Глава 9

9 . 1. По этой самой причине не легко человеческим разумом разобраться, каким образом происходит так, что Господь, [c одной стороны], подает просящим, Его находят ищущие, Он открывает стучащим [1], но, с другой стороны, Его находят не ищущие Его, Он открыто является среди не вопрошавших о Нем, Он целый день протягивает Свои руки к народу, не верящему и противоречащему Ему [2], призывает противящихся и удалившихся, привлекает к спасению нежелающих, лишает жаждущих грешить возможности исполнить их волю, благожелательно противостоит торопящимся к нечестию. 9. 2. Кто сочтет легким делом [объяснить] то, каким образом, [с одной стороны], полное достижение спасения приписывается нашему решению, о чем сказано: Если вы захотите и послушаете Меня, то будете вкушать блага земли [3]; и каким образом, [с другой стороны, сказано]: [Это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога [4]? Также, как объяснить то, что Бог воздаст каждому по его делам [5], однако [в то же время говорится, что] Бог — Тот, Кто производит в вас и воление и совершение по доброй воле [6], и еще: Это не от вас, но дар Бога; не от дел, чтобы не стал кто-нибудь хвалиться [7]? Также, что означает сказанное: Приблизьтесь к Господу и Он приблизится к вам [8], если в другом месте [Сам Господь] говорит: Никто не придет ко Мне, если не привлечет его Отец, Который послал Меня [9]? 9. 3. Что означает сказанное: Исправь дороги для своих ног и направь свои пути [10], и что [в таком случае] значат другие слова, которые мы говорим, когда молимся: Направь мой путь перед Твоим взглядом [11], и [еще]: Сделай совершенными мои шаги на Твоих тропинках, чтобы не подвиглись подошвы моих ног [12]? Что означает, когда мы слышим побуждение: Сделайте себе новое сердце и новый дух [13], и что [в таком случае] значат другие слова, когда мы слышим обещание: Я дам им одно [14] сердце и вложу внутрь их новый дух; и удалю каменное сердце из их плоти, и дам им плот ян ое сердце, чтобы они соблюдали Мои заповеди и хранили Мои суды [15]? 9. 4. Что означает, когда Господь заповедует, говоря: Очисти от злобности твое сердце, Иерусалим, чтобы ты был спасен [16], и что [в таком случае] значит, когда то же самое пророк просит у Господа, говоря: Чистое сердце создай во мне, Бог [17], и еще: Ты очистишь меня, и я побелею сильнее снега [18]? Что означает, когда нам говорится: Просветите себя светом знания [19], и что [в таком случае] значит, когда о Боге говорится: Он научает человека знанию [20], и еще: Господь просвещает слепых [21], или, наконец, когда мы сами говорим при молитве вместе с пророком: Просвети мои глаза, чтобы я не уснул к смерти [22]? [Что же означает все приведенное,] если не то [23], что все эти [изречения] свидетельствуют и о благодати Бога, и о свободе нашего решения, поскольку человек иногда может благодаря собственным побуждениям достигать стремления к добродетелям, однако он всегда нуждается в том, чтобы ему помогал Господь? 9. 5. Ведь никто не наслаждается здоровьем [всегда], когда хочет этого, и не избавляется от болезненного недуга по желанию собственного [свободного] решения. В чем же польза горячо желать благодати здоровья, если Бог, Который дал саму возможность пользоваться жизнью, не наделит также [человека] жизненной крепостью [и не сохранит его] невредимым? Но если нужно с еще большей очевидностью прояснить, что также в силу блага природы, уделенного [нам] по благодеянию Творца, иногда возникают начатки добрых волений, однако они не могут достичь высшего совершенства добродетелей, если им не придаст [должное] направление Господь,— то [именно об этом] свидетельствует апостол, говоря: Ведь мне присуще желать, однако [того, чтобы] совершать добро,— [этого] я не нахожу [в себе] [24].



[1] Ср.: Мф 7. 7.

[2] Ср.: Рим 10. 20–21 = Ис 65. 1–2.

[3] Ис 1. 19.

[4] Рим 9. 16.

[5] Рим 2. 6.

[6] Флп 2. 13.

[7] Еф 2. 8–9.

[8] Иак 4. 8.

[9] Ин 6. 44.

[10] Притч 4. 26.

[11] Пс 5. 9.

[12] Пс 16. 5.

[13] Иез 18. 31.

[14] Некоторые рукописи содержат чтение «новое» (novum), лучше соответствующее тексту Септуагинты («другое») и лучше согласующееся с приводимой перед этим параллелью, однако редакторы критического издания предпочли сохранить в основном тексте более трудное чтение.

[15] Иез 11. 19–20.

[16] Иер 4. 14.

[17] Пс 50. 12.

[18] Пс 50. 9.

[19] Ос 10. 12.

[20] Пс 93. 10.

[21] Пс 145. 8.

[22] Пс. 12. 4.

[23] Формально «если не» (nisi) связано с предыдущей фразой, однако Иоанн Кассиан далее дает ответ на всю предшествующую серию сопоставлений действия человека и воздействия на него Бога, поэтому в переводе для ясности этот общий вывод вынесен в отдельную фразу.

[24] Рим 7. 18.