ГЛАВА 14

В устроении Божьих дел причины многих вещей остаются скрытыми, и только факты становятся явными.

В Божественном промысле причины многих вещей на самом деле остаются скрытыми, и только факты становятся известными. Мы видим, что происходит, но не видим, почему это происходит. Само событие очевидно, причина же его скрыта. Таким образом, в отношении одного и того же события никто не может претендовать на то, чтобы тщательно исследовать непостижимое или ложно отрицать очевидное. Я не знаю, например, почему этот человек был создан греком, а тот – варваром, почему один родился в богатстве, а другой – в нищете; почему сила и красота статного тела возвышает этого человека, а увядшая худоба слабых конечностей уродует того; почему один родился от христиан и вскормлен в колыбели веры, а другой – дитя еретиков и пьет с молоком матери яд заблуждения. Я не могу объяснить тысячи других различий в состоянии тела и качествах ума, в обстоятельствах времени и обычаях стран. Но я не могу не знать, что Бог – Творец и Владыка всего этого. Он действительно создал тела и души каждого человека. Помимо разнообразия, вытекающего из занятий, которые выбирает каждый человек. Он Сам производит великое и многообразное разнообразие в самом начале существования каждого человека. Хвастуны с их многочисленными причудами могли бы нас обеспокоить и сбить с пути: они опрометчиво предположили бы объяснить неизвестное и приписать эти изначальные неравенства судьбам, которых не существует, или звездам. Но мы знаем с полной уверенностью, что Бог, наш Творец, формирует каждого человека из первоначальных элементов так, как Ему угодно, и что хотя тела имеют одну природу, а души – другую, Он придает им ту форму, которая наиболее угодна Ему. Эти дела Божьи не были бы скрыты от нашего человеческого понимания, если бы нам было необходимо знать их. Было бы открыто, почему происходит каждое конкретное событие, если бы не было достаточно знать, что оно происходит. Господь говорит Моисею: "кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?" (Исх. 4:11). В Книге Екклесиаста сказано: "Добро и зло, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Бога" (цитата не найдена). И Иов говорит: "обители разбойников изобилуют, и они дерзко выступают против Бога, тогда как это Он дал все в руки их" (цитата не найдена). Там же, рассказывая о росте и упадке всего человеческого и приписывая все изменения Божьим судам, снова говорит: " Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? В старцах – мудрость, и в долголетних – разум. У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные" (Иов. 12:17-25).