Проповедь Фавста против Луцида

Фавст Регийский

Проповедь 3[1]

На освящение храма

[против Луцида]

Каждый получит собственную награду[2].

1. Возлюбленные братья! Божественное Слово говорит, как мы недавно слышали: Каждый получит собственную награду в соответствии со своим трудом. Ведь мы — помощники Бога[3].

Нет сомнений в том, что Бог — наш Помощник. Поразмыслим, каким образом и мы можем быть помощниками Бога.

Богу приятны заслуги людей[4]. Поэтому тот, кто совершает нечто способствующее человеческому преуспеянию, [тем самым] доказывает, что он — помощник Бога; тот, кто предусмотрительно заботится о таком благе, которое может принести спасение многим,— подражатель Божественной милости; тот, кто жаждет вновь приобрести для Христа искупленных Христом, занимаясь деятельностью святого строительства,— сотрудник в делах Христовых[5].

2. Говорит [апостол]: Ведь мы — помощники Бога. Я думаю, что сила этого изречения способна также вступить в борьбу с заблуждением того раскольника[6], который под видом некоего смирения губительно убеждает в том, что подлежит осуждению, говоря так: «Что бы ни совершалось из относящегося к состоянию[7] человека — все это в целом принадлежит Божественной благодати[8], а бодрствованию и старанию человека не принадлежит ничего».

Поэтому, согласно их мнению, вспомогательные средства, которыми считаются труды и молитвы, [ни в чем человеку] не помогают.

Но это вовсе не так! Ведь мы — помощники Бога, [причем] вот каким образом: если мы также своим трудом сохраняем то, что восприняли по Его милости; если мы соединяем свои усердные стремления с дарами Христа; если мы помогаем милосердию Бога по отношению к нам, пользуясь теми силами, которые Бог нам дал. Ведь именно по этой причине [Господь] через Своего апостола говорит нам: Смотри, чтобы ты не отверг впустую благодать Бога, которая в тебе[9]. Обрати внимание: Господь, Хранитель твоей немощи, хочет, чтобы ты был хранителем Его дарования. И потому не шло бы речи о помощи, если бы [Господь] не ожидал согласия трудящегося [человека]; ведь благодеяние помощи погибает [зря], если нет возможности отыскать при этом также усердие действующего [человека].

3. А [если говорить о] постыдно поправших в себе [самих] благодать Бога, хотя в то же время безупречно рассуждающих о ней самой по себе; об утверждающих, будто одни [люди] определены к жизни, а другие — к смерти[10],— то обрати внимание, какими путами нечестия они сами себя связывают: «Если я предопределен к добру, для меня будет уже не обязательно противиться злу; если же я рожден для зла, никакой пользы мне не принесет упражняться в добре». И таким вот образом, поскольку в обоих случаях преграждается стремление [человека] к хвале и славе, добрый [человек] впадет в праздность по причине самоуверенности, а злой — по причине отчаяния. И из-за этого остановится всякое упражнение в праведности: прекратится молитва, истощится деятельность.

Но это вовсе не так! Будем же лучше непрестанно молится, поскольку Господь говорит: Молитесь без перерыва[11]; и в другом месте: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение[12].

4. И вместе с тем будем бороться против всякого греха не только одной молитвой, но также и трудом, поскольку Господь свидетельствует[13]: В соответствии со своим трудом[14]. Ведь Бог, справедливый Судья и Управитель, ищет желающего, помогает трудящемуся, увенчивает побеждающего. Ты видишь Бога, с милостью открывающего дверь, но увидь и человека, с напряжением стучащего [в нее][15]. И потому блаженный апостол[16], уже приобретенный для Христа, уже сделавшийся избранным сосудом[17], не довольствуется предопределением, не доверяется одной благодати, но соединяет с благодеяниями Бога свои собственные усилия, говоря: Я укрощаю и порабощаю мое тело, чтобы, проповедуя другим, я не сделался сам отвергнутым[18]. Разумеется, он уже воин, принадлежащий к правой стороне, но посмотри, как он, уже опытный, все еще боится подвергнуться некой опасности; как он, уже избранный, страшится стать отвергнутым. Он уже держит в руках победу, но все еще не отложил в сторону воинское снаряжение; он уже достиг торжества, но [все еще] опасается за исход [своей] воинской службы.

5. Еретик говорит: «Все принадлежит благодати Бога, а труду человека не принадлежит ничего». Однако же вот, Сам Господь Христос не рассудил, что человеку следует идти[19] к небесам посредством праздности. Если тебе не нужно ничего добиваться с трудом, то ясно, что у тебя нет ничего ценного. Скажи, еретик: когда Господь обещает человеку столь великие вещи, ты полагаешь, что Он предоставит их спящему? Если ты, после того как уже получено милосердие Бога, не припишешь [самому] человеку преуспеяние, то ты не сможешь вменить человеку и неуспех[20].

Говорит [еретик]: «Все принадлежит благодати Бога». Кто не услышит здесь голос смирения, кто не сочтет это полнотой святости? Но посмотри, какое заблуждение всевается под видом благочестивого исповедания[21], согласно вот этому изречению Соломона: Лукавый вредит, когда смешивается с праведным[22]. Это означает, что нечестие опаснее под прикрытием благочестия; больше, чем неверия, следует остерегаться превратности, то есть чего-то скрытого в речи с обманчивой привлекательностью.

Если, как они говорят, один рожден для добра, а другой — для зла, то и избранный, не зная опасности, станет ленивым, и предосужденный станет трудиться, однако не получит лекарства от своей болезни. Каким же образом при всем этом устоят в согласии с самими собой весы беспристрастнейшего Исследователя[23], если в первом случае возвеличивается косность, а во втором — наказывается природа?

6. Если дело обстоит так[24], то в первом случае, когда награждается праздный, окажется в опасности Божественная справедливость, а во втором случае, когда погибает принужденный, поскольку он не по своей воле совершает зло,—  подвергнется опасности [Божественное] милосердие. Притом, когда рассматривается действие человека,  все-таки обычно обвиняют не необходимость, а волю. Скажу еще короче: дать спасение не ищущему [его] — не будет делом справедливости, а отказать [в спасении] ищущему [его] — не будет делом милосердия. И вот еретик, в то время как он настойчивее, чем следует, утверждает одну добродетель, [в действительности] отменяет обе[25]. Он, находя повод в природе или в судьбе, привлекает человека к греховной жизни; и потому он наделил невинностью преступления и возвел причину[26] вины и наказания к Создателю и Судье.

Но это вовсе не так! Ведь, поскольку [для всех] приготовлены и находятся под рукой дары Бога,— как те, кто спасаются благодаря заботливости, могли погибнуть из-за небрежности, так и те, кто погибают из-за беззаботности, могли бы спастись благодаря старательности. Поэтому и по отношению к приобретенным [для Царства Небесного] награждение будет заслуженным, и по отношению к потерянным осуждение будет справедливым[27]. Ведь Тот Создатель и Знаток человеческих сил, Который дал [человеку] в собственность[28] способность [совершать добро], по праву требует прибыли, полученной в результате труда [самого человека].

7. Но, быть может, кто-то внутри себя помыслит, что злые, которые не достигают спасения, не получили того, благодаря чему они могли бы спастись[29]?

Расспросим [об этом] того упомянутого в Евангелии[30] бесполезного и негодного раба, о котором Господь сказал: Злой и ленивый раб[31], и которого Он повелел бросить во внешнюю тьму[32] со связанными руками и ногами[33], то есть, с осужденными делами и стремлениями. Посмотрим, разве и он, погибший, не признал, что он получил [дар от Господа], сказав: Господин, вот твоя мина, которую я отложил в платке[34], [то есть] я отложил Твою мину, поскольку из-за праздности пренебрег Твоею благодатью. И еще [он говорит]: Убоявшись, я пошел и скрыл твое сокровище[35] в земле[36], то есть тот ум, который Ты, благосклонный Творец, мне дал и который Ты приготовил для небес[37], я опутал земными вожделениями и погрузил в глубину пороков.

8. Итак, всем [людям] сообща Бог раздал щедрые дары, благодаря которым они могут спастись. Однако нужно, чтобы мы обрабатывали то, что Он в нас посеял; чтобы мы упражнялись в том, что Он нам предоставил; чтобы мы поливали то, что Он в нас насадил[38]; чтобы мы воспламеняли то, что Он зажег в тайнике ума. Пусть удостоит [нас] осуществления этого Тот, Кто живет и царствует с вечным Отцом и со Святым Духом, Бог на все века веков. Аминь. 



[1] © Перевод, примечания: Д. В. Смирнов, 2023. Права на публикацию и распространение в сети интернет принадлежат веб-ресурсу www.virtusetgloria.org. На русский язык проповедь переводится впервые. Перевод выполнен по критическому изданию Ф. Глори (Glorie. 1971); для сверки использовались предшествующее издание Ж. Морена, подготовленное по тем же рукописям (Morin. 1906), и переводы отдельных цитат в исследовательской литературе (библиографию изданий и исследований, а также раскрытие сокращенных обозначений цитируемой в примечаниях литературы см. в моей вводной статье: «Арелатский Собор (470) и дело Луцида: введение к переводу источников»). В рукописях проповедь представлена с ошибочной атрибуцией блж. Августину. Обоснование атрибуции Фавсту Регийскому см.: Kasper. 1991. S. 384–385; Villegas Marín. 2016. P. 14–16. О предполагаемых обстоятельствах произнесения проповеди также см. в моей вводной статье.

[2] 1 Кор 3. 8.

[3] 1 Кор 3. 8–9.

[4] Это упоминание о заслугах людей выглядит противоречащим рассуждению Фавста в письме Луциду о том, что у людей нет заслуг, а есть лишь исполненные ими обязанности по отношению к Богу (см.: Faust.Ep. 1 // CSEL. Vol. 21. P. 164:10–14). Однако в действительности позиция Фавста была не столь однозначной и в его сочинении «О благодати» встречаются вполне одобрительные высказывания о человеческих заслугах: «Если прекратятся дела, заслуги не будут иметь чести; если не будет ничего тягостного в труде, не будет ничего ценного в добродетели» (Faust. De gratia. I 10 // CSEL. Vol. 21. P. 34:19–21); «Итак, предведение заранее знает то, что надлежит совершить, а потом предопределение назначает то, что надлежит воздать. Первое предвидит заслуги, а второе предустанавливает награды» (Ibid II 3 // Ibid. P. 63:11–13); Бог как «тайный Испытатель исследует пути людей и заслуги совести» (Ibid II 10 // Ibid. P. 88:7–8); «…там, где не предшествует заслуга, погибает и награда» (Ibid. II 12 // Ibid. P. 94:32–95:1).   

[5] Фавст отсылает к широкому контексту 1 Кор 3. 9–17, где апостол Павел сравнивает собственную проповедь Евангелия с положением основания для строения Церкви, дальнейшее развитие церковной жизни — со строительством, а верующих — с «Божиим строением». Одновременно выстраивается параллелизм между внешним материальным строительством храмового здания (поскольку проповедь произносится при освящении нового храма) и внутренним духовным строительством христианской жизни и церковной общины. Аналогичное понимание этого отрывка 1 Кор встречается в сочинении Фавста «О благодати». Доказывая, что Бог строит Свой дом, то есть церковное тело, не один, а вместе со Своими сотрудниками, Фавст пишет: «Господь строит Свой дом посредством предстоятелей и пастырей Цекрви, посредством тех, кто говорят: Ведь мы — помощники Бога. Ведь тот, кто берет на себя заботу о спасении человека — помощник Искупителя. Так что этот дом строит Господь с помощью Своих святых и святые с помощью своего Господа» (Faust. De gratia. I 10 // CSEL. Vol. 21. P. 35:14–19).

[6] Подразумевается Луцид, против которого, как предполагают исследователи, направлена проповедь (обоснование см.: Villegas Marín. 2016. P. 14–16). Хотя нет сведений, что его формально отлучали от Церкви в период, предшествовавший его покаянию, или что он сам разрывал в это время церковное общение, Фавст считает его лжеучение настолько серьезным, что рассматривает его как отделенного в силу самих его заблуждений от Церкви раскольника (схизматика) и еретика (ср. упоминания о «еретике» далее в тексте проповеди). Ф. Глори считает, что здесь (и далее при упоминании «еретика») речь может идти не только о Луциде, но и о неких его единомышленниках, еретиках-предестинацианах (praedestinatiani), однако вопрос о том, действительно ли существовало такое еретическое направление, остается предметом научных дискуссий.

[7] Под «состоянием» (или «положением») человека здесь подразумевается его принадлежность к числу спасающихся, а под тем, что совершается в отношении этого состояния — средства спасения (вера, молитва, добродетели и т.п.).

[8] Лат. «totum gratiae esse»; эту формулу Фавст употребляет и при изложении точки зрения оппонентов в сочинении «О благодати»: «Они говорят, что для почитания Бога и угождения Ему после спасительного дара крещения не требуется послушание в преданном рабском служении, но одна благодать сама по себе производит результат человеческого спасения. Они говорят: «Все в целом относится к одной благодати» (totum solius est gratiae)» (Faust. De gratia. I 3 // CSEL. Vol. 21. P. 14:24–27; также ср.: Ibidem // Ibid. P. 15:10, 12).

[9] Основой цитаты является стих 1 Тим 4. 14 (по Вульгате: «Noli neglegere gratiam quae in te est» = «Не пренебрегай благодатью, которая в тебе»), однако Фавст добавляет в начало «смотри» и использует не встречающийся у других авторов при цитировании стиха глагол «evacuo» («делать пустым», «опустошать», «отвергать», «уничтожать», «отменять»). Возможно, он цитировал по памяти и изменил текст под влиянием 2 Кор 6. 1 (по Вульгате: «…ne in uacuum gratiam dei recipiatis» = «чтобы вы не впустую восприняли благодать Бога»).

[10] Весьма близкая формулировка встречается среди положений, осуждаемых в письме Луцида: «…одни предназначены к смерти, а другие предопределены к жизни» (Lucid. Ep. // CSEL. Vol. 21. P. 166:5–6), и в сочинении Фавста «О благодати»: «…один предустановлен к смерти, а другой предопределен к жизни» (Faust. De gratia. I 3 // CSEL. Vol. 21. P. 15:7–8; также ср.: Ibidem // Ibid. P. 17:16–17).

[11] 1 Фес 5. 17. По мнение Ж. Морена, приписывая эти слова «Господу», а не «апостолу», Фавст мог подразумевать аналогичную идею, выраженную в Лк 18. 1 («…надлежит всегда молиться…») и Лк 21. 36 («…бодрствуйте на всякое время и молитесь…»).

[12] Мф 26. 41 (в издании Ж. Морена ошибочно указано параллельное место Лк 22. 40, где нет слова «бодрствуйте»; в издании П. Глори помимо этих двух мест указано также параллельное место Мк 14. 34, где нет упоминания об искушении).

[13] В одной из двух рукописей эта фраза имеет расширенный вид: «Господь посредством сегодняшнего чтения [из Писания] свидетельствует: Каждый получит собственную награду в соответствии со своим трудом».

[14] 1 Кор 3. 8.

[15] Ср.: Мф 7. 7–8 («…стучите, и отворят вам…»); Лк 11. 9–10.

[16] Рассуждение об апостоле Павле, весьма близкое к следующему далее (с дословными совпадениями), встречается в сочинении Фавста «О благодати»: «Но и в другом месте апостол говорит: Я укрощаю и порабощаю мое тело, чтобы, проповедуя другим, я не сделался сам отвергнутым. Вот, блаженный апостол, уже приобретенный для Христа, уже сделавшийся избранным сосудом, вовсе не расслабляет рук в праздности под предлогом предопределения и благодати, но соединяет с благодеяниями Бога свои собственные усилия, говоря: Я укрощаю и порабощаю мое тело. Вот, он уже воин, принадлежащий к правой стороне, но посмотри, как он, уже опытный, все еще боится подвергнуться некой опасности; как он, уже избранный, страшится стать отвергнутым. Он уже держит в руках победу, но все еще не отложил в сторону воинское снаряжение; он уже достиг торжества, но все еще опасается за исход [своей] воинской службы» (Faust. DegratiaI 5 // CSEL. Vol. 21. P. 20:15–25). Близкая смысловая параллель встречается также в 8-й проповеди из корпуса проповедей, условно называемых проповедями Евсевия Галликана (многие исследователи считают, что все или некоторые проповеди этого корпуса принадлежат Фавсту Регийскому): «Послушай, что сказал апостол, когда понял, что его угнетают своими нападениями невидимые враги поста: Итак, я сражаюсь таким образом, не как если бы я бился с воздухом,— говоря это, он тем самым свидетельствует, что бьется не знаю уж с какими силами, [обитающими] в воздухе, но, говорит он, я укрощаю и порабощаю мое тело, чтобы, проповедуя другим, я не сделался сам отвергнутым. Вот, блаженный Павел, уже ставший жилищем Христа, уже сделавшийся избранным сосудом, понимает, что ему не достаточно одной только благодати, если он не соединит с благодатью бодрствование в заботливом устремлении и усердие в труде; ведь он уже с уверенностью провозглашает: Не ищите ли вы доказательства, что во мне говорит Христос?, и однако, чтобы иметь возможность противостоять духовным врагам, он старается оградить тело постоянным постом — ведь это самое, чтобы в нем мог говорить Христос, он заслужил не иначе, как освящением поста» (Eusebius Gallicanus. Homilia 8. 2 // Idem. Collectio homiliarum. Sermones extrauagantes / Ed. F. Glorie. Turnholti: Brepols, 1970. [Vol. 1]. P. 84:25–38).

[17] См.: Деян 9. 15.

[18] 1 Кор 9. 27.

[19] В издании Ф. Глори — «eundem» («того же самого»), в издании Ж. Морена — «eundum» («следует идти»); разночтение с изданием Ж. Морена в аппарате издания Ф. Глори не оговорено. Не имея возможности проверить чтение по рукописи, я следую изданию Ж. Морена, дающему осмысленный текст, и предполагаю, что в критическом издании допущена опечатка.

[20] В оригинале используется игра однокоренных слов: «profectus» («продвижение вперед», «преуспеяние») и «defectus» («отпадение», «уклонение», «недостаток», «безуспешность»).

[21] Ср.: Faust. Ep. 1 // CSEL. Vol. 21. P. 161:14 (см. примечание к этому месту в моем переводе).

[22] Притч 11. 15. Эту цитату Фавст приводит для иллюстрации близкой мысли и в сочинении «О благодати» (см.: Faust. DegratiaI 3 // CSEL. Vol. 21. P. 17:9–10).

[23] Эта же мысль встречается в сочинении Фавста «О благодати»: «…в этом случае не сможет быть в согласии с самой собой никакая беспристрастность суда» (Faust. DegratiaI. 3 // CSEL. Vol. 21. P. 17:18–19).

[24] Лат. «quae cum ita sint» — устойчивое выражение, часто встречающееся у Цицерона и других латинских писателей; часто переводится «при этих обстоятельствах».

[25] Вероятно, Фавст хочет здесь сказать, что еретик, относя все в спасении к благодати, чрезмерно акцентирует внимание на милосердии Бога, однако в итоге и это милосердие понимает неверно, и отменяет справедливость Бога.

[26] В издании Ф. Глори — «causa» (без указания других чтений); в издании Ж. Морена — «causas» (без указания других чтений). Не имея возможность установить рукописное чтение, я следую чтению Ж. Морена, дающему более осмысленный текст. В случае принятия чтения издания Ф. Глори «causa» должна быть подлежащим фразы (… «и причина вины и наказания оказалась в Создателе и Судье»).

[27] Лат. «iusta damnatio»; точно такое же выражение употребляется в Рим 3. 8.

[28] Образ дарования имущества и последующего требования прибыли подводит к приводимому далее образу раба, получившего, но не использовавшего дар господина.

[29] Этот тезис встречается в числе еретических положений, которые Фавст осуждает к письме Луциду: «…анафема тому, кто скажет, что тот, кто погиб, не получил возможности быть спасенным» (Faust. Ep. 1 // CSEL. Vol. 21. P. 162:16–17).

[30] Далее Фавст (возможно, цитируя по памяти) приводит в рамках рассуждения об одном рабе цитаты, в действительности относящиеся к 3 евангельским эпизодам: 1) притча о талантах (Мф 25. 14–30); 2) притча о десяти рабах (Лк 19. 12–27); 3) притча о брачном пире (Мф 22. 1–13).

[31] Мф. 25. 26.

[32] См.: Мф 22. 13; Мф 25. 30.

[33] См.: Мф. 22. 13.

[34] Лк 19. 20.

[35] В евангельском тексте используется слово «талант»; такое же чтение присутствует в одной из рукописей, однако издатели предпочитают поместить в текст более сложное чтение, предполагая, что Фавст изменил текст при цитировании.

[36] Мф 25. 25.

[37] Лат. «ad caelestia» (буквально — «для небесных вещей», «для небесных предметов», «для относящегося к небесной жизни»).

[38] Метафора «насаждения» и «поливания» отсылает к тексту 1 Кор 3. 6–8, предшествующему тем словам, с которых началась проповедь. Однако в данном случае Фавст относит насаждение к Богу, а поливание — к человеку, тогда как в 1 Кор насаждающим назван апостол, поливающими — поставленные им церковные служители, а Богу приписывается взращивание.