ГЛАВА 9

Когда Писание говорит о добрых или злых, об избранных или погибающих, оно упоминает один класс людей так, что кажется, будто никто не забыт.

Поэтому в наших же интересах придерживаться того, что все блага, особенно те, которые способствуют вечной жизни, приобретаются благодаря Божьей милости, увеличиваются благодаря Божьей милости и сохраняются благодаря Божьей милости.

С этой верой, прочно укоренившейся в наших сердцах, я думаю, что наше религиозное чувство не должно быть обеспокоено проблемой полного или только частичного обращения человечества. Это условие, которое мы должны соблюдать, чтобы не позволить тому, что недоступно нашему знанию, сделать неясным то, что мы знаем ясно, и чтобы мы не упустили из виду то, что мы можем знать, в то время как мы не желаем знать то, что мы не можем знать; ибо нам должно быть достаточно жить с тем знанием, которое мы приобрели. Ибо, это мы знаем несомненно: всякое начало и всякое приращение заслуг есть для каждого человека дар Божий. Более того, невозможно, чтобы Тот, Кто желает, чтобы все люди спаслись, по каким-либо причинам не спас бы большую часть из них. Но мы не в состоянии знать эти причины, которые не остались бы тайной, если бы нам было необходимо их знать. Здесь наша вера должна быть испытана в том, что не видно; и мы всегда должны сохранять благоговение перед Божьей справедливостью, даже когда мы не понимаем ее порядка.

Что же удивляться, если некоторые люди не приходят к таинствам жизни, когда те, кто, казалось, пришел к ним, отпадают? О таких сказано: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1 Инн. 2:19). Подобны им и те, которые говорят, что знают Бога, но делами своими отрекаются от Него.

Ибо, хотя и написано: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Деян. 2:21), но о некоторых Господь говорит: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21). И "Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7:22). Такие люди на самом деле не призывают имя Господа, потому что у них нет Духа усыновления сынов, которым мы взываем: Авва (Отец). Но "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3), а "все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим. 13:14).

Кто приходит к Богу посредством Бога и с желанием спастись, тот непременно спасен, ибо он постигает само желание спасения через Божье вдохновение, и благодаря озарению от Призывающего приходит к познанию истины. Они действительно являются сынами обетования, воздаянием за веру, духовным потомством Авраама, избранным народом, царственным священством, предузнанным и предопределенным для вечной жизни, согласно свидетельству Святого Духа, выраженному пророком Иеремией: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, который Я заключил с отцами их, в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, ибо они не упорствовали в завете Моем, и Я оставил их, говорит Господь. Вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней, говорит Господь: дам законы Мои в разум их и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И никто не должен учить ближнего своего и брата своего, говоря: познай Господа. Ибо все будут знать Меня, от малого до великого... ибо Я прощу беззакония их и грехов их не воспомяну более. И дам им иной путь и иное сердце, чтобы они боялись Меня во все дни для блага их и детей их после них. И заключу с ними завет вечный, которого не отниму от них; и вложу страх Мой в сердце их, чтобы они не восстали от Меня, и посещу их, чтобы сделать им добро" (Иер. 31:27-39).

Через Иеремию Господь предсказывает то же самое о Своей благодати, по которой Он преобразует всех людей в новое творение. Он говорит: "Вот, Я творю новое, и вы узнаете это; Я проложу путь в пустыне и реки в сухой земле. Звери полевые благословят Меня, сирены и птенцы страусов, потому что Я дал воду в пустыне и реки в сухой земле, чтобы напоить избранный род Мой, народ Мой, который Я привлек к Себе, чтобы он проповедовал силы Мои" (Иер. 65:17).

И еще: "Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык" (Ис. 45:23). Если же невозможно, чтобы сие не совершилось, потому что предвидение Божие не колеблется, и замысел Его не изменяется, и воля Его не бессильна, и обетование Его не ложно, то все без исключения, о ком были сделаны эти предсказания, спасены. Он устанавливает Свои законы в их разумении и пишет их Своим перстом в их сердцах, так что они познают Бога не через усилия человеческого обучения, но через учение Верховного Наставника; ибо ни насаждающий ничего не есть, ни поливающий, но Бог, дающий всходы. Все они, от малого до великого, знают Бога, потому что слышали и узнали от Отца, как прийти ко Христу. Все они, выведенные из заблуждения, направлены на путь жизни. Всем дано, с изменением сердца, знать, что правильно, и желать этого. Всем прививается страх, который заставляет их соблюдать заповеди Божьи. В пустыне открывается дорога, иссохшая земля орошается потоками. Они, которые прежде не открывали уст своих, чтобы славить Бога, но, подобно немым и неразумным животным, приобрели свирепость зверей, теперь же, испив из источника божественных изречений, благословляют и славят Бога и повествуют о силе и чудесах Его милости, о том, как Он избрал их и усыновил, сделав своими сынами и наследниками Нового Завета. Если, как говорит апостол, завещание человека, если оно подтверждено, никто не отменяет и не прибавляет к нему, то как же может божественное обетование каким-либо образом стать недействительным? Итак, то, что Господь обещал Аврааму без всяких условий и дал без закона, остается абсолютно незыблемым и исполняется каждый день. Правда, некоторые, слышавшие эту проповедь, не поверили, но их неверие не сделало веру Божью бездейственной. Ибо Бог истинен, а всякий человек лжец". Очевидно, что люди, услышавшие Евангелие и отказавшиеся уверовать, тем более непростительны, чем если бы они не слушали никакой проповеди истины. Но несомненно, что в Божьем предвидении они не были сынами Авраама и не были причислены к числу тех, о ком сказано: "и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22:18). Он обещал им веру, когда сказал: "Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер. 33:8)

Он обещал им прощение, когда сказал: "Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему" (Иер. 31:35).

Он обещал им послушное сердце, когда сказал: "И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни" (Иер. 32:39). Он обещал им пребывание в вере, когда сказал: "Я вложу страх Мой в сердце их, чтобы они не восставали от Меня, и посещу их, чтобы сделать им добро" (цитата не найдена). Наконец, всем без исключения Он обещал веру, когда сказал: "Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык" (Ис. 45:23). Если бы мы сказали, что то, в чем поклялся Бог, не совершится, мы бы приписали, не дай Бог, ложь Богу и неправду Истине. Наша вера побуждает нас утверждать, что слова Бога не расходятся с делом, что то, что Он постановил, должно свершиться. Как же нам убедиться в абсолютной истинности Его обещаний, когда многие тысячи людей все еще служат демонам и преклоняют колени перед идолами? Только помня следующее: такие заявления Бога делаются в соответствии с тем неизменным знанием, в котором Он видит все человечество уже разделенным. Говорит ли Он только о добрых или только о злых, Он делает это так, что, кажется, никого не упускает: "древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17), не кажется ли ему, что он говорит, что все люди обновились? Или когда он говорит: "ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все" (Кол. 1:19) не говорит ли он так, как будто хочет, чтобы мы поняли, что никто не исключен из этого примирения? Или когда он говорит: "(Бог) в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего" (Евр. 1:2) означает ли это утверждение в его нынешнем виде что-либо иное, чем то, что все люди были переданы Отцом в наследство Христа, согласно пророчеству Давида, который сказал: "проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс. 2:8). И когда Господь говорит: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Иоан. 12:32) разве не похоже, что Он обещал обращение каждого из них? Или когда в пророчестве о Церкви говорится: "всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими" (Ис. 4:40) разве можно подумать, что какой-то человек проходит мимо, какой-то человек не указан как будущий искупленный во Христе? А как насчет этого текста: "И придет всякая плоть пред лице Мое, чтобы поклониться Иерусалиму, говорит Господь" (цитата не найдена); или этого: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоил. 2:28). Не звучит ли это так, как будто никто не исключен из этой благосклонности Божьей? Божий народ, таким образом, имеет свою собственную полноту. Это правда, что большая часть человечества отвергает или пренебрегает благодатью своего Спасителя. Однако в избранных и предузнанных, которые были выделены из общей массы человечества, мы имеем определенную полноту. Таким образом, о всем мире говорится так, как будто весь он был освобожден, а о всем человечестве – как будто все люди были избраны. Так и в текстах, касающихся погибающих, Божественный автор говорит таким образом, что то, что Он говорит об определенной части человечества, Он, кажется, говорит обо всем человечестве. В качестве примера можно привести слова Иоанна Крестителя: "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его" (Иоан. 3:32). Или это изречение апостола: "потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Фил. 2:21 ). Или эти стихи псалма Давида: "Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс. 52:3).

Из этих и других текстов, которые легко можно перечислить, если поискать, можно с уверенностью сказать, что вся земля иногда упоминается как часть земли, весь мир – как часть мира, а все человечество – как часть человечества. Однако в этих текстах само Писание обычно быстро указывает на необходимое ограничение, отвлекая внимание читателя от целого, о котором прямо говорится, к той части, которую следует понимать в соответствии с ним. Возьмем, к примеру, слова апостола: "а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Коринф. 1:23). Действительно ли Христос является силой для тех, для кого Он – камень преткновения? Опять же, является ли Он одновременно мудростью и безумием для некоторых? Нет, некоторые из них будут оправданы верой, в то время как другие ожесточатся в безбожии. Таким образом, в одной группе, включающей как верующих, так и неверующих, Он выделяет некоторых, а именно призванных. Таким образом, указывает он, те, о ком он сказал, что они чужды веры, также исключены из призыва, хотя они слышали Евангелие.