Томас Уилкокс.
Медовая капля из Христа, нашей скалы [1]
СОВЕТ ВСЕМ СВЯТЫМ И ГРЕШНИКАМ
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).
«Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9:30-32).
«Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь установить собственную праведность, они не покорились праведности Божьей, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:3-4).
К ЧИТАТЕЛЮ
Читатель, исповедующий Христа, в эти последние дни я вижу, как любовь Господа сияет приятными лучами в моём сердце, согревая чувства и воспламеняя душу. Это происходит не только для того, чтобы дух мой отзывался на Божий зов и душа совершала труд для великого Спасителя. Он любит меня и Его сверхъестественная любовь превосходит всякое познание (Еф. 3:19). А ещё это происходит, чтобы я любил всех рождённых Небом детей Сиона и желал им добра.
Я вижу, что в эти дни многих бедняг бросает из стороны в сторону, и что скоро их может унести всякий ветер учения, — по лукавству человеков и хитрому искусству обольщения. Лукавые люди только и ждут того, чтобы, прибегнув к сим уловкам, обмануть бедные души (Еф. 4:14). То есть, существует очень много оснований, на которых строят, но, увы! напрасно ведутся на них многие работы: это ложные основания. Стоя на таких фундаментах люди не говорят истину в любви и не возрастают во всём в Нём, который есть Глава, Христос (Еф. 4:15). Без единства с Христом не бывает возрастания в Нём. А без единства с Ним всё, что мы делаем — проклято.
Кроткий читатель, изучая этот маленький трактат (если Господу угодно через него благословить тебя), ты услышишь позади себя тихий голос: «Вот путь, иди по нему, не уклоняясь ни вправо, ни влево».
А дорога, ведущая к отрадному пути оправдания пред Богом — в праведности и через праведность Иисуса Христа. Ибо вся наша самоправедность — как грязные лохмотья. Ведь воистину однажды будет сказано: «Господом будет оправдано и прославлено все племя Израиля» (Ис. 45:25). Только смерть Праведного за неправедных должна привести нас к Богу. Тот, кто не знал греха, ради нас был сделан грехом, чтобы нам стать Божьей праведностью в Нём (2 Кор. 5:21).
Читатель, исповедующий Христа, пусть всё, что в тебе от старого Адама, падёт к стопам Христа! Только Он должен иметь превосходство. Все сосуды духовного новозаветного Храма — от чаш до кувшинов — должны крепиться только к Христу. Только Он должен нести эту славу. Лишь Он достоин славы, ибо Он будет строить Храм Господа и носить эту славу. Он, установлением Отца, является камнем в истинном фундаменте, — камнем краеугольным и завершающим. Он — полнота благодати и славы Отца. Какие бы нужды ты ни имел, приди к Иисусу: у Него достаточно бальзама, чтобы излечить тебя.
Читатель, добрый Господь поможет тебе вкусить истину, заключённую в словах моего совета. Для твоей души он станет сладким мёдом, для костей — здоровьем, и душа моя возрадуется с тобою.
Твой брат в вере и участии в Евангелии,
Т. У.
СОВЕТ МОЕМУ И ТВОЕМУ СЕРДЦУ
Ты благочестив и принимаешь участие во всех таинствах? Доброе дело ты делаешь, ибо таинства — это славная честь! Но если кровь Христа не является корнем твоего благочестия, то оно завянет. Это подтвердит, что благочестие твоё — лицемерие, пустая видимость, с которой ты уйдёшь в ад.
Если в своём благочестии ты даёшь место двум гадюкам — греху и самоправедности, — то они съедят его. С величайшей взыскательностью каждый день исследуй и испытывай, что́ является основанием твоего благочестия и надеждой славы твоей. Заложено ли сие основание Христом? Если нет, то благочестие твоё никогда не устоит в шторме, а он непременно однажды начнётся! Сатана разрушит все и падение твоего благочестия будет великим (Матф. 7:27)!
Человек набожный, увитый лаврами людской славы! ты будешь провеян и отделён. Каждое устремление твоего сердца будет взвешено и испытано. Ужасно, когда духовная жизнь разваливается, и нет уже опоры под ногами!
Человек набожный, парящий в небе! пришла пора посмотреть на свои восковые крылья: они растают от жара искушений. Это же настоящая беда: торговал много, да в конце разорился. Твоя душа осталась без запасов и фундамента для вечности.
Человек набожный, имеющий дары от Бога! Смотри, нет ли червя у корня души твоей и у её нежного плода. Он может съесть всю твою душу! Из-за оного червяка в день палящей жары погибнет всё растение, душа твоя, — в день, когда Господь будет исследовать твою жизнь. Ежедневно наблюдай за своей душой и спрашивай себя: «Видна ли в моей душе кровь Христа? Что это за праведность, на которой стою ради спасения своего? Избавился ли я от самоправедности?». В конце жизни многие из выдающихся христиан видели крушение служения своего и кричали: «Погибло!.. Погибло для вечности!».
Подумай, под ширмой крупнейших служений и самых больших своих страхов люди могут скрывать самые великие грехи. Посмотри на рану, которую грех нанёс твоей душе! Она не затянется из-за более усердного служения, смирения, увеличения приношений и проч. Только кровь Христа полностью исцелит тебя! Начни прикладывать к ране всё, что угодно, но не кровь Христа — и занесёшь туда яд. Пойми, если ты не увидел Христа, за тебя истекающего кровью на кресте, значит, грех твой так и не был умерщвлён. Ничто не может убить твой грех, кроме праведности Христа: смотри на неё!
У плотской природы человека нет бальзама, который исцелил бы душу. Самая страшная болезнь — веровать, что исцеление мы получаем от дел нашего служения, а не от Христа.
Ветхая и неутомимая природа наша, с её «высочайшими улучшениями», никогда не сможет соткать одеяние такого качества (без пятен), что покрыло бы наготу нашей души. Только совершенная праведность Христа способна её покрыть. Какие бы одежды самоправедности наша плоть ни напряла, распусти их — лишь тогда Господь закутает тебя в праведность Христа.
Сатана придёт, сорвёт и похитит всё, что надела на нас старая наша природа, оставит душу голой и открытой для Божьего гнева. Во всём, что может сделать плотская природа, нет и самой крохотной капли благодати, что способна умертвить грех и помочь нам встретиться со Христом.
****
Человек набожный! Ты постоянно слушаешь проповедь, творишь молитву и принимаешь причастие, но, возможно, дела твои из рук вон плохи. Подумай о себе: ты видел, чем отличается Иисус от всех преимуществ мира? Увидал ли разницу между Ним и своей плотской самоправедностью? Пало ли всё это (мирские преимущества и самоправедность твоя), перед величием Его любви и благодати? «И падёт величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис. 2:17).
Если ты действительно видел Христа, то в Нём ты узрел чистую благодать и непорочную праведность. В Иисусе эти дары неисчерпаемы! Они неизмеримо сильней всех наших грехов и несчастий! Если ты видел Христа, то можешь попрать всю людскую и ангельскую праведность, чтобы благодаря этому Бог принял тебя. Если ты видел Христа, то не станешь совершать своё служение без Него даже если тебе предложат десять тысяч миров взамен! «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).
Если ты увидел Христа, то ты узрел Скалу, что возвышается над твоей самоправедностью, сатаной и грехом! «От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую» (Пс. 60:3). И эта Скала следует за тобой: «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовной скалы, следующей за ними; скалой же был Христос» (1 Кор. 10:4). Эта Скала будет непрестанно источать мёд и благодать, чтобы ты насыщался: «Он питал бы их наилучшей пшеницей: и насыщал бы Я тебя мёдом из скалы» (Пс. 80:17).
Исследуй себя: смотрел ты когда-нибудь на Христа как на единородного Отчего Сына, полного благодати и истины (Иоан. 1:14, 16, 17)? Убедись, ко Христу ли ты пришёл. Стоишь ли на Скале веков? Ответил ли на зов Иисуса, обращённый к твоей душе? Приблизился ли ты к Нему, чтобы принять Его оправдание?
Человек смело говорит о вере, когда он силён и благоденствует. Но мало тех, кто действительно знает, что́ такое вера. Христос это — тайна Писания, а благодать — тайна Христа. Из всего, что есть в мире, самое чудесное это вера. Добавь к ней что-то от себя — и ты испортишь её. Ни на что так пристально не взирает Христос, как на веру.
Когда веришь и приходишь ко Христу, ты должен оставить самоправедность. Ничего Ему не неси — только свой грех! (Как это тяжело сделать!) Ты должен оставить всю свою «святость», «освящение», служение, смирение и проч. Ничего не неси Иисусу, кроме своих нужд и невзгод, а иначе Христос не для тебя и ты не для Него. Христос желает стать Искупителем и Посредником всей твоей жизни, — без остатка; признай, что ты погибающий грешник и приди к Нему. Иначе Христос и ты никогда не придёте к согласию.
Самое сложное в мире — принять только Христа. (Так ты станешь праведным). Это и есть по-настоящему признать Его Христом. Добавь к Нему что-то своё — и для тебя это уже не будет Христос.
Ты идёшь ко Христу, чтобы Он принял тебя… Если появится на твоём пути всё, что не является Христом, назови оное антихристом и прикажи всему этому убраться прочь! Сделай так, чтобы победила лишь Христова праведность! Всё, что не Иисус, является Вавилоном, который должен пасть. Если в твоей жизни царит Христос, то ты возрадуешься в день падения Вавилона (Ис. 1:10-12). Иисус один работал в виноградной давильне — никого с Ним рядом не было. Если прибавишь что-то ко Христу, Он во гневе и ярости растопчет это и запятнает Своё одеяние кровью (Ис. 63:3).
Ты считаешь, что верить легко… А была ли вера твоя испытана в час искушения? Была ли испытана, когда ты видел свой грех? Пытался ли сатана взять корабль твоей веры на абордаж? Лежал ли гнев Божий на совести твоей? Явил ли Бог тебе Христа как выкуп за тебя, когда ты был в пасти ада и могилы? Явил ли Он тебе Христа как дар праведности и проч.? Сказал ли ты после этого: «Ах! Я вижу: во Христе достаточно благодати!»? Если да, то ты можешь смело произнести самые важные слова в мире — «я верю». А неиспытанная вера неустойчива.
Для того, чтобы верить, у тебя должно быть ясное представление о грехе, о заслугах крови Христа и желании Иисуса спасти тебя только потому, что ты грешник. Совершить это труднее, чем создать целый мир. Даже если наша ветхая натура напряжёт все силы, то на такую высоту, — высоту веры, — она взлететь не сможет. Не сможет она и посреди шторма греха и вины истинно уверовать в благодать и в то, что Христос готов спасти нас.
Когда сатана возлагает бремя греха на совесть, да переложит твоя душа сию тяжесть на Христа! Именно это и есть Евангелие, именно это и есть признать и принять Христа! Ради сего Он и служит нам. Вот суть Евангелия: для того, чтобы спастись, тебе нужно принять только праведность Христа и Его кровь!
Если в разгар всех дел служения и твоих терзаний душа говорит: «Не моё смирение, служение, дела милосердия и всё прочее дают мне праведность, оправдание, освящение и искупление, а только Христос», то душа твоя в безопасности (1 Кор. 1:30). Высокие волны шторма греха и вины ей не страшны.
****
Причина всех искушений, побед сатаны над нами и повод нашего ропота кроются в нашей самоправедности и собственном превосходстве. Бог преследует эти два порока, направляя сатану на тебя: так Лаван гнался за Иаковом, чтобы вернуть себе своих идолов. Желаешь ли ты этого или нет, сии божества должны быть отняты у тебя. Оные идолы препятствуют Христу войти в твоё сердце; пока Иисус не вселится в него, ты будешь жить с чувством вины. А где вина, там и чёрствое сердце. Поэтому когда на сердце много вины, то это означает, что в сердце мало чего от Христа или что Его там нет.
Когда вина даёт о себе знать, даже не думай, что тебе удастся избавиться от неё плотскими путями! Только кровь Христа освобождает! Пути плотской природы приводят лишь к очерствению сердца. Не твои добрые дела, слёзы и прочее принесут тебе мир, а лишь один Христос (Еф. 2:14). Позволь же Ему сделать это! Можно прогнать Христа из сердца не только своими грехами, но и добрыми поступками, на которые вдохновляет самоправедность. Взирай на Христа и поступай по твоим убеждениям. Твёрдо стой на праведности Сына Божьего. Остерегайся стоять одной ногой на самоправедности, а другой — на праведности Иисуса! Пока Спаситель не придёт к тебе и не воссядет на троне благодати в совести твоей, в ней так и останутся только вина, ужасы и тайные подозрения. Твоя душа будет метаться между надеждой и страхом. Человеку, которого спасло Евангелие, все сии мучения не свойственны.
Кто страшиться увидеть свой грех в его мерзейшем проявлении и дно ада в сердце своём, тот сомневается в заслугах Христа. Никогда не было такого великого грешника, которого не мог бы простить Отец (1 Ин. 2:1). Попроси Сына стать твоим защитником — и ты увидишь Иисуса Христа праведного. Какие бы сомнения, боязни и штормы ни поднимались в совести — всегда смотри на Христа. Не спорь об этом с сатаной — ничего хорошего он тебе не желает; прикажи ему идти к Иисусу, и Он даст ему ответ. Служение Сына — быть нашим Заступником (1 Ин. 2:1). Его служение — отвечать Закону Моисееву: Иисус наш Поручитель (Евр. 7:22). Его служение — отвечать правосудию: Иисус наш Посредник (Гал. 3:20, 1 Тим. 2:5). И Он дал клятву нести сие служение (Евр. 7:20, 21). Положись в этом деле на Христа. Если ты пытаешься собственными делами искупить свои грехи, тем самым отвергаешь ты Христа праведного, который стал грехом ради тебя: «Ибо Он ради нас сделал грехом Того, кто не знал греха, чтобы мы стали в Нём Божьей праведностью» (2 Кор. 5:21).
Сатана обманывает и извращает Писание, но ему нечего ответить тому, кто говорит ему Писание. Библия это — слова Христа, слова могучей власти! Иисус отразил нападки сатаны Писанием (Матф. 4:10). Против бедного грешника, который снял с себя всю самоправедность, в Библии нет ни единого слова! Она ясно указывает, что только таким людям предназначена благодать Евангелия. Верь лишь в то, что Христос готов спасти тебя — и тогда сам будешь готов принять спасение. Если обнаружил, что не можешь веровать, вспомни, что это дело Христа — сделать так, чтобы ты поверил. Веруй, что Господь может это сделать; Он производит и желание и действие по Своей благой воле (Фил. 2:13). Скорби́ из-за своего неверия, которое в совести твоей делает твою вину выше Христа, обесценивает заслуги Сына Божьего, представляя Его кровь так, будто она не святыня, а обыкновенная кровь, которая не удовлетворяет требования Отца.
Ты много жалуешься на свою жизнь. Заставляет ли твой грех смотреть тебя больше на Христа и меньше на себя?.. Твоё сетование есть не что иное, как лицемерие. Именно так! Ты смотришь на собственные добрые поступки, дела милосердия, на своё развитие во внешнем благочестии… Разве не на Христа следует смотреть! Какое печальное зрелище! Ты глядишь на всё это — и раздуваешься от гордости. Но если будешь созерцать благодать Христа, то станешь смиренным. «По благодати вы спасены» (Еф. 2:5,8).
Ты претерпеваешь всяческие искушения? Не отчаивайся! «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иакова 1:2). Эти волны не потопят тебя, а вытащат тебя из омута себялюбия, поднимут и вынесут на Скалу Христа.
Возможно, тебя принесёт на низкий берег ада, и ты окажешься у края пропасти: ещё шаг — и в огонь можно упасть. Ниже, чем во чрево ада, упасть невозможно. Многие святые были в аду, спускались туда. Однако даже оттуда ты можешь взывать и смотреть в сторону святого храма: «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святой храм Твой» (Ион. 2:4,5). В ветхозаветный рукотворный храм никто, кроме чистых и приготовивших приношения, войти не мог (Деян. 21:26). Но сейчас сам Христос — наш Храм, Жертва, Алтарь, Первосвященник, и кроме грешников к Нему никто не может прийти. А приходить грешным должно безо всяких приношений, потому что однажды Он принёс Отцу в жертву собственную кровь (Евр. 7:27).
Вспомни все тех, кто стал примером воздействия спасающей благодати, — сии люди сейчас на Небесах. Ты думаешь: «Ах! даже моя жизнь — пример проявления Господней благодати!». Но есть тысячи и тысячи иных примеров её проявления. (Я о людях, у которых дела обстояли куда хуже твоих). Христос не обделяет вниманием самых великих грешников — им также даётся возможность принять благодать Спасителя. Не впадай в отчаяние! Продолжай надеяться! Даже когда сгущаются самые тёмные облака, всё равно продолжай смотреть на Иисуса Христа, — высокий столп любви и благодати Отца. Столп этот утверждён на Небе для всех грешников, дабы непрестанно взирали на Него! Что бы ни твердили сатана и совесть, не поддавайся и не делай выводы о себе. Последнее слово за Христом: Он — Судия живых и мертвых; окончательный вердикт вынесет Иисус.
Кровь Его говорит о примирении. «И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20). Я подчёркиваю, «и земное и небесное» очищается (1 Иоан. 1:7), приобретается (Деян. 20:28), искупляется (1 Пет. 1:18-19), освобождается от всякой грязи и нечистоты (Евр. 9:13-14), получает прощение (Евр. 9:22), свободу (Евр. 10:19), оправдание (Рим. 5:9) и близкие отношения с Господом (Еф. 2:13). Ни одна капля крови Иисуса не будет утрачена!
****
Встань и внимай тому, что будет говорить Бог, ибо Он возвестит мир Своему народу, чтобы Его дети больше не возвращались к безрассудству (Пс. 84:9). Он провозглашает благодать, милость и мир (2 Тим. 1:2). Это слова Отца и Сына. Жди явления Христа как утренней звезды (Откр. 22:16). Приход Его неотвратим, как наступление утра, Он придёт, как освежающий дождь (Ос. 6:3).
Невозможно остановить восход дневного светила — и невозможно остановить приход Христа, Солнца праведности (Мал. 4:2). Ни на миг не своди очей с Иисуса! Не смотри на грех, но, прежде всего, взирай на Сына Божьего! Ты плачешь о грехе, но после этого не видишь Христа? Отбрось сие чувство! (Зах. 12:10). Во всех своих начинаниях смотри на Христа. Прежде чем преступить к делу смотри на Него, чтобы получить прощение. Во время дела смотри на Него, чтобы получить помощь, а по окончании оного — чтобы Он его принял. Без этого твои дела — плотские и легкомысленные начинания.
Не приравнивай Евангелие Христа к Закону Моисея, — будто в Евангелии есть и твоя часть, которую надлежит тебе исполнить и понести страдания. (Якобы ты должен понести часть собственного греха и удовлетворить часть требований Отца). В таком случае, Христос — посредник лишь наполовину. Пусть грех угнетает сердце: лишь бы он не разрушил твою надежду на Евангелие!
Больше смотри на оправдание, чем на освящение. Когда дело касается самых главных заповедей, не делай из Христа истца требующего, но смотри на Него как на должника, [ставшего таким вместо нас]. Взирай на Него как на причину спасения. Если ты смотрел на свои решения, старания, труды, служение, навыки и прочее, а не на заслуги Христа, то последствия для тебя будут страшными. Чего дивиться, что ты продолжаешь сетовать! Об этом свидетельствуют твои дела милосердия, коими пытаешься доказать свои «заслуги». Мы добрались до сути: основанием твоей надежды должны быть только заслуги Христа — не прибавляй к ним своих стараний. Лишь Христос может быть надеждой на славу (Кол. 1:27)
Когда идём к Богу, мы должны взять с собой только Христа. Всё остальное, включая прежние наши дела, отравит и испортит веру. Кто строит своё благочестие на собственных добрых делах, достоинствах и проч., тот и не ведает о Христовых заслугах. Из-за этого верование Богу становится тяжкой и непосильной поклажей для нашей плотской природы! Подлинная вера всякий день должна от всего отрекаться ради Иисуса, то есть, считать всё калом и шлаком (Фил. 3:7-8). Не уповай на свои земные дела, послушание, крещение и освящение, дела, достоинства, слёзы, сострадание и смирение — положись только на Христа! Каждый день отгоняй от разума мысли о том, что своими хорошими поступками и самодостаточностью ты заработал спасение. Напротив, ты должен взять спасение из Божьей ладони. Возьми у Бога подарок — Христа (Иоан. 4:10, 3:16). Вера это — Божий подарок (Еф. 2:8). Прощение — тоже подарок (Рим. 5:16).
Ах! Как наша натура бесится, раздражается, бунтует, когда слышит о том, что всё это — дары Вышнего! Она впадает в гнев, когда узнаёт, что ни один из сих подарков не купить её свершениями, слезами и хорошими поступками. Плоть негодует, что Господь не засчитывает все её хорошие дела и что они не представляют ценности для Небес.
Если бы нашей плоти удалось изобрести способ спасения, она бы вложила его в руки святых и ангелов, чтобы те продавали спасение, а не в ладони Христа, что даёт спасение безвозмездно. Поэтому природа наша не доверяет Иисусу. Она учредила бы покупку спасения делами, поэтому для неё омерзительны заслуги Христа, ведь именно они несут ей погибель. Она сделала бы всё, чтоб спастись — только бы не идти к Христу, не принять Его предложение и не оставаться в долгу пред Ним. Плоть пытается «навязать своё» Иисусу: в таком случае Христос перестаёт быть нашим Спасителем. Происходит великая борьба… Подумай, видел ли ты когда-нибудь заслуги Христа? Видел ли ты, что требования Отца навечно удовлетворены смертью Спасителя? Видел ли ты это, когда бремя греха и гнева Бога тяжким грузом лежали на твоей совести? Это благодать! О величии заслуг Христа знает лишь бедная душа, что пребывает в сильном сокрушении. Если у человека нет твёрдых убеждений, то он по-настоящему и не ценит Христову кровь и Его заслуги.
Отчаивающийся грешник! Ты смотришь на свою правую руку, потом на левую и вопрошаешь: «Кто покажет нам благо?». Пытаясь залатать свою самоправедность, чтобы спасти себя, ты спотыкаешься о все свои дела и звания и падаешь. А теперь взгляни на Христа: «Все концы земли, посмотрите на Него — и будете спасены» (Исайя 45:22). Нет такого, как Он! Он — Спаситель, и нет бога, кроме Него (Исайя 45:21). Посмотришь на кого-то другого — и этим погубишь себя. Бог ни на кого не смотрит, только на Христа, и ты не смотри ни на кого, а лишь на Иисуса. Христос был вознесён как медный змей в пустыне, чтобы грешники самых отдалённых концов земли могли видеть Его и стремиться к Нему (Ин. 3:14-15). Тебя спасёт даже мимолётный взгляд на Него, даже лёгкое прикосновение к Нему исцелит. Бог желает, чтобы ты смотрел на Него, ибо Он посадил Его на высоком престоле славы, чтобы все бедные грешники смогли видеть Его. У тебя есть вечная причина смотреть на Него, и нет причин отвести взгляд от Него. Он кроткий и смиренный сердцем (Матф. 11:29).
То, что Он требует от Своих творений, Он и сам будет делать, то есть, сам понесёт их немощи (Рим. 15:1). Не себе Он угождает и не настаивает на исполнении требований Закона. Он, будучи кротким, восстановит всё и понесёт твои бремена (Гал. 6:2). Иисус будет прощать не только до семи раз, но до семидесяти раз по семь (Матф. 18:21, 22). Чтобы уверовать в оное, апостолу потребовалась особая вера (Луки 17:4,5). Нам тяжело прощать — поэтому мы думаем, что и у Христа чёрствое сердце.
Мы видим грех огромным и считаем, что Христос видит его таким же; поэтому и измеряем вечную любовь своей меркой, вечные заслуги Иисуса — нашими грехами, а это наибольшая гордость и кощунство (Пс. 102:11, 12; Ис. 40:15). Послушай, что Он говорит: «Я нашёл выкуп» (Иов 33:24). «Я Им очень доволен» (Матф. 3:17). Больше у Бога ничего нет! Никто другой не принесёт тебе благо и никем иным совесть не успокоишь: всё это даёт только Христос, удовлетворивший требования Отца! Бог всё делает для людей только благодаря подвигу Христа!
Всё, что заслужил ты, это — ад, гнев и отвержение. Заслуги же Христа это — жизнь, отпущение грехов и принятие. Он не только покажет тебе все эти блага, но и отдаст. Когда Христос прощает, Он прославляется и чувствует себя счастливым. Подумай, пока Иисус был на земле, Он больше времени проводил среди сборщиков податей и грешников, чем среди знатоков Закона и фарисеев (Его явных противников), ведь первые были искренними. Это не соответствует твоему представлению о том, что житие Иисуса во славе побуждает Его пренебрегать бедными грешниками и презирать их. Нет. Он на Небе, но Его сердце осталось прежним. Иисус — Бог и Он не изменяется. Он — Агнец Божий, который берёт на себя грехи мира (Иоан. 1:29). Иисус прошёл через все искушения, уныние, печаль, оставленность и отвержение (Матф. 4:3-12, Мк. 15:34, Лк. 22:44, Матф. 26:38).
Иисус испил горчайшую чашу, а тебе оставил сладкую: Он забрал осуждение. Одним глотком Христос выпил весь гнев Отца — а тебе оставил чашу спасения. Скажешь: «Не могу уверовать и раскаяться в грехах»? Если в тебе нет ничего, кроме греха и духовной нищеты, ты устраиваешь Христа. Иди ко Христу со всей своей нераскаянностью и неверием — и получишь от Него веру и покаяние. Как это славно! Скажи Христу: «Господи, я не принёс ни праведности, ни благодати, чтобы Ты меня принял и оправдал. Я пришёл за Твоими дарами и должен получить их».
Хотя у кого-то из нас хватило бы глупости принести свои «дары» Христу. Нет, нет и нет! Небо не примет ни единого из самых высочайших «улучшений» нашей ветхой природы! Благодать не встанет рядом с делами (Титу 3:5, Рим. 11:6). Для нашей натуры это просто ужас! она и помыслить не может о том, чтобы снять с себя все свои достижения. (Она хочет оставить себе хотя бы лоскуток доброго дела или самоправедности, — чтобы смотрели на оный).
Самоправедность и самодостаточность — дражайшие «сокровища» нашей природы, она бережёт их как свою жизнь. Поэтому нашему естеству Христос кажется опасным. У нашей ветхой природы не возникнет желания быть с Иисусом. Он враг всех «славных» интересов нашей грешной натуры. Дозволь природе сделать своё евангелие — и оно будет против Христа. Такое евангелие будет предназначено только для «справедливых, чистых, святых» и проч. Христос творит Евангелие для тебя, — то есть, для нуждающихся в нём грешников, богопротивников, нечестивцев и проклятых людей. Наша природа не выносит и мысли о том, что Евангелие — только для грешников: уж лучше она впадёт в отчаяние, чем придёт ко Христу на таких условиях. Если природу подтолкнуть к Евангелию виной или гневом Господа, она вернётся в своё старое убежище самоправедности, самоблагости и проч. Вечная сила должна разрушить сии бастионы греха.
Если человек признаёт своим судьёй только себя, то он исключается из Евангелия. Христос обращает взор на самого омерзительного грешника. А для того судьи Христос не станет оправданием, ибо он не признаёт себя грешником. Читатель, то, что ты признаёшь себя грешником, похвально. Это легко сделать. А помолиться, как мытарь «Господи, будь милостив ко мне, грешнику» — самое трудное дело в мире. Легко сказать: «Я верю в Христа». Но видишь ли ты Христа, полного благодати и истины, от полноты которого ты можешь принять благодать на благодать?
Легко исповедать Христа устами, но признать Его сердцем, как Пётр признал Его Помазанником, Сыном живого Бога и единственным Посредником, — выше сил человека из плоти и крови.
Много кто зовёт Христа своим Спасителем, да мало кто знает Его таким. Нет в мире более великого зрелища, чем созерцать благодать и спасение во Христе! Без Господа никто не узрит сие, но если по Его благодати люди увидят это, то Всевышний прославится в них и спасёт их. Видимое воплотится в их жизни.
Посреди многих духовных дел стыжусь помыслить, что я хоть немного узнал о крови Христа, а она — самое важное в Евангелии! После ада самое ужасное зрелище это казённое исповедание веры, без Христа. Можно иметь много благословений и при этом нуждаться в благе, без которого ты отойдёшь от Христа с печалью. То есть, ты не отдал всё, что есть у тебя, — так и не расстался со всей самоправедностью и проч. Да, ты можешь преуспеть в добром деле и при этом всякий раз, когда молишься или участвуешь в таинствах, ты — злейший враг Христа. Можно изо всех сил стараться быть святым, но не принять спасение Христа, который бы и освятил тебя согласно воле Отца. Если пытаешься освятиться своими силами, то однажды потерпишь урон в этом деле.
Не твоё освящение, а вечное Христово освящение должно стать твоим оправданием пред Богом. Когда Господь явит грозный гнев из святого места, огонь испепелит всё сено и жнивьё. Тогда и откроется подлинное благочестие: «Строй только на вечных горах Божьей любви и благодати во Христе! Всегда живи пред лицом бесконечной праведности Христа и заслуг Его. (Они освящают человека, без них наше сердце наше — плотское). Мы увидим всю порочность и ничтожность греха и узрим, что все сии грехи прощены нам.
Мы увидим, что многие наши молитвы, слышание Слова и проч. были плотскими стараниями нашей осквернённой природы, а всё наше немощное послушание воли Господа навсегда принял Бог. Увидим, как наступят на всё наше прославление себя, самоправедность и дела как на что-то мерзкое, а себя — вечно живущими в праведности Христа, ликующими на развалинах нашей самоправедности! Мы будем попирать все наши дела, чтобы только Христос, наш Посредник, возвысился на Своём престоле! Какими бы славными на земле ни были наши церковные обязанности, мы станем скорбеть о тех из них, которые мы исполнили, не видя и не чувствуя любовь Христову». Если совесть не омыта кровью Христа, то такое служение Богу — мёртвое (Евр. 9:14).
Часто хвалят мнение о том, что человек обладает свободной волей. Но это мнение без труда опровергнет Писание, — опровергнет в сердцах тех, кому Иисус Христос дал откровение о действии Его заслуг и подчинении человека Его праведности. Христос обладает полнотой величия: наша бедная натура не может приблизиться к Нему и постичь Его. Христос бесконечно свят: наша природа никогда не осмелится взглянуть на Него. Иисус бесконечно благ: наше естество не уверует в это до тех пор, пока видит свой греховный образ. Христос высок и славен для нашей плотской натуры, поэтому она не смеет прикоснуться к Нему. Прежде всего в нашу душу должна быть вложена божественная природа, — дабы обрести нам единство с Тем, кого мы, простые смертные, сами ни представить, ни достичь никогда не сможем.
Тот «Христос», которого природная «свободная» воля может постичь, есть лишь плод людского воображения, а не Отчий Христос, не Иисус, Сын живого Бога, к которому никто не может прийти, если не привлечёт его Отец (Иоанна 6:44, 45).
Исследуй Писания каждый день, как золотую жилу ищи сокрытое сердце Христа. Бодрствуй, не давай места внутреннему греху, узри грехи свои во всей их мерзости — и ты никогда не совершишь их. Храни сердце в смирении, свободным от зла, в сокрушённом состоянии, чутким к любой духовной ошибке, наблюдай за всем, что происходит в твоём внутреннем мире, будь готов к наивысшему общению. Будь скор на избавление совести от вины и тотчас моли Христа, чтобы Он омывал тебя Своей кровью: тебе тяжело, потому что Бог, видя твои грех и вину, даёт почувствовать их бремя. Это для того, чтобы ты начал смотреть на медного змея, — на Христа.
Не измеряй Христову любовь земными мерками, но думай о ней как об исполненных обещаниях Бога. Благослови Бога за потрясение твоего ложного основания, за то, что Он помогает бодрствовать твоей душе на всякое время и возжигает желание постоянно стремиться к Христу. Лучше иметь недуги и претерпевать искушения, чем жить в безопасности и легкомыслии.
Дух легкомыслия приводит к богохульному духу, — человек молится и при этом грешит. Легкомысленность — отрава для нашего благочестивого жития. Если его не вырвать с корнем из сердца, постоянно и твёрдо противостоя сему пороку и созерцая Христа в своём служении, то оно вырастет, окрепнет и станет смертоносным ядом в твоих церковных таинствах. Не сравнивай свои дела с достижениями других — испытывай себя Писанием. Относись серьёзно к исполнению обязанностей в служении, исполняй оные в точности сердцем осознай их важность. Бойся при этом искать утешения от своих добрых поступков так, как ты боишься грешить. Всякое утешение, кроме Христова утешения, приносит смерть. Часто пребывай в молитве, иначе никогда не будешь иметь постоянства в общении с Богом. Каков ты во время молитвы в укромном уголке, таким будешь и во время богослужения.
Не цени высоко свои добрые дела, но смотри на них со смирением и гляди на них так, как взирает на них Христос. Остерегайся помыслов о своих хороших поступках и дарах. Один великий святой сказал: «Больше страшусь своих дел добрых, чем грехов» — первые раздували в нём гордость, а из-за вторых он смирялся. Памятуй о том, как Христос являл тебе любовь; сие делает сердце смиренным пред Ним и недосягаемым для греха. Не преуменьшай самые скромные и малоприметные проявления благодати. Бог устроит всё так, что когда дело коснётся братской любви, ты обретёшь благословение через эти, как кажется тебе, простейшие проявления благодати. Они станут для тебя дороже тысячи миров (1 Иоан. 3:14).
Будь честен пред лицом истины; не будь непокорным и никого не презирай. Восставляй тех, кто упал; помогай подняться им, являя сердцем милосердие Христово. Неси им исцеление, чтобы по благодати Евангелия сломанные и разъединённые кости соединились и срослись. Если служишь Богу и пребываешь высоко в духе, не презирай слабых святых. Может статься, однажды пожелаешь быть одним из самых малых сих. Всегда снисходи к немощам других, а к себе будь строг. Часто посещай больных, что лежат на одре и оставленных: они превосходные ученики, их учитель — жизненный опыт.
Живи согласно своему призванию. Будь послушен всякому, под коим началом состоишь, как Господу. Довольствуйся тем малым, что обрёл в этом мире: оно сослужит тебе добрую службу. Цени всё малое, что даровано тебе на земле, ибо ты и малейшего не достоин. Чаще помышляй о Небесах, ибо Христос безмерно богат и свободен! О каждом думай лучше, чем о себе, всегда имей презрение к себе, считая, что заслуживаешь быть попранным всеми святыми. Смотри на суетность этого мира — наступит день и всё погибнет: ничего не люби в мире, а только Христа.
Плачь о том, сколь мало тех, кто принимает Христа и как немного нуждающихся в Нём: людям по нраву пустяки. Для окружённых земным благополучием Христос — сказка, а Писание — выдумка.
Плачь о тех, кто принял крещение и посещает литургию, но не находятся под благодатью. Стремятся они больше к свершению добрых дел и послушанию, чем ко Христу; они почти не познаю́т благодать. Приготовься к кресту, прими его добровольно. Когда над тобой глумятся, насмехаются, освистывают, презирают и лишают свободы, неси свой крест как победитель, — словно это крест самого Иисуса. Увидь, что это не твой крест, а Христов.
Грех прячется от славы креста Иисуса. Пренебрегая малыми истинами и тем самым закрывая свет, мы порождаем ад в совести и совершаем наибольшие грехи против света. Тебя вытащили из утробы ада и поместили в лоно Христа, посадив среди князей дома Божьего. Как теперь тебе следует жить? Будь примером милости! Искупленная и восставленная душа, ты в неоплатном долгу пред Христом!
Каждый поступок твой и исполнение обязанностей должны быть безупречными! Дни субботние должны для тебя быть днями хвалы и воспевания славы Богу! А общение в церкви? Быть со Христом — значит жить на Небесах; это общность с ангелами и святыми! Погружение души в вечную любовь сродни погребению с Христом и умиранию для всего иного! Всякий раз, когда мыслишь о Христе, изумляйся и дивись. А когда видишь грех, смотри на благодать Христа, благодаря которой прощаются грехи: а если с превозношением смотришь на благодать Христа, она смирит тебя и повергнет в пыль.
Вспомни время любви Христа, когда ты был наг (Иез. 16:8,9). Он избрал тебя. Приходил ли к тебе хоть один гордый помысел? Вспомни руки, которые спасли тебя и ты не утонул; они избавили тебя от ада преисподнего (Пс. 85:13), дабы ты пел хвалу Господу за Его благодать пред ангелами и людьми вовеки (Пс. 148). Ежедневно кайся и молись; живи в благодати, как Помазавший тебя благодатью. Вспомни грехи свои и то, как Христос прощает тебя, свои беззакония и Его заслуги, немощи свои и силу Спасителя, свою гордость и смирение Иисуса, обилие твоих пороков и то, как Сын Божий тебя простил. Вспомни свою вину и то, как кровь Сына Человеческого смыла её с тебя, свои падения и как Искупитель тебя поднял, вспомни свои нужды и Христову полноту, воспомяни искушения свои и доброту Иисуса, приведи на память свою порочность и праведность Христа.
Благословенна та душа, на которой Христос найдёт не одежду самоправедности (Фил. 3:9), но Свои одеяния, омытые и выбеленные в крови Агнца (Откр. 7:14)! Горе и несчастье тебе, исповедующий веру лишь устами! в твоём сердце нет Евангелия.
Не успокаивай себя тем, что в церкви ты испытан успешно — наступит день, тебя испытает Христос и изгонит. Возможно, ты крещён, но ты не пришёл к Иисусу и к крови кропления (Евр. 12:24).
Нельзя наши дела и достижения сравнивать с кровью Христа, Его заслугами и праведностью (всё это — суть Евангелия). Нельзя все эти плотские усилия сравнивать с Евангелием: они оставляют сомнения и вопросы в душе. А сомнения (если вовремя их не прогнать), обернутся в одну из самых опасных вещей — в легкомыслие.
Не относись поверхностно к тому, что происходит в церкви. Подолгу размышляй о духовном и молись. Ожидай возможности услышать то, что принесёт назидание. Мы имеем нужду в учении, исправлении, назидании и утешении, как нежная зелень и трава — в дожде, росе, мелком дожде и ливне (Втор. 32:2). Делай всё от души для Христа (Зах. 7:5-6), — как будто в каждом случае ты имеешь дело со Христом, как будто Он смотрит на тебя, а ты на Него и получаешь всю силу от Него.
Наблюдай за святыми движениями в твоей душе, подвигающими к добрым делам. Высоко цени малейшую добрую мысль, данную тебе Христом и малейшее доброе слово, которое ты говоришь о Нём искренним сердцем. Ах, благослови Бога за богатство Его милости! Наблюдай, наступает ли каждый день в твоей судьбе Заря, сходящая свыше, с утренней росой скорби о грехе, постоянно орошающей тебя (Луки 1:78). Есть ли у тебя яркая Утренняя звезда, всегда изливающая на тебя свет новой благодати и мира? Восходит ли Она над тобою по утрам (Откр. 22:16)? Есть ли у тебя Христос, с любовью приветствующий душу во всех её делах служения? Какое из дел служения не творит тебя духовным, а превращает в плотского? То, что не животворит и не смиряет — ожесточает и несёт смерть.
Иуда опускал руку в одно блюдо с Иисусом, имел честь креститься, участвовать в Вечере, общаться с верными в Церкви и проч., однако у груди Христа возлежал Иоанн (Ин. 13:23). Таковы замысел и принцип Божьего Евангелия, следуя которым мы молимся, слушаем проповедь Слова и несём служение. Ляг на грудь Иисусу — лишь так твоё ожесточённое сердце смягчится и побудит плакать о грехе, исцелит от легкомыслия и привязанности к суете. (Будничная суета это гангрена для духа). Сие воистину смирит тебя, сделает душу чуткой к Христу — и грех для неё станет мерзостью.
Так даже самый уродливый отпрыск ада преобразится в славу Христа. Христианин, какими бы великими ни были твои знания и достижения, никогда не помышляй, что ты уже таков, каким тебе ещё следует быть. Всегда памятуй, что ты возлежишь у груди Христа, лежащего на лоне Отца Своего (Иоан. 1:18).
Подойди к Отцу и попроси Его явить тебе Христа — и обретёшь уверенность, что ответ на твою молитву придёт скоро. Нет для Него просьбы, приятнее этой! Отец дал Сына из собственного лона, чтобы привлечь взоры грешников всех времён к Иисусу. Это вечный знак Отеческой любви.
Если смотреть на солнце, то потом какое-то время мы плохо видим. Но чем больше мы взираем Солнце праведности, на Христа, тем лучше видят глаза веры. Смотри только на Христа — ты полюбишь Его и душа насытится Им. Всегда думай о Нём. Не своди глаз с крови Христа, иначе любой удар искушения поколеблет тебя. Если желаешь видеть сколь грешен грех, чтобы возненавидеть его и восскорбеть, то смотри не на него, а на страдающего Христа. Христос удовлетворил требования Отца. Если увидишь свои дары и «освящение», то не смотри на них. Прежде смотри на праведность Христа, и только потом — на свои дарования. (Увидев Сына ты увидишь всё).
Поступая по вере, прежде всего смотри на неё — так ты встанешь на прочное основание. Сделай веру опорой надежды. Если ты грешен и несчастен, ступай к Христу. Не иди к Христу со своими дарами и «освящением» до тех пор, пока не узришь Его. (Они скроют Его от тебя). Есть те, кто смотрит на Иисуса, и при этом ставит себе в заслугу свои дарования. Эти люди подобны смотрящим на солнце, отражённое в воде подёрнутой рябью. Смотри на Христа, как на Светило, сияющее на небосводе Отчей любви и благодати. Тогда ты увидишь Иисуса в Его неописуемой славе.
Гордыня и неверие заставят тебя смотреть на собственные достижения. Вера же всегда указывает на Христа. Иисус неизреченно славен: Он рассеет твое «освящение» и грех. Ибо Бог сделал Иисуса грехом и подлинным освящением ради нас, мы должны в это поверить (1 Кор. 1:30, 2 Кор. 5:21). Кто опирается на своё «освящение», чтобы созерцать его и утешаться, тот воздвигает наибольшего идола, который лишь укрепит сомнения и страхи. Если учиняешь сие и не смотришь на Христа, то, как Пётр, ты погрузишься в сомнения.
Христианин нуждается в утешении лишь когда представляет Евангелие в искажённом свете и отводит взгляд от совершенной праведности Христа. Это равносильно выбору жить не в сиянии Солнца, а при свете свечи. Упование на собственную праведность это не мёд, а отрава. И свет, взятый тобою, чтобы ходить в ней, обернётся кромешным мраком для твоей души. Сатана искушает тебя, подначивая кропотливо и усердно взращивать твою «благодать», чтобы ты искал утешение в ней. Затем приходит Отец и указывает тебе на праведность Христа (изобильную праведность, славную и угодную Ему навеки). Отец приглашает тебя учиться праведности Иисуса (Его велениям и благословениям). И сие есть благословенное побуждение, нежный шёпот Господа: Он проверяет, есть ли в тебе неверие. Внимай малейшему намёку от Него, прими Божий совет и много молись. Дорожи Его советом как бесценным сокровищем. Я уверен, это признак грядущих благословений!
Опять же, если творишь моление, но ответа нет и ты разочаровался, то увидь, как Христос молится за тебя. Христос и Отец на твоей стороне (Иоан. 14:16 и 17 гл).. Если ты встревожен, то увидь, что Христос — твой покой (Еф. 2:14). Когда Он возносился на Небо, то оставил тебе мир. Он снова и снова просит тебя не смущаться даже в малом. Говоря о малом, Господь имеет в виду смущение от искушения грехом, что пытается разрушить твое утешение и веру (Иоанна 14:1, 27). Ныне Сын восседает на престоле. Иисус был мучим и убит на кресте. Если мы говорим о том, что причиняет человеку боль или вызывает неприязнь, то это была высшая степень смирения. Он понёс на себе все твои грехи, печали, скорби, искушения и проч. и вознёсся в рай, чтобы там приготовить тебе обитель.
Теперь ты увидел: Христос — это всё, а ты ничего из себя не представляешь. Так сделай же Христа всей твоей жизнью и будь мёртв для всякой ложной праведности. Ты — христианин, который столь любим! ты обрёл благосклонность Бога и являешься любимцем Неба... Распахни и ты сердце Христу за всю Его любовь к тебе и люби Его бедных святых и церкви, — самые неприглядные и немощные. Бог не руководствуется разницей в их духовных познаниях: все они начертаны на Его сердце, как имена сынов Израиля на нагруднике Аарона. И ты начертай их имена на сердце своём. «Молитесь о мире Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!» (Пс. 121:6).<
[1] Перевод: Владимир Михайленко.
Источник: Thomas Whilcocks. A Choice Drop of Honey from the Rock Christ; or, a Short Word of Advice to All Saints and Sinners. Boston: printed and sold by E. Lincoln, Water Street. 1807
© Благотворительный фонд «Переводов христианского наследия».