Глава 18

Определение отцов о том, что свободной воли недостаточно для спасения

Из этого ясно следует, что те, кто ведом не красноречивыми словами, а опытом, измеряют величие благодати и меру воли человека: все этот один и тот же Дух, разделяющий каждому, как пожелает. И потому нет сомнения по вере и, так сказать, по усвоенному опыту, что Бог вселенной как благочестивейший Отец и милосерднейший Врач, как говорит апостол производит все во всем; и что Он действительно вдохновляет в нас начала спасенияи дает каждому усердие доброй воли, и дает возможность совершать его и совершенствоваться в добре. И ныне спасает людей даже против их воли от близкой гибели и стремительного падения, предоставляет им случаи и возможности спасения, останавливая беззрассудные попытки, которые привели бы к смерти. Помогает тем, кто уже стремиться, в то же время привлекая и тех, кто сопротивляется и даруя добрую волю. Но тому, что когда мы упорно сопротивляемся и Бог дарует нам спасение и главную заслугу в этом имеют не наши дела, а благодать Небес, мы узнаем из слов Самого Господа: "И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали. И узнаете, что Я Господь, когда буду поступать с вами ради имени Моего, не по злым вашим путям и вашим делам развратным, дом Израилев, — говорит Господь Бог" (Иез.20:43,44). И потому это определяют все кафолические отцы, учившие совершенству сердца не пустыми словами, а делами и поступками, установлено, что начало Божественного дара состоит в том, чтобы каждый человек воспылал желанием добра, но таким образом, что выбор свободной воли открыт с любой стороны. Во-вторых, благодать Божья дается, чтобы добро это могло совершаться, и опять же, таким образом, что свобода воли не угасает. В-третьих, и это также относится к дарам Божьим, сохраняется постоянство приобритенной добродетели, но так, что свобода не отдается в рабство.

Ибо следует считать, что Бог вселенной действет во всем, всех ободряя, защищая и укрепляя, но не отнимает свободу воли, которую Сам когда-то даровал. Если, конечно какой-то тонкий вывод из человеческой аргументации и рассуждений кажется противоречащим этому смыслу, то его следует избегать, чтобы не разрушить веру.

Ибо не от разуменя мы обретаем веру, но от веры разумение, как написано: "Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены" (Ис. 7-9), потому что как Бог все производит в нас, и все же все может быть приписано свободной воле, не может (как я думаю) это быть понято в полной мере чувством и разумом.

 

Подкрепленный этой пищей, благословенный Херемон не дал нам почувствовать тяжесть столь трудного путешествия.