Вывод по аскетизму

Феофан Затворник:

«Мистицизм и квиетизм суть болезненные порождения ложно направленной религиозности. Они являлись и возможны были только на западе, в отпадших от Святой Церкви христианских общинах... Они искали доброго дела живого общения с Богом, но не тем путём искали; а главное, надеялись своими усилиями и как бы по праву завладеть тем, что надлежало ожидать от милости Божией и что надлежало принять как дар этой милости. Всё это раскрашивалось самыми привлекательными красками и представлялось в образах прелестных, в мечтательных заоблачных созерцаниях. Писания их завлекают, ибо говорят о дорогих сердцу предметах, но они только манят, а ничего не дают. Это отличительная черта всех их». [1]

Уберите слова «только на западе» и вы получите точную характеристику исихазма. Интересно, что квиетизм и западный мистицизм и рядом не стояли со степенью технической важности метода при высекании света из пупка. Поэтому по критерию свт. Феофана «надеялись своими усилиями» относится на сто процентов ко всем исихастам, но так как они же восточные, а значит лицензия на благодать им выдана по юрисдикции патриархата, то они, безусловно, видят истинный свет, а вот квиетисты, конечно же, свет ложный.

Торчичнов:

«Точно так же и адепт той или иной «высокой» психотехнической традиции, приводящей к глубинным трансперсональным переживаниям, будет описывать и интерпретировать их в привычной для него знаковой системе. Так, переживания онтологического единства будет интерпретировано адвайта-ведантистом как переживание тождества индивидуального (атман) и универсального (Брахман) «я», буддистом — как реализация дхармового тела Будды, в котором исчезают все оппозиции и всяческая дихотомия, созерцателем-неоплатоником — как погружение души в ум и ума в Единое, христианином — как возвышение души до ее причастности божественному первоединству («причастность божественному естеству», по выражению из послания ап. Петра) и т.д.» [2]

Бойко:

«Это и есть окончательная истина: основа и материального, и духовного — едина. Если в медитациях мы видим инвариантные образы, то, приходя к своей глубинной основе, мы переживаем одинаковость». Сами эти ощущения и переживания также едины, они — типовые. Правильнее будет сказать — одно и то же переживание, только люди разные, потому и разнятся описания, что их окрашивает личностное. Сколько людей, столько и описаний. Более того — столько интерпретаций переживания контакта. Как правило, оно трактуется в рамках культурных представлений индивида, его религиозной принадлежности и является подтверждением истинности именно тех религиозных представлений, которые исповедует данный субъект. «Одно во всем и все в одном» — вот, видимо, наиболее компактная формула. Все и всегда видели предметы, падающие на землю. Люди наблюдали факты. А Ньютон увидел закон, и мир — как поле проявления закона».

Св. Григорий Палама:

«Напротив, кто порвал всякую связь своей души с низким, отрешился от всего через соблюдение заповедей и достигаемое таким путем бесстрастие, возвысился над всяким познавательным действованием через протяженную, чистую и невещественную молитву и в непознаваемом, по преизбытку, единении осиян неприступным блеском, — только он, став светом, через свет, обожившись, видя свет в созерцании и вкушении этого света, истинно познает сверхприродность и немыслимость Бога, славя Его не только выше одной мыслящей силы ума, этой человеческой способности, ибо даже многое из тварного ее выше, но выше и того сверхприроднейшего единения, силою одного лишь которого ум в божественном подражании пренебесным умам единится с Запредельным умопостигаемому... будучи светом и видя свет посредством света: взглянет ли на себя — видит свет; на то ли, что видит, — все тот же свет; на то ли, через что видит, — свет и здесь; и единение в том, чтобы всему этому быть одним, так что видящему уже не распознать ни чем он видит, ни на что смотрит, ни что это все такое, кроме только того, что он стал светом и видит свет, отличный от всякой твари».

Как мы видим, и у йогов, и у св. Григория Паламы, и у Хазайи это недифференцированный экстаз, где нет больше ни меня, ни Его, ведь всё «едино», всё «одно».

Иосиф Хазайя:

«Ибо когда его [ума] духовная составляющая поглощается оной сокровенной славой созерцания Святой Троицы, никто там не в состоянии отличить свою природу от оного святого света, и также нет там у него видов и форм». [3]

Погружаясь в глубины своего подсознания и переживая те или иные вытесненные или запомненные чувства и ощущения, которые не были осознаны, например, перинатальная память, наша психика облекает эти переживания в усвоенные нами религиозные концепции. Вы знали, что что-то подобное происходит с вами несколько раз в неделю? Если вас резко разбудить, то за долю секунды до пробуждения вы можете увидеть долгий сон, который заканчивается событием, которое мозг трактует в зависимости от характера раздражения, от которого вы проснулись.

Посмотрите в интернете прямо сейчас картину Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Как писал Дали: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната». [4]

То есть целью художника было изобразить открытый Зигмундом Фрейдом вид длительного осмысленного сновидения, которое вызывается внешним раздражителем, что одновременно и создаёт сон, и провоцирует пробуждение. Со мной это происходит с завидной регулярностью: если я забыл на ночь выставить своего молодого кота, то посреди ночи, когда он выспался, он хочет, чтобы я начал с ним играть и прыжком будит меня, выпуская когти и впиваясь ими мне в ноги. В этот момент я просыпаюсь, но с осознанием того, что за мгновение я успел увидеть сон, детективный сюжет, в конце которого персонаж, вроде Фантомаса, хватает меня перчатками с лезвиями. Если бы мой кот таким же образом будил крестьян из Камбоджи, которые не смотрели «Фантомас» с Луи Де Фюнесом, то их образы были бы другими.

Вы понимаете? Кот один и тот же, характер воздействия идентичен, но мозг оформляет это в знакомые ему образы и сюжеты. Что-то похожее происходит и с архетипическим пластом нашего подсознания. Хранимые там ощущения и переживания облекаются и интерпретируются сознательной частью в рамках тех культурных и религиозных концепций, которые усвоены нами в течение жизни.



[1] Критика мистицизма в «Письмах о духовной жизни» свт. Феофана Затворника — Роман Михайлович Конь — читать, скачать (azbyka.ru)

[2] Путь запредельного. Религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния Евгения Торчинова : онлайн чтение — страница 7 (iknigi.net)

[3] 12_hazzaya.pdf (btrudy.ru)

[4] Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения — Википедия (wikipedia.org)