ГЛАВА 2.27

Благодать вызывает согласие нашей воли не только путем обучения и просвещения, но и через ужас и страх.

Люди дают свое свободное согласие на благодать не только тогда, когда их побуждают к этому увещевания проповедников и вдохновение учения, но и через страх. Вот почему мы читаем в Писании, что страх Господень – это начало мудрости. Этот страх, результат пугающих переживаний любого рода, имеет тенденцию только к тому, чтобы подготовить человека, который начал со страха, и не только подготовить, но и сделать мудрым. Вот почему Писание снова говорит: блажен человек, которому дано иметь страх Божий. Ибо что дает большее счастье, чем этот страх, который порождает и взращивает мудрость? С преданностью, которая проистекает из мудрости, воля также укрепляется, и благодаря тому же страху, который сначала побудил ее к действию, а затем породил благодать, воля теперь становится сильнее. Когда этот страх поражает человека даже при сильном испуге, это не значит, что он затуманивает его разум или лишает его понимания. Это скорее рассеивает тьму, которая угнетала разум, так что его воля, которая раньше была развращенной и плененной, теперь исправлена и свободна. Следовательно, точно так же, как душа не приобретает добродетели, если она не получила луч истинного света, так и благодать не будет благослклонной к человеку, которого она призывает, если она сначала не открыла глаза его воли. Как обсуждалось выше, у многих людей благодать вызывает большое рвение с самого начала, а затем она быстро возрастает. Но у тех, кто продвигается медленно и нерешительно, она едва ли становится достаточной, чтобы достичь силы, необходимой для постоянства. Наш Господь говорит: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Иоан. 6:24), Но Христос сказал это, чтобы научить нас, что вера, без которой никто не может прийти к Нему, является даром Отца, как было показано в том, что Он сказал Апостолу Петру: "блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Матф. 16:17) Это Отец, который в сердцах людей, которых Он хотел привлечь к Себе, породил как веру, так и добрую волю. Ибо они не могли бы быть так увлечены, если бы не следовали свободно через веру и добрую волю. Людей, которые отказываются от веры, не притягиваются к Нему и не приходят к Нему. Когда они отказывают в своем свободном согласии, они не приближаются, а скорее удаляются от Него. Именно любовь приводит к Нему всех тех, кто приходит к Нему. Он полюбил их первыми, и они ответили на Его любовь. Сначала он искал их, а они, в свою очередь, искали Его; и когда Бог внушил им Свою волю, они охотно последовали за Ним.