Глава 7

7 . 1. Так что [всегда] остается незыблемым намерение Бога, по которому Он сотворил человека не для того, чтобы тот погиб, но для того, чтобы тот жил вечно. Если Его благосклонность [к нам] заметит, что в нас теплится хотя бы мельчайшая искорка доброй воли, или если Он Сам как бы высечет ее из твердого кремня нашего сердца, то Он раздувает и разжигает эту искорку, укрепляя ее Своим вдохновением, [потому что Бог] хочет , чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины [1]; поскольку, как говорит [Писание], нет воли у Отца вашего, К оторый на небесах, чтобы погиб [ хоть ] один из этих малюток [2]; и еще говорит [Писание]: Бог не хочет, чтобы душа погибла, но Он пересматривает [ Свое решение ], думая о том, чтобы не погиб окончательно тот, кто отвергнут [3]. 7 . 2. Ведь Он говорит истину и не лжет, когда определяет с торжественной клятвой: Живу Я, говорит Господь Бог: Я не хочу смерти нечестивого, но чтобы тот обратился, оставив сво й пут ь , и жил [4]. И если у Него нет воли, чтобы погиб [хоть] один из этих малюток, то как можно полагать, не впадая при этом в ужасное кощунство, будто Он хочет, чтобы спаслись не вообще все [без исключения], но только некоторые вместо всех? Поэтому все те, кто погибают, погибают вопреки Его воле, в то время как Он к каждому из них ежедневно взывает так: Обратитесь и оставьте ваши дурные пути; зачем вам умирать, дом Израилев? [5]; и еще: Сколько раз Я хотел собрать Своих сыновей, как курица собирает своих цыплят под своими крыльями, но вы не захотели [6]; и [также Он] говорит: Для чего же отвратился этот народ в Иерусалиме в упорном отвращении? Они ожесточили свои лица, они не захотели быть обращенными [7]. 7. 3. Итак, благодать Христа ежедневно находится рядом [с человеком]; поскольку [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины [8] , эта благодать призывает всех сразу без какого-либо исключения, говоря: Придите ко Мне, все тру дящие ся и обремененные, и Я дам вам отдых [9]. Если же [Бог] призывает не вообще всех [без исключения], но только некоторых, то из этого будет следовать, что не все обременены или первородным или действительным грехом [10]; тогда окажется лишенным истины это изречение: Все согрешили и лишены славы Божией [11], и не будет основания веровать, что смерть перешла во всех людей [12]. 7. 4. Причем все, кто погибают, погибают настолько вопреки воле Бога, что, как сказано, даже саму смерть Бог не сотворил, согласно свидетельству Писания: Потому что Бог не сотворил смерть и не радуется при гибели живущих [13]. По этой причине часто, когда мы просим вместо благого нечто противоположное, Бог с промедлением прислушивается к нашей молитве или вообще ее не слушает. С другой стороны, Господь, будучи самым заботливым врачом, [иногда] находит достойным ради [нашей] пользы даже совсем против нашей воли навлечь на нас нечто, что мы считаем неблагоприятным [для себя]. Подчас Он сдерживает и отклоняет наши опасные намерения и смертоносные усилия, не позволяя, чтобы они достигли ужасного результата; когда мы торопимся к смерти, Он привлекает нас к спасению, и когда мы даже не знаем [об этом], Он извлекает нас из пасти ада.



[1] 1 Тим 2. 4.

[2] Мф 18. 14.

[3] 2 Цар 14. 14.

[4] Иез 33. 11.

[5] Иез 33. 11.

[6] Мф 23. 37.

[7] Иер 8. 5; также ср.: Иер. 5. 3.

[8] 1 Тим 2. 4.

[9] Мф 11. 28.

[10] Понятие «первородный грех» (peccatum originale; также можно переводить как «родовой грех», «грех, связанный с происхождением»), подробно обоснованное в западной традиции блж. Августином, встречается во всем корпусе сочинений Иоанна Кассиана лишь один раз в этом месте, поэтому сложно установить, какой именно смысл он с ним связывал. Прилагательное «originalis» он употребляет в «Собеседованиях», чтобы указать на «врожденно» присущие человеку страсти (а именно, гнев). В 23-м «Собеседовании», в контексте рассуждения о грехе Адама и его последствиях, Иоанн Кассиан говорит о «родовых узах», от которых человек освобождается кровью Христа. Все это рассуждение в целом позволяет предполагать, что августиновское учение о передачи греха Адама его потомкам для Иоанна Кассиана (в отличие от пелагиан) было вполне приемлемо. Понятие «действительный грех» (peccatum actuale), то есть грех, совершаемый «действенно», лично самим человеком, также встречается только в 13-м «Собеседовании». При этом сама по себе тема греха в 13-м «Собеседовании» остается не раскрытой; подробную разработку в связи с учением о спасении она получает в 23-м «Собеседовании».

[11] Рим 3. 23.

[12] Рим 5. 12.

[13] Прем 1. 13.