ГЛАВА 6

Без Божественной благодати, чем сильнее воля стремится к действию, тем быстрее она впадает в грех, потому что не живет для Божьей славы.

Даже народ, который Господь выделил Себе из числа всех народов, полностью впал бы в это нечестие, если бы замысел Его милости не позаботился о том, чтобы поддержать Своих избранных, которые постоянно спотыкались. Страницы Ветхого Завета полны рассказов о отступничестве Израиля, чтобы было ясно видно, что это всегда происходило только по божественной милости, когда не все люди отпадали от Господа. Таким образом, человеческая природа, испорченная грехом первого человека, всегда склонна, даже когда окружена Божьей милостью, Его наставлениями и пособиями, к вырождению воли, следовать которой означает грешить. Итак, эта воля неуравновешенна, неразумна, слаба, быстра на риск, слепа в желаниях, тщеславна, когда ее почитают, взволнована заботами, беспокойна подозрениями, больше стремится к славе, чем к добродетели, больше заботится о хорошей репутации, чем о чистой совести, и несмотря на все свои переживания, еще более несчастна, когда наслаждается желанным, чем когда лишена этого. Само по себе она не имеет ничего, кроме готовности к падению; ибо непостоянная воля, которой не управляет неизменная воля Божья, тем быстрее впадает в грех, чем быстрее стремится к действию. Итак, до тех пор, пока человек получает удовольствие от того, что неугодно Богу, его воля остается таковой, потому что даже когда его поступок нравственно хорош, его жизнь остается плохой, если он не живет во славу Божью. Ибо это главная черта благочестивых, что они славятся в Господе и не любят себя иначе, как в Боге. Следовательно, только те правильно любят себя, кто любит в себе дела Божьи. Очевидно, что Бог также любит в нас то, что Он сам сотворил в нас, и Он ненавидит то, что не является Его работой. Итак, если мы любим Божью работу в нас, мы справедливо любим в себе волю к добру, которая, несомненно, не была бы привлекательной, если бы не была Божьим творением. Но кто такой человек, если только он не имеет злой воли, который не любил бы в себе доброй воли, которая есть первое растение небесного Земледельца? Когда Истина говорит: "всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Матф.15:13), ясно, что все, что не должно быть вырвано с корнем, было посажено Отцом. Итак, добрая воля – это первое семя всех добродетелей. Когда оно полагается на свой источник, оно покоится на вечной и неизменной воле и, таким образом, действительно становится духовной, ибо тот, кто соединен с Богом, есть единый дух с Ним. Затем, через общение Просветителя с просветленным, Оправдывающего с оправданным, Правителя с управляемым, все действия относятся к одной цели, и это же действие, таким образом, относящееся к одной цели, принадлежит обоим: у Бога нельзя отнять то, что Он дал, ни от человека то, что он получил.