Пупок

Палама:

«А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим.7:23), чтобы изгнанный «баней возрождения» (Тит.3:5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и «последнее не стало хуже первого» (Лк.11:26)?»

«Сила зверя» сидит в пупке. Подразумевается сексуальная энергия. Концентрация на этом центре является основой даосской внутренней алхимии. Преобразование сексуальной энергии в бессмертное тело. У индусов в этом центре происходит пробуждение «кундалини».

«Метод»:

«Затвори дверь и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто...»

Эта чакра называется у индусов Maṇipūra или nābhiṣṭhāna от nābhi, пуп. Он расположен в поясничной области, на высоте пупка. Лотос голубого цвета с десятью лепестками, внутри которых находятся буквы. Эта чакра связана с элементом огня, с Солнцем, с дыханием, с чувством зрения.

У непосвященных каналы (nāḍī) стали нечистыми, потому что они «омрачены», и их необходимо очистить с помощью психофизических дисциплин. Таким образом, энергия kuṇḍalinī «пробуждается» и движется вверх. Пробуждение kuṇḍalinī вызывает чрезвычайно сильный жар. Фактически, его прохождение через чакры проявляется в том, что нижняя часть тела становится инертной и холодной, как труп, в то время как часть, пересекаемая kuṇḍalinī, горит.

Согласно буддийской тантрической традиции, kuṇḍalinī лежит как тайная сила в состоянии сна в пупочной области; с практикой психофизических дисциплин она разгорается, как огонь, достигая высших чакр. Это тепло достигается за счет трансмутации сексуальной энергии.

Е. А. Торчинов:

«С. Гроф (в своей книге «Области человеческого бессознательного» «Е. Ж.») пишет, что многие переживания на психоделических сеансах совпадают с переживаниями, описываемыми кундалини-йогой как активизация чакр. Соответствующие переживания часто бывают у людей, не имевших никакого представления об индийской психотехнике, испытуемые даже описывают релевантные теоретические системы без использования, конечно, санскритской терминологии. С. Гроф замечает, что «система чакр, по-видимому, обеспечивает нас весьма полезной картой сознания, помогающей пониманию и обозначению, переводу на понятийный язык многих необычных переживаний» во время психоделических сеансов.

Гроф также отмечает и еще одно редкое переживание: подъем кундалини по позвоночному столбу (кундалини чувствуется как бегущая по позвоночнику «змейка» жара) с последующей активизацией всех чакр: это переживание ведет к получению глубокого трансперсонального опыта экстатического и объединяющего характера. Гроф сообщает, что на авторитетной конференции по научной интерпретации йогического опыта (Нью-Дели, Индия, 1972 г.) было признано, что из всех систем йоги именно кундалини-йога более всего напоминает ЛСД-терапию:

«...и та, и другая техника способствует мгновенному и огромному высвобождению энергии, порождает глубокие и драматические переживания и может принести впечатляющие результаты в относительно короткий период времени. С другой стороны, они несут с собой огромный риск и могут быть чрезвычайно опасны, если не проводятся под тщательным наблюдением и ответственным руководством».

Теперь мой бывший учитель, всемирно известный даос Мантэк Чиа:

«Высшее Я — защитник и советчик. Обнаружив Изначальную Силу (сексуальная энергия цзин «Е. Ж.»), вы автоматически установите контакт с Высшим Я. Высшее Я сопровождает нас с самого рождения, но мы этого не осознаем. Нам нужно еще раз взрастить нашу с ним связь. Если мы потеряли слишком много сексуальной энергии, наша жизненная сила, тесно связанная с ней, становится все слабее. Почувствовав Изначальную Силу в области пупка и увидев золотой свет... просто позвольте силе или свету постепенно коснуться вас. Почувствуйте, что у вас с ним возникла прочная связь. Высшее Я может давать вам советы, защищать и вообще руководить вашей жизнью. Если сможете, постоянно чувствуйте его присутствие».

Обратите внимание: «автоматически». Это то, что пишет свт. Григорий Палама:

«У продвинувшихся в исихии все такие вещи получаются без труда и стараний: при совершенном сосредоточении души в себе (в пупке «Е. Ж.») остальное постепенно приходит само и без усилий... ведь в таких делах учитель не разум, а труд и добытый трудом опыт, который приносит полезный плод, делая пустыми и бесплодными рассуждения всевозможных».

«Высшее Я из пупка в виде света» у даосов, у исихастов начало благодатной самодвижной силы и фаворского света. Вот кто «учитель» у даосов, йогов и Паламы. А вы думали Христос? Нет: «Ведь в таких делах учитель не разум, а труд и добытый трудом опыт».

Е. А. Торчинов:

«У Чун-сюй также говорит, что прежденебесной природой называется пневма, получаемая зародышем во время зачатия, а посленебесной — пневма, получаемая зародышем через дыхание матери, а после рождения младенца — через его собственное. Первая пневма сосредоточивается в пупе, вторая — в ноздрях. «Внутренняя» алхимия направлена на гармонизацию природной сущности и жизненности, устранение коллизии между ними и создание в теле адепта вначале эликсира, а потом из него — «бессмертного зародыша» (сянь тай), превращающегося в новое, бессмертное тело даоса».

Жизненность — это цзин — сексуальная энергия. Даосы из нее делают элексир бессмертия, а йоги пробуждают и вводят в мозг, где происходит «космический оргазм» со светом, «Богом», жаром, видениями и прочими «чудесами».

Е. А. Торчинов приводит свой комментарий на Варлаама, как раз защищая св. Григория Паламу. Но совершенно с другой стороны. Он показывает, что сущность религии — психотехника. А такие как Варлаам — законники, ничего не понимают, и только нападают на настоящих йогинов, к которым он относит и исихастов:

«Варлаам заинтересовался и познакомился с практикой афонских монахов, приведшей этого ученика последователей Фомы Аквинского в ужас. Вот его характеристика узнанного:

«Они посвятили меня в свои чудовищные и абсурдные верования, описывать которые унизительно для человека, обладающего хоть каким-то интеллектом или хоть малой каплей здравого смысла, — верования, являющиеся следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения. Они сообщили мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души, о связи души с демоном, о различии между красным и белым светом, о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и, наконец, о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и во полной сердечной уверенности происходит внутри пупа». (Послание 5, к Игнатию. — Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие: (Конспекты лекций). Вильнюс, 1992. С. 336–337.)

Даже в этом весьма искаженном и нарочито гротескном описании теорий и методов исихастов (их Варлаам называл «омфалопсихами», «пуподушниками») читатель, еще не забывший главы о даосизме и йоге, без труда увидит уже знакомые ему сюжеты: дыхательные упражнения, выполняемые для достижения контроля над психическими процессами, сосредоточение на психических центрах тела («киноварные поля» даосизма, чакры индийских традиций), созерцание световых феноменов и теория символики цвета (тантрическая йога промежуточного состояния и др.), а также и самый подход, предполагавший использование соматических процессов и структур для овладения сознанием».