ГЛАВА 10

Писание говорит об избранных и отступниках в одном народе, как будто имеет в виду одних и тех же людей.

Согласно тому же правилу, Священное Писание обещает через Исайю: "и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их" (Ис. 42:16)) Но то, что следует за словами: "Тогда обратятся вспять" относится к одной части их рода, а не к тем, о ком сказано: "Я не оставлю их". И снова Господь говорит Иакову: " Северу скажу: "отдай"; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли" (Ис. 43:6). Но то, что следует далее: "Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши" (Ис. 43:6) никак не может относиться к тем, кого, как Он говорит, Он приготовил для Своей славы. В действительности, из всех этих изречений, сказанных об одной расе людей, первая часть относится к одним людям, вторая – к другим. У апостола мы также находим повествование под именем всего народа о том, что касается только его части, и эта оставшаяся часть причисляется к совокупности. Например, рассуждая о слепоте иудеев и в то же время показывая, что некоторые из них спаслись по благодати, он говорит: " Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал" (Рим. 11:1) Итак, этот предначертанный народ, этот народ, который не изгнан, – это оправданные во Христе. То, что, казалось бы, утверждается о всем Израиле, как показывает продолжение речи апостола, относится только к тем, кого благодать избрала своими, и не только. Далее он говорит: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: "Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут" (Рим. 11:3) Но что говорит ему Божественный ответ? "Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его" (3 Цар. 19:18). Так и в наше время есть остаток, спасенный по избранию благодати. И если по благодати, то не по делам; иначе благодать уже не благодать. Итак, не весь Израиль был отвергнут, и не весь он был избран. Скорее, своевольная слепота отвратила одну часть, в то время как свет благодати сохранил другую как свою собственную. И все же о них говорится так, как будто не было разделения на весь народ, на погибающих и спасаемых. Ибо когда мы читаем: "В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов" (Рим. 11:28), то это звучит так, как будто он называет "возлюбленными" тех, кого он назвал "врагами". Но апостол сам рассеял эту неясность, добавив, что слепота отчасти произошла в Израиле. Мы должны понимать, что один род делится на два вида, и что такие выражения, как "все люди", "вся полнота", "весь Израиль", не всегда должны обозначать всю совокупность, но часто только часть.