ГЛАВА 1
Автор излагает тему этой книги и показывает ошибку тех, кто считает, что предваряющая благодать означает отрицание свободы воли.
Между защитниками свободы воли и сторонниками Божьей благодати уже давно ведется спор об этой великой и трудной проблеме.
Речь идет о том, желает ли Бог, чтобы все люди были спасены; и поскольку это невозможно отрицать, возникает вопрос, почему воля Всемогущего не исполняется. Когда говорят, что это происходит по воле людей, благодать, кажется, исключается; и если благодать – это награда за заслуги, то это явно не дар, а нечто причитающееся людям.
Но тогда снова возникает вопрос: почему этот дар, без которого никто не может достичь спасения, не дается всем по воле Того, Кто желает, чтобы все спаслись? Таким образом, дискуссии в обоих лагерях не прекратятся до тех пор, пока они не делают различия между тем, что можно познать, и тем, что остается сокрытым.
В связи с этим [1] конфликтом мнений я постараюсь, с помощью Господа, исследовать, какой сдержанности и умеренности мы должны придерживаться в наших взглядах. Я приложу к этому исследованию свои скудные таланты в вопросе, где мои собственные убеждения, как мне кажется, умеренны. Таким образом, если при написании книги на эту тему мне удастся избежать всего оскорбительного или неправильного, это [2] может оказаться полезным не только для нас, но и для других, поскольку мы определили предел, на котором должно остановиться наше исследование.
Прежде всего, мы должны изучить действие человеческой воли в различных ее степенях.
Некоторые люди устанавливают непреодолимую пропасть между человеческой волей и Божьей благодатью, считая, что, если благодать предваряет [веру], [то] мы отрицаем свободу воли.
Они не замечают, что на это можно с таким же успехом возразить, что они отрицают благодать, когда считают последнюю не предваряющей, а следующей за человеческой волей.
Ибо если воля подавляется, когда она не является источником истинных добродетелей, то и благодать устраняется, если она не является причиной заслуг.
Но давайте теперь, с помощью Христа, начнем наше размышление.