ГЛАВА 2.13

До Потопа Божья благость помогала в Его наставлениях не только святым, но и грешникам.

Дух Божий руководил первым народом Божьим, и благодаря руководству Святого Духа он держался подальше от общения и путей проклятых и нечестивых людей. Таким образом, он сохранял себя обособленным и свободным от смешения с плотскими людьми, людьми, чьи злые дела терпение Бога переносило до тех пор, пока добрые люди могли угодить Ему, не подражая им. Но когда добрые также развратились и подражали нечестивым, и когда все человечество в умышленном отступничестве от Бога впало в ту же греховность, тогда один божественный приговор уничтожил всех, поскольку все впали в то же нечестие, за исключением только дома Ноя. Но Божья благость не была утаена даже от людей, которые не проявляли настойчивости в благодати и которые с самого начала своей истории были отравлены ядом дьявольской зависти. Когда князь нечестивого рода, завидуя заслугам своего святого брата и имея в сердце грех, замышлял его убийство, Господь хотел успокоить его отеческим советом; Он сказал ему: "почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4:7) "Оставь, – говорит Он, – свою печаль, порожденную злобой и ревностью, и угашенная святость погасит пламя твоей жестокой ненависти. Авель не причинил тебе никакого вреда; угождая Мне, он не причинил тебе вреда. Я презрел твои подношения по Своему собственному разумению, а не по его желанию. Ибо ты небрежно совершил доброе дело. Твое жертвоприношение было бы приемлемым, если бы твое различение было правильным. Зная, кому ты приносишь жертву, ты должен был знать, что посвятить. Ты не сделал достойного разделения между Мной и собой, потому что приберег для себя лучшее. Это было твоей ошибкой и твоим грехом. Успокойся и не гневайся против своего невинного брата. Потому что твоя вина вернется к тебе. Не позволяй греху царствовать в тебе, но лучше сам властвуй над ним. Через покаяние ты не впадешь в больший грех и очистишься от того, которым ты разгневал Меня". Поэтому, когда мы слышим, как Бог говорит так Каину, можем ли мы сомневаться в том, что Он сказал столько, сколько было необходимо для его обращения, действовал, чтобы вернуть его к здравому смыслу от безумия нечестия? Но упрямая злоба Каина стала еще более непростительной потому что он отверг то, что должно было стать ее лекарством. И, конечно, Бог заранее знал, до каких крайностей доведет его безумие; однако из-за этого непогрешимого знания Бога мы не можем заключить, что преступная воля Каина была вызвана какой-либо необходимостью согрешить. Воистину, Бог мог бы спасти Авеля и сохранить его невредимым. Но Он допустил для большей славы Своего терпения, чтобы минутное безумие нечестивого грешника стало вечной славой праведника. Что же касается потомков братоубийцы, то кому не будет легко увидеть, что Божья благость не была утаена от них, даже несмотря на то, что они жили тем же порочным образом, что и их предки? Мы должны только задуматься, что могло значить для них такое непоколебимое терпение Божье, такое богатое изобилие мирских благ и такое многочисленное потомство из-за их великой плодовитости. Хотя эти божественные милости не принесли никакого исцеления или исправления этим закоренелым грешникам, они, тем не менее, показывают, что их отчуждение было результатом не божественного постановления, а их собственной воли.