ГЛАВА 2.36

Избрание не освобождает от усердия в молитве, но достигает своего исполнения посредством молитвы и добрых дел.

Что замысел божественного избрания не отменяет усердия к молитве, я докажу свидетельством из одного текста, опуская все остальные ради краткости. В Книге Товит ангел Рафаил говорит Товии, "Ангел сказал ему: разве ты забыл слова, которые заповедал тебе отец твой, чтобы ты взял жену из рода твоего? Послушай же меня, брат: ей следует быть твоею женою, а о демоне не беспокойся; в эту же ночь отдадут тебе ее в жену Только, когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы и покури; и демон ощутит запах и удалится, и не возвратится никогда. Когда же тебе надобно будет приблизиться к ней, встаньте оба, воззовите к милосердому Богу, и Он спасет и помилует вас. Не бойся; ибо она предназначена тебе от века, и ты спасешь ее, и она пойдет с тобою, и я знаю, что у тебя будут от нее дети" (Тов. 7:20-35). Поэтому, хотя и невозможно, чтобы Божье повеление не сбудется, но это не отменяет практики молитвы, а замысел избрания не уменьшает усилия свободной воли человека. Бог предопределил действие, которое Он намеревался совершить, таким образом, чтобы заслуги человека возрастали через труд добрых дел, через настойчивость в мольбах, через практику добродетелей. Он хочет увенчать добрые дела людей не только по Своему замыслу, но и по их заслугам. И ясно, что именно поэтому Он скрывает предопределение их избрания в тайне, совершенно недоступной человеческому познанию.