ГЛАВА 2.15

Люди не рождаются сейчас с лучшей природой, чем до Христа; скорее, во время Его пришествия существовавшее тогда беззаконие было тем более явным, чтобы лучше проявить силу Божьей благодати.

Божье откровение всегда передавалось всем людям в какой-то мере, которая, даже когда давалась более скупо и скрыто, все же считалась Господом достаточной, чтобы быть спасительным средством для некоторых и свидетельством для всех. Таким образом, Он ясно дал понять, что там, где изобиловал грех, преизбытычествует благодать, но даже сейчас все человечество все еще ослеплено тем же самым неверием. Или, цитируя бессмыслицу, которую говорят многие, являются ли люди, рожденные в наше время, более расположенными к жизни, чем люди прошлого? Произвели ли эти последние века души, более пригодные для получения божественных даров? Даже если бы это было так, мы должны были бы приписать это доброте их Создателя, который для народов, которых Он призвал к вечной жизни, создал сердца, которые не сопротивлялись бы Ему. Но это не так. Нет ничего нового в размножении людей по плоти. Молодое поколение не рождается II превосходящим своих предков. Напротив, наблюдение показывает, что в отношении людей, которые жили, когда пришел Искупитель мира, то чем более поздним было поколение, тем больше было их беззаконие. Доказательством этого является нечестивое безумие евреев. Доказательством того, насколько готово было это поколение к Евангелию Христову , являются настроения не только народа, но и книжников, князей и священников. Им было недостаточно, в противовес учению Закона, Пророков и данным им доказательствам божественной силы, излить свою ярость на Агнца Божьего, который взял на себя грех мира в подстрекательстве к мятежу, оскорблениях, плевках, пощечинах, ударах, побивании камнями, бичевании и, наконец, жестокой смерти на Кресте. В своем неизменном безумии им нужно было преследовать также свидетелей Воскресения. Но когда первосвященники подвергли их бичеванию, Апостолы показали, как это было предсказано в Псалме Давида: "Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой" (Деян.4:26). Следовательно, причина, по которой Бог воздерживался в прежние века от проявления благодати, которую в Своем вечном замысле Он приготовил для спасения всех народов заключается не в том, что они были непригодны для этого. Он выбрал времена, которые породили таких людей, которые закостенели в своей дикой и осознанной злобе, и не потому, что они хотели делать что-то доброе, а потому, что намеревались причинить вред, упорно противясь Богу. Таким образом, Божья благодать и сила казались тем более чудесными, когда Он превратил эти ожесточенные души, эти темные умы, эти враждебные сердца в Свой собственный народ – верный, покорный, святой; который был приведен к свету Божьей мудрости не мудростью этого мира, но через дар Того, о ком апостол Иоанн свидетельствует в этих словах: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1 Иоан. 5:20). С этим свидетельством соглашается Апостол Павел, когда говорит: "благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол.1:13). И он снова говорит: "Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни" (Тит. 3:5). Апостол мог бы объяснить более полно, более ясно, более верно, какие заслуги Христос нашел в людях, какие характеры Он подчинил Себе, какие сердца Он обратил к Себе, когда Он пришел исцелять не здоровых, а больных, и призывать не праведников, а грешников? Ибо язычники, которые сидели во тьме, увидели великий свет; и для тех, кто сидел во тьме и в тени смертной, взошло солнце. Язычники выли, народы были разгневаны, цари неистовствовали, власть имущие выступали против, суеверия и заблуждения всего мира оказывали сопротивление. Но из числа тех, кто сопротивлялся, кто был в ярости и кто преследовал, Христос избрал Свой народ; и с цепями, пытками и смертями Его святых вера окрепла, истина победила, и богатство урожая Господня распространилось по всему миру.