Глава 4

4 . 1. Герман [сказал]: «Мы не можем сходу отвергнуть это суждение, которому [несомненно] присуще благочестие, однако его [принятию], как нам кажется, мешает то, что оно ведет к уничтожению свободного решения. Ведь мы видим, что многие язычники, которые, разумеется, не заслуживают благодати Божественной помощи, просияли добродетелями, причем не только умеренностью и терпением, но, что весьма удивительно, даже целомудрием. Что же заставит нас поверить, что эти [добродетели] были предоставлены им как дар Бога, в то время как [их] решение свободной воли было пленено [1], если при этом нам рассказывают,— насколько мы это знаем из прочитанных книг или из сообщенных кем-то преданий,— что подобные последователи мирской мудрости, вовсе не знавшие ни благодати Бога, ни даже самого истинного Бога, обладали высшей чистотой и непорочностью вследствие усердия их собственного труда?»



[1] Здесь вероятно, подразумевается не то, что свободное решение язычников было пленено грехом (поскольку в качестве гипотезы допускается наличие у них добродетелей), а то, что, если отвергнуть способность свободного решения действовать самостоятельно, придется признать, что даже в случае язычников оно было «пленено» благодатью.