перераспределение энергии в определенном, нужном адепту направлении. ДБ может выполняться как элемент некоторых асан (сарвангасана, халасана, карнапидасана), а также как изолированная техника во время кумбхаки (задержки дыхания); обычно в положении сидя».

Теперь поговорим о позе зародыша.

Свт. Григорий Палама, «Триады»:

«У продвинувшихся в исихии все такие вещи получаются без труда и стараний: при совершенном сосредоточении души в себе остальное постепенно приходит само и без усилий... ведь в таких делах учитель не разум, а труд и добытый трудом опыт, который приносит полезный плод, делая пустыми и бесплодными рассуждения всевозможных спорщиков и обличителей. И если, как говорит один из великих учителей, после падения внутреннему человеку свойственно уподобляться внешним формам, то неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца».

«И потом, какое место удобнее для нападающего на нас снизу злого духа, плоть или ум? Разве не плоть, о которой и апостол говорил, что до вселения закона жизни в ней не живет никакого добра (Рим.7:18)? Значит, ее тем более никогда нельзя оставлять без внимания. Как она подчинится нам, как нам ее не растерять, как отразить подступающего к ней духа злобы, особенно когда мы еще не умеем духовно отражать духовные силы зла, если не научимся быть внимательными и к своей внешней форме? Что говорить о начинающих, если даже совершенные мужи не только после Христа, но и прежде Его пришествия к нам придавали телу такую форму во время молитвы и были услышаны Богом.

Совершеннейший боговидец Илия разрешил молитвой многолетнюю засуху, прислонив голову к коленям и таким образом прилежно введя свой ум вовнутрь его самого и в Бога (3Цар. 18, 42). А люди, от которых ты наслышался, брат, болеют, наверное, фарисейской болезнью, почему и не хотят соблюдать и очищать внутренность чаши, то есть свое сердце. Не следуя отеческому преданию, они спешат сесть над всеми как новые законоучители; вот они и отвергают телесную форму молитвы мытаря, оправданного Господом, и других молящихся тоже подбивают ее не держаться. Потому что как говорит Господь в Евангелиях? «Мытарь... не смел даже поднять глаз на небо» (Лк.18:13). К этой внешней форме и стремятся те, кто при молитве направляет взор на самого себя».

Таким образом, Бог услышал Илию, потому что он голову поместил между ног и «ввел ум вовнутрь самого себя и в Бога». То есть, ум «ввести вовнутрь Бога» можно техническим приемом. Весьма сомнительно, что положение тела Исаии и его технический прием введения ума внутрь имел значение перед Богом.

И дается опять ссылка на Писание: «Мытарь... не смел даже поднять глаз на небо». Иисус в этой притче говорил сокровенно про позу зародыша? Для тех, кто понимает? И рекомендует это делать всем, кто «направляет взор на самого себя». Получается, что это своего рода медитация «на самого себя»: «ум» технически «вводить в Бога», отключать интеллект и разум, забывать себя, засовывать голову между ног, смотреть в пупок.

А вот как это все происходит у йогов:

«Гарбхасана (поза зародыша). Эта асана напоминает положение плода в чреве матери. Отсюда и название (гарбха — «зародыш»).

Техника: Как было описано в куккутасане, введите обе руки в промежуток между икрами ног и бедрами. Выведите локти сквозь голени ног наружу. Правой рукой схватитесь за правое ухо, а левой рукой — за левое. Вы должны очень осторожно выполнять заключительную стадию этой асаны, так как, пытаясь взяться руками за уши, вы можете упасть назад. Поскольку ваши руки не будут поддерживать туловище, вы окажетесь беспомощными. Однако практикуя эту асану, вы можете слегка раскачивать тело на ягодицах. Через несколько дней практики тело будет устойчивым. Если вам будет трудно выполнять эту асану, вы можете ее делать без падмасаны. Схватитесь за уши или за шею, введя предплечья за бедра. В этой позе нога будет вытянута вниз».

Мит. Каллист:

«Григорий Синаит признаёт, что молящийся в такой позе скоро почувствует, насколько она неудобна, но призывает не бросать своего дела, невзирая ни на что. «Ты будешь испытывать чувствительную боль в груди, плечах и шее», предупреждает Григорий, но, тем не менее, продолжает он, должно и дальше «непрестанно восклицать». В другом месте он говорит: «Не следует быстро вставать по нерадению, из‑за неугасающей боли [...]. Коли случится тебе часто чувствовать боль в голове и плечах, переноси ее с терпением и ревностью, ища Господа в сердце». Современные христианские учителя, как православные, так и других конфессий, считают, что телу при молитве следует придать удобное положение, расслабить его, чтобы молящийся, насколько это возможно, его не замечал. Григорий Синаит думал совсем иначе. Он, несомненно, полагал, что призывание имени Господа, в частности, Иисусова молитва, выражающее сокрушение, печаль и раскаяние, скорее должно сопровождаться физической болью, нежели ощущением лёгкости, комфорта и расслабленности».



[1] «Ха́тха-йо́га-пра́ди́пика» (санскр. हठ योग प्रदीपिका, IAST: haṭhayoga pradīpikā — «свет Хатха-йоги») — написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Горакшанатха, основателя Натха-сампрадайи.