ГЛАВА 2.24

Мы не можем найти причин для упрека в том, насколько по-разному сложилась судьба детей, которые во всех остальных отношениях похожи; скорее, это убедительное доказательство Божьей справедливости и благодати Христа.

В этом промысле благодати кто, кроме совершенно невежественного человека, мог бы жаловаться на божественную справедливость, потому что Провидение не относится ко всем детям одинаково, и потому что его сила не устраняет, а его милосердие не предотвращает все опасности, которые могут помешать возрождению тех, кто обречен на смерть? Это действительно было бы сделано для всех детей, если бы это нужно было сделать во что бы то ни стало. Но нетрудно увидеть, какая беспечность возникла бы в сердцах верующих, если бы в вопросе крещения детей пренебрежение к человеку или возможность его смерти не давали повода для страха; ибо в этой гипотезе никогда не могло случиться так, что дети остались бы лишенными крещение. Но это предположение, что счастье детей никогда не может быть нарушено, придало бы большую силу ошибочному мнению, которое осмеливается утверждать, вопреки нашей католической вере, что люди получают благодать в соответствии со своими заслугами. Ибо тогда это выглядело бы так, как будто безвинная невинность младенцев могла бы с полной справедливостью утверждать, что ни один из их числа не должен не получить этого усыновления, потому что никакая вина не держит их в цепях. Тогда не было бы ничего против веры в заявлении, сделанном кем-то о крещении детей: "Благодати есть что принять, но воде крещения нечего очищать". Но все последователи истины видят отвратительный подтекст проповедуемого здесь Евангелия. Очевидно, что все, кто умирает без крещения, потеряны; и этот факт сам по себе доказывает, что все люди, достигшие спасения, обязаны этим не своим собственным заслугам, а благодати. Конечно, если бы другие не были запятнаны очень тяжким грехом, они бы не погибли. Но как бы то ни было, Божий проницательный суд, скрытый, но справедливый, проявляет как дар, который дарует человеку благодать, так и наказание, которого заслуживает греховная природа. Таким образом, никакая человеческая гордость не может похвастаться тем, что благодать – это не дар, и наше усердие не может ослабевать, как если бы не было никакой опасности, которой можно было бы бояться.