ГЛАВА 2.33

Ни один из избранных не погибнет, но все избранные от вечности обретут спасение.

Восхищаясь многообразными действиями Святого Духа в Церкви, точно так же мы никоим образом не должны роптать о Промысле Божием, управляющем судьбами неверных. Ибо наш Учитель, справедливый и добрый, не может делать ничего несправедливого, и мы не должны сомневаться в Его проницательности. Мы не имеем права даже помыслить, что, несмотря на неизмеримую милость и справедливость всемогущего Бога, человек, который не является нечестивым, будет потерян. Ни одна часть мира не осталась без Евангелия Христа. И хотя общий призыв Его не прекращается, но и особый призыв теперь достиг всего человечества. Из каждого народа и из всех состояний тысячи стариков, тысячи юношей, тысячи детей ежедневно получают благодать усыновления. Те самые армии, которые истощают мир, помогают делу христианской благодати. Сколько же в тишине мирного времени медливших принять таинство крещения, принужденные страхом перед близкой опасностью спешить к водам возрождения и грозным страхом принужденные исполнить долг, на который мирное увещевание не смогло подвигнуть вернуться домой их медлительные и прохладные души? Некоторые сыны Церкви, взятые в плен врагом, превратили своих господ в служителей Евангелия и, научив их вере, стали начальниками своих военных господ. Кроме того, некоторые иноземные язычники, служившие в римских войсках, могли научиться вере в нашей стране, тогда как в своих землях они не могли знать ее; они вернулись в свои дома, обученные христианской религии. Таким образом, ничто не может помешать Божьей благодати исполнить Его волю. Даже раздоры Он превращает в узы единства, а несчастья превращает в лекарства. Таким образом, где Церковь боялась опасности, там она находит свое умножение. Следовательно, на какой бы ход человеческих событий мы ни обратили свое внимание, мы обнаружим, что никакие столетия или события, никакие приходящие или уходящие поколения не независимы от вечных и непостижимых судов Божиих. Все конфликты противоположных интересов и все причины сбивающих с толку событий, которые мы не в состоянии исследовать и объяснить, одновременно известны и ясны вечному знанию Божию. Там нет ничего нерешенного даже в тех действиях, которые еще впереди. Ибо в Боге нет ни внезапного порыва, ни новой воли, ни временного замысла. Мысль Его не изменяется с чередованием изменчивых вещей, но Он объемлет Своим вечным и неподвижным взором все времена и вещи времени одновременно. Он уже воздал все всем, поскольку Он уже совершил то, что еще предстоит. Отсюда известный текст блаженного апостола Павла к Ефесянам: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас духовными благословениями на небесах, во Христе Иисусе, благословивший нас духовными благословениями на небесах, во Христе, как Он избрал нас в Нем прежде основания мир чтобы нам быть святыми и незапятнанными в Его очах в любви. Который предопределил нас к усыновлению через Иисуса Христа в Себе, по изволению Своей воли, в похвалу славы благодати Его" (Еф. 1:3-5), и так далее по тексту, где Апостол выражает ту же мысль. Он учит, что дар и действие благодати всегда существовали в Божьем вечном замысле и что Бог избрал всех Своих сыновей не только тогда, когда Он призывал их при их жизни, но и до того, как был создан мир. Никто из людей, кто не был предопределен как избранный во Христе, никоим образом не будет участвовать в избрании. Ибо все, кто когда-либо будут призваны и войдут в Царство Божие, избраны к усыновлению, которое предшествовало всем временам. И как никто из неверных не причисляется к избранным, так и никто у Бога не исключается из блаженных. Ибо на самом деле предвидение Божие, которое непогрешимо, не может потерять ни одного из членов, составляющих полноту Тела Христова. И число избранных, предузнанных и предызбранных во Христе прежде всех времен, никоим образом не может быть уменьшено; как пишет Апостол Тимофею: "но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам прежде вековых времен" (2 Тим. 1:8).