ГЛАВА 22

Те, кто видит в человеческих заслугах причину, по которой Бог проводит различие между теми, кого Он избирает, и теми, кого Он не избирает, учат, что никто не спасается безвозмездно, а только по справедливости; случай с младенцами опровергает их позицию.

Те люди, которые стыдятся признать свое невежество в любом вопросе и, столкнувшись с неясным вопросом, бросаются в силки обмана, видят в человеческих заслугах причину, по которой Бог различает, кого Он избрал, а кого нет, ибо много званых, но мало избранных. Следовательно, они учат, что никто не спасается безвозмездно, а только по справедливости, потому что все люди способны естественными средствами открыть истину, если захотят, а благодать дается свободно всем, кто ее просит. Это утверждение не говорит сейчас о том, что действительно подразумевается под благодатью, возможно, в случае взрослых людей, обладающих свободной волей, можно продемонстрировать некое подобие предположения. Но для младенцев, у которых полностью отсутствует воли к добру и которые, как и все другие смертные, ранены первородным грехом, они не могут предложить никакого объяснения. Почему одни из них возрождаются в крещении и спасаются, а другие не могут возродиться и погибают? Как это может происходить, несмотря на Провидение и всемогущество Того, в чьей руке душа всякого живого существа и дух всякой плоти человеческой, и Кому было сказано: Дни человека коротки, и число дней его у Тебя? Но я не думаю, что эти покровители человеческой свободы будут так нагло злоупотреблять простотой людей, чтобы утверждать, что все это происходит случайно, или что некрещеные не погибли. Ведь тогда они ясно показали бы, что-либо разделяют взгляды язычников на судьбу, либо отрицают вместе с пелагианами, что грех Адама передается его потомкам. Но даже пелагиане не могли сказать, что дети не принимают крещения по воле судьбы. И когда они осмелились утверждать, что младенцы свободны от греха, они были справедливо осуждены. Но когда ставится вопрос о дискриминации всего человечества, нельзя исключать младенцев из всего человечества. И поскольку Тот, Кто есть Истина, сказал обо всех людях всех веков без разбора: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19:10), они тщетно пытаются обосновать непостижимую глубину благодати своей "свободной волей" и найти в человеческих заслугах причину избрания всех тех, кто оказывается избранным. Хотя они выдвинули много глупых и ложных утверждений о воле и суждениях взрослых, они не могут объяснить разделение младенцев; и они не могут похвастаться тем, что дали удовлетворительный ответ на вопрос, который касается всех людей, но который они не смогли решить для всех.