Глава 6

1. Ибо во времена спора между католиками и пелагианами о происхождении доброй воли и началах веры и благодати этот спор был решен и закончился нашей решительной и чистой победой. Поэтому мы не должны больше говорить о совершенно неуместном союзе, который ты предлагаешь между двумя учениями. Вражеское войско было разбито, война окончена; мы победили с помощью Того, Кто явил силу руки Своей, "явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем"; Того, Кто, "как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей"; о Том, от Которого "мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога". Зачем ты стараешься собрать оружие из осколков пелагианских споров, которые были разбиты? Зачем ты ворошишь пепел мертвого учения и пытаешься разжечь огонь в угасающем дыму? Благодать Божья не угрожает свободной воле и не лишает ее стремлений, когда производит в ней доброе желание. Ибо если бы наши воли перестали быть нашими, когда они совершенствуются, управляются, направляются и оживляются благодатью, то нам пришлось бы сказать, что "все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии", лишены своей свободы; что те, кому дан "дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" теряют силу своих разумных душ и больше не заслуживают похвал, причитающихся свободному служению. Конечно, в людях, считающих, что они не нуждаются в перерождении благодатью, наследственная болезнь греха дошла до безумия: они отказываются от лекарства, кричат, бушуют и сопротивляются; но, если окажется, что они "дети обетования", они успокоятся и исцелятся.