ГЛАВА 2.23

Дети, которые умирают, получают общую благодать, дарованную их родителям.

Причина, определяющая распределение даров благодати, для нас более непостижима, чем причина страданий, которые заслужила наша природа. Но именно эта трудность в понимании тайны заставляет нас равняться на нашего Создателя. Если мы спросим, как можно сказать, что Бог желает, чтобы все люди были спасены, когда Он не дарует всем время, когда они способны получить благодать в свободном принятии веры, я думаю, мы можем верить без непочтения к Богу и понимать без неприличия, что те люди, которые живут всего несколько дней, разделяют ту благодать, которая всегда была дана всем народам. Ибо действительно, если бы родители хорошо использовали эту благодать, то и дети получили бы от нее спасительную помощь через них. На самом деле, все дети зависят от своего рождения и в течение всего периода их младенчества до достижения разумного возраста от решений, принимаемых другими, и руководство, данное им, должно исходить исключительно от других людей. Таким образом, из этого следует, что младенцы разделяют участь тех людей, чьи правильные или неправильные наклонности определяют их состояние. Некоторым из них случается обрести веру благодаря исповеданию веры другими людьми; точно так же некоторые не имеют веры из-за неверия или пренебрежения других. Хотя у них самих не было желания ни настоящей жизни, ни будущей, тем не менее, точно так же, как их рождение стало их собственной заботой, так и возможное лишения возрождения становятся их собственным. И точно так же, как в случае со взрослыми, очевидно, что некоторые, в дополнение к общей благодати, которая движет всеми человеческими сердцами более скрытым образом, получает особый призыв с более совершенным действием благодати, с более щедрыми дарами и с большей силой; так же и в случае бесчисленных младенцев проявляется то же избрание. В избрании не было отказано даже детям, которые не смогли принять крещение, хотя их родители были крещены; но некоторые дети были крещены, хотя их родители нет. Таким образом, часто случалось, что о детях заботились чужие люди, когда их неверующие родственники отказывались от них; и через чужих людей они приходили к возрождению, хотя их собственная семья не дала им этого.