Глава 8

8 . 1. Эту вот заботу и это промышление Бога о нас Божественное слово искусно выразило через пророка Осию, представив Иерусалим, с погибельным воодушевлением стремящийся к идолопоклонству, в образе распутницы. Ведь когда она говорит: Пойду за возлюбленными моими, которые дают мне [мой] хлеб и мою воду, мою шерсть и мой лен, мое масло и мое вино [1], тогда Божественное достоинство отвечает, заботясь о ее спасении, а не о ее воле: Вот, Я загорожу ее пути терном и огорожу ее изгородью , и она не найдет тропинок своих; и погонится за своими возлюбленными , и не догонит их; и будет искать их, и не найдет их; и скажет: «Возвращусь к моему прежнему мужу, потому что тогда мне было лучше, чем сейчас» [2]. 8. 2. И в другом случае [Господь] описывает наше пренебрежительное и презрительное поведение, когда мы по [своему] мятежному духу отвергаем Его, приглашающего [нас] на спасительные пути возвращения [к Нему]; Он говорит так: Я сказал: ты будешь называть Меня отцом и не перестанешь следовать за Мной; но как презирает жен а своего возлюбленного , так же презрел Меня дом Израилев,— говорит Господь [3]. [В предыдущем случае Господь] сравнил Иерусалим с прелюбодейкой, удаляющейся от своего супруга, поэтому и здесь весьма удачно Он сравнивает любовь и постоянство Своей благосклонности [к людям] с мужем, который до смерти влюблен в жену [4]. 8. 3. Ведь, поскольку никакие [причиняемые Богу людьми] обиды не убеждают Его отказаться от заботы о нашем спасении и под влиянием наших беззаконий неким образом отступить от Своего изначального намерения, то доброту и любовь Бога, с которыми Он всегда относится к человеческому роду, никакое сравнение не может выразить точнее, чем пример мужа, любящего пламенной любовью жену: чем больше тот замечает, что она пренебрегает им и презирает его, тем более сильным огнем ревности по отношению к ней он распаляется. Итак, Божественное покровительство всегда неотступно присутствует рядом с нами, и доброта Творца по отношению к Его творению столь велика, что Он не только сопутствует ему, но также постоянно предшествует [ему] Своим промышлением. Испытавший это на [собственном] опыте пророк вполне ясно это исповедует, говоря: Мой Бог, Его милосердие будет предварять м е н я [5]. 8. 4. Если Он заметит в нас некий зачаток доброй воли, Он тотчас же просвещает еe, укрепляет и направляет к спасению, предоставляя возрастание этой воле, которую Он Сам насадил, или которая, как Он увидел, взошла благодаря нашему усилию. Ведь [Писание] говорит: И прежде чем они воззовут, Я услышу; когда они еще будут говорить, Я уже услышу [6]; а также: На голос твоего вопля Он, как только услышит [его], ответит тебе [7]. Благосклонный [к людям Господь] не только внушает святые желания, но и заранее устраивает обстоятельства жизни и подходящие условия для достижения благого результата, а также указывает заблуждающимся направление спасительного пути.



[1] Ос 2. 5.

[2] Ос 2. 6–7.

[3] Иер 3. 19–20.

[4] Иоанн Кассиан употребляет нейтральные слова «vir» и «femina», которые могут означать любых мужчину и женщину, а не только мужа и жену. В комментируемой им библейской цитате речь идет о «жене» и ее «возлюбленном», что также допускает весьма разные интерпретации. При этом ниже в тексте упоминается «ревность», которая может косвенно указывать на супружеские отношения, да и в целом было бы странно, если бы аскет Иоанн Кассиан, только что рассуждавший о целомудрии, приводил как пример отношений человека и Бога некую внебрачную любовную привязанность мужчины к женщине. Исходя из этого, я (как и В. М. Тюленев в своем переводе) предлагаю вариант перевода «муж» и «жена», не исключая возможности иного прочтения текста (то есть варианта «мужчина» и «женщина», использованного в переводе С. В. Буланова).

[5] Пс 58. 11.

[6] Ис 65. 24.

[7] Ис 30. 19.