Филипп Якоб Шпенер.
О новом рождении

Проповедь третья

Проповедь вторая

БЛАГОРОДСТВО РОЖДЁННЫХ СВЫШЕ[1]

Текст: Евангелие от Иоанна, 3:6 ...а рождённое от Духа есть дух.

А. Введение

Поскольку свойства какого-либо предмета особенно полно уразумеваются через сопоставление с чем-то, ему противоположным, Писание нередко предлагает нам такие противопоставления. К примеру: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Или: «Если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Подобное встречается неоднократно.

Наш милостивый Спаситель, желая в разговоре с Никодимом описать рождение свыше и его свойства, также использует противопоставление. Он показывает, почему новое рождение необходимо, а именно – потому что рождённое от плоти есть плоть (Ин. 3:6); при этом сразу говорит и о противоположном – что рождённое от Духа есть дух. Так в нескольких словах нам изъясняется, что в нас наличествует как повреждение, так и новое естество. В прошлый раз мы рассматривали причины нашего повреждения, теперь же давайте со страхом Божиим поговорим о началах нашего нового человека или нового естества. – Бог да просветит наши очи, дабы мы узрели благородство [христианского] звания и превосходство нового естества во Иисусе Христе, Который всё сие стяжал нам. Аминь.

B. Объяснение евангельского текста

Обратимся же к Евангелию и рассмотрим I. происхождение нового, или рождённого свыше, естества и II. его свойства.

I

1) О происхождении читаем: «…а рождённое от Духа». Не следует упускать из внимания связь с предыдущими словами: «Рождённое от плоти есть плоть, – а рожденное от Духа есть дух». Тем самым Спаситель поясняет, что эти два рождения подобны друг другу. Как становится плотью то, что рождено от плоти – именно потому, что происходит от плоти, – так становится поистине духом то, что рождено от Духа; ибо то, что даёт рождение, делится своим естеством с рождаемым. Здесь мы видим, во-первых, что рождение, происходящее от Бога, то есть рождение свыше, не есть что-то мечтательное; ибо как рождённое от плоти не просто плод воображения, но нечто настоящее, так и новый человек, происходящий из рождения свыше, совсем не выдумка, а нечто подлинное и действенное; [сопоставление двух рождений] показывает нам, что новое рождение обладает не меньшею силой, чем рождение плотское. Во-вторых, [из этих слов] мы видим, что дух может быть рождён не иначе как от Духа. Нет иного средства обрести новое духовное естество, чем духовное рождение.

2) Итак, источник рождения свыше – Дух (конечно же, здесь под «духом» имеется в виду [Бог] Дух Святой). Господь говорит: до́лжно нам родиться от воды и Духа (Ин. 3:5), – то есть в воде и через воду действует Дух, неким образом сочетаясь с водою; о чём [и у Апостола] сказано: Он спас нас банею (купелью) возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит. 3:5–6). То есть вода в святом крещении не имела бы силы дать нам новое рождение и сделать иными людьми, если бы при том не было Святого Духа, от Которого исходит такая сила. В Послании к Римлянам указывается причина, по какой человек становится духовным: когда Дух Божий (или – чуть далее – Дух Христов) живёт в вас (Рим. 8:9). Под этим «жительством Духа» нужно разуметь не жительство праздное и бесплодное, но такое жительство, в котором живущий Сам обустраивает соответствующее Себе место. У Иезекииля читаем: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих (Иез. 36:27). И выше: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (Иез. 36:26). Сей новый дух – это Дух Божий, даруемый человеку, и Он задействует в нас новое естество, или новую суть, соделывая нас такими, что мы обретаем новый дух и новые свойства. Впрочем, слова «рождённое от Духа» надлежит понимать не в том смысле, что Святой Дух является материей, из которой создаётся новый человек; и не в том, что рождённое от Него является также Богом; но в том, что Он есть действующая причина и источник [нашей новой жизни], причём такая причина и источник, которая Своим действием подлинно сообщает нам подобие Себе. – Таким образом, мы видим, что Тот, от Кого надлежит родиться нашему новому человеку, есть Сам Святой Дух.

Наш возлюбленный Спаситель зачат от Святого Духа, о чём Ангел поведал Деве Марии: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35). О том же Ангел говорит, обращаясь к Иосифу: Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1:20). Именно от сего Святого Духа и всем христианам до́лжно родиться заново и тем самым стать живыми членами духовного тела Христова. При этом наше новое рождение от Святого Духа – не одно и то же, что зачатие Христа. То произошло таким образом, что Святой Дух в теле Девы Марии взял нечто от кровей её и сотворил всё человеческое естество Христа; наше же новое рождение происходит так, что Святой Дух в нас действует и творит [духовное естество] совсем заново – но это Один и Тот же Дух.

Здесь надо заметить, что это Его действие в нас не непосредственное, [как у Марии], но посредствуется словом [Божиим] и святым крещением. Мы уже говорили, что Cам Спаситель указывает на то, что Дух [неким образом] сочетается с водой; о том же упоминает и Павел. Что же касается Слова, то в Послании Петра ясно сказано, что мы возрождаемся (то есть рождаемся свыше) не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Ещё нужно отметить, что несмотря на то, что в деле [нашего нового рождения] наиболее проявляется Святой Дух, в нём участвуют и все Лица Святой Троицы, о чём мы ещё скажем в следующих проповедях. Поэтому в Писании говорится не только о рождении от Духа, но и о рождении от Бога: Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога (1 Ин. 3:9).

3) Способ, каким новый человек происходит от Духа, называется рождением, или, [можно сказать], зачатием от Духа [2]. Когда в Писании говорится о рождении свыше, то имеется в виду не собственно рождение как появление на свет естества, которое уже до того сформировалось в утробе матери; при [плотском] рождении дитя не обретает естество, а вынаруживает его. Здесь же речь идёт скорее о зачатии, когда что-либо только начинает своё существование. Таким образом, рождение свыше сопоставляется с телесным зачатием, а с собственно рождением соотносится будущее наше рождение в жизнь вечную. Разумеется, слова́ «рождение» и «зачатие» тут нужно понимать не плотски, но духовно, поскольку наше новое рождение совершается Духом.

Если рождение свыше рассматривать во всей полноте, то оно включает в себя и оправдание, и благодатное принятие в сыновство; но в нашем отрывке [из Писания] имеется в виду скорее иное – а именно: дарование, задействование или сотворение в нас неких новых свойств. Об этом читаем также в Послании к Ефесянам: мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела (Еф. 2:10). И в посланиях к Галатам и Коринфянам говорится о том же: во Христе мы – новое творение (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15), рождённое от Духа, имеющее свою суть или естество от Святого Духа, каковое естество Он творит и задействует в нас в подобие Себе. Между тем, наш Спаситель использует здесь слово «рождён», а не «сотворён», поскольку творение само по себе не обеспечивает сходства с тем, что сотворено. Бог сотворил всё, однако по этой причине не всё имеет сходство с Ним. А то, что рождается, [непременно] подобно тому, от чего оно рождено. Следовательно, поскольку Святой Дух задействует, или творит нового человека внутри нас и даёт ему духовное сходство с Собою, то это значит, что Святой Дух рождает его.

Далее из понятия «рождение» следует и то, что для своего нового рождения, и чтобы стать чадами Божьими, сами мы ничего не способны сделать. Подобно тому, как дитя, зачатое в теле матери, ничего для этого не делало, и не могло делать, – точно также и мы не в силах что-либо произвести для нашего духовного рождения, или зачатия.

II

Обратимся теперь к свойствам нового естества, или нового человека. [Они описываются словами]: …есть дух.

1) Эти слова предваряются [более общим] определением: «рождённое от Духа есть дух», а не [более частным]: «рождённый от Духа есть дух» [3]. [Говоря обо всех] – люди в своём общественном состоянии могут быть по происхождению и мирскому положению кем угодно. Но если они при всём том рождены от Духа, они суть дух. И этому ничто, присущее им по естеству – будь они высокого или низкого рода, богаты или бедны, рождены от родителей верующих или неверующих, юны или стары, мужчины или женщины – не способно препятствовать. И обратно, если мы не рождены от Духа, то мы не духовны, кем бы мы ни были. [Писание] говорит: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского – чем возвещается, что христианство не смотрит на эти различия, – ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:28). Когда так бывает? [Когда мы становимся новым творением]: во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал 6:15). Если новое творение есть, то ничто внешнее ему не мешает. Если же его нет, всё прочее без толку. Здесь мы видим одно из благодеяний нового рождения свыше – что Господь никого не исключает из него.

Также не напрасно сказано не «рождённый от Духа», а [обще] – «рождённое» ещё и потому, что не только душа, по своей природе уже будучи духом, становится в новом рождении духом в том смысле, о котором здесь идёт речь; но и тело обретает в рождении свыше некую духовную силу и свойства, благодаря чему оно также делается способным к добру.

Впрочем, не будем отрицать, что в основном сила нового рождения касается души – ибо сказано: «рождённое от Духа есть дух», а не что-то другое. Конечно, рождённые свыше [христиане] неразрывны со своею плотью. Но она-то рождена не от Духа, а от плоти – и тем самым сохраняет в себе и плотские свойства и повреждение. Поэтому на рождённого свыше нужно всегда смотреть как на человека, имеющего две стороны. В нём есть нечто от земного рождения, а именно – всё его врождённое естество, плотское и пронизанное падшестью. Но наличествует в нём и новая суть или новое естество, происходящее от нового рождения; и это есть дух. Так Павел, несомненно рождённый свыше, признаёт: Не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе (Рим. 7:18), – то есть даже в таком человеке, ученике Христа, по-прежнему сохраняется плоть, и плоть повреждённая. Далее говорится о тех, кто во Христе Иисусе: нет им никакого осуждения, ибо они ходят не по плоти, а по духу (Рим. 8:1). Это значит: у них есть ещё плоть, мучающая их, и одновременно они духом умерщвляют дела плотские (Рим. 8:13). Ещё сказано: [в христианах] плоть желает противного духу, а дух противного плоти (Гал. 5:17) – то есть в них действуют и плоть, и дух. Всё это мы видим и чувствуем в себе, и то же усматриваем и в нашем тексте [Евангелия] – а именно, что когда о новом рождении свыше говорится, что оно есть дух, то это касается не всего человека со всем, что в нём есть и что ему присуще (ибо в нём ещё наличествует и падшая плоть, духом не являющаяся и стать им не способная); но относится это к тому в человеке, что́ и в какой мере происходит в нём от Духа.

2) Что касается самого́ понятия, то дух есть нечто, противоположное плоти. Как называется «плотью» повреждённое естество, больше не соответствующее изначальному творению и образу Божьему, но целиком противное Его воле, – так, напротив, именуется «духом» такое естество, которое подобно первоначальному чистому естеству и Божию образу. Рождённое от Духа, или новое естество, и есть этот дух, то есть всецело духовное и подобное Богу естество. Поэтому нам и возвещается, что мы соделываемся причастниками Божеского естества (2 Петр. 1:4). Также Писание обращается к нам: «живущие по духу» (Рим. 8:4), «вы духовные» (Гал. 6:1), «вы не по плоти живёте, а по духу» (Рим. 8:9); о том же и слова: «я не мог говорить с вами, как с духовными» (1 Кор. 3:1). «Духовное» означает, что это новое естество состоит не в чём-то вещественном, а в новой сути и жизненной силе, которые запечатлеваются в душе и теле. Господь, однако, [в отличие от Апостола], говорит «дух» – то есть «вы не просто духовны, а вы сами – дух», дабы показать, что [новое рождение] есть не просто внешнее, случайное качество, а укореняется так глубоко в человеке, что его можно назвать поистине иным естеством и способом [жить]. И поскольку это естество есть дух, то и свойства его также духовны. Ему присуще благороднейшее стремление только к духовному; оно побуждает все движения и силы души к духовному деланию; оно соразмеряется во всём с Царством Мессии, то есть царством духовным, – вследствие чего со временем и тело обретает некие духовные свойства, переставая быть телом природным [4] и становясь телом духовным (1 Кор. 15:44). Такова причина – и она зиждется на словах нашего Спасителя – того, что нового человека, или новое естество, мы именуем «духом».

Когда в проповеди звучат слова о духе и плоти, то всегда следует под «духом» понимать это новое естество, приведённое в нас в действие Богом в рождении свыше, вследствие чего мы устремляемся к добру и делаемся к нему способными; под «плотью» же – ветхого Адама, всё повреждённое в нас, в силу чего мы не способны к добру и склонны ко злу.

3) Наконец, Евангелие утверждает: «...есть дух», а не то, что новое естество лишь удостоено чести именоваться духом. Стало быть, оно не плод воображения, а нечто подлинное и действенное – то, духовные свойства чего несомненны и налицо пред Богом и людьми.

C. Научение

Обратим здесь внимание главным образом на великое благородство [5] рождённых свыше чад Божьих. Оно состоит 1) в самом факте рождения от Бога. Высокое происхождение – когда человек рождается от знатных и почитаемых другими людей – весьма ценится в мире. Нельзя сказать, чтобы такая счастливая участь вовсе не имела значения, или по своей сути была сплошь тщеславием. Но людям именитым их родовитость не должна давать повод к гордыне и суете и служить причиною грехов, приводящих многих из них к погибели. Как бы ни было высоко происхождение от императора, короля, курфюрста, князя, графа, властителя или аристократа – что́ оно по сравнению с тем, что рождённые свыше происходят от Самого Господа!

Насколько превосходит Бог всё в этом мире, насколько пред Ним величайший монарх есть не более чем пыль и зола, и должен искать Его благодати, – настолько достоинство всякого христианина выше, чем родовитость самых знатных людей. Ибо все истинные христиане имеют благородное и поистине высочайшее происхождение. Они не только люди по плоти, но они рождены от Духа – Духа Святого, – и, следовательно, от Самого́ вечного Бога, первопричины и источника всякого величества. Потому по праву зовутся они детьми – сынами и дочерями – Божьими (1 Ин. 3:2), не просто принятыми в сыновство Богу (что уже было бы велико), но неким образом рождёнными от Него. Конечно, они рождаются не из Него Самого, не по Его существу, ибо это свойственно одному лишь Иисусу Христу, – но по Его воле: восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1:18).

2) Благородство верующих состоит также в том, что они не только [как бы односторонне] рождены Богом и Духом, но что они и сами [действительно] духовно родились – то есть что они живут по естеству и свойствам, присущим тому Духу, от Которого они рождаются. В мире сем родовитость лишена как раз этого: превосходство качеств [персоны] не передаётся с рождением. Соломон был великим царём, исполненным мудрости и всех достоинств, красящих царя. Он родил Ровоама – однако в том было мало от мудрости его отца. Точно так же у иного знатного властителя, князя или аристократа рождаются порой дети, как будто принадлежащие низкому сословию, или и вовсе никуда не годные, у которых отсутствуют благородные качества, отличавшие их родителей и предков. Это происходит потому, что знатные особы рождают детей не по своему званию, а по естеству, как и все люди. Потому они и не могут придать детям ничего, кроме земного, плотского бытия – ничего из тех достоинств, какими Бог наградил их сверх плотского естества.

А у нового рождения есть эта особенность. Когда мы рождаемся свыше от Святого Духа, Он придаёт нам естество, подобное Его собственному и носящее Его образ, так что мы становимся поистине духовно-рождёнными, – то есть обретаем естество не плотское, как прежде, и, следовательно, поражённое грехом, но духовное, по образу и подобию Святого Духа; как первый человек, который был сотворён не только для естественной жизни, но также и для духовной.

Плотской человек не способен к чему-либо духовному, то есть к взаимодействию с Богом и божественными вещами, как это угодно Богу – любить Его, быть Ему послушным, доверять Ему и всё совершать во славу Его, то есть полагать славу Божию своею единственной целью. У рождённого свыше человека, напротив, это дарование есть. Он способен любить Бога, чтить Его, вверяться Ему и истинно во всём искать Его славу – благодаря духовному естеству, которое он имеет и по которому живёт. Он мог бы даже и в совершенстве исполнять всё это, если бы вместе с новым естеством в нём в то же время не было ветхого естества и [падшей] плоти; они препятствуют совершенному духовному действию.

Более того, у рождённого свыше есть не только способность, но и внутреннее устремление к добру. Всё вообще тяготеет к тому, что соответствует его природе или свойствам; [так и новый человек]. Все свои действия на духовной ниве он совершает с радостью и без принуждения. Отсюда проистекает духовная жизнь – то есть такая жизнь, которая проводится теперь по побуждениям не плоти, а духа; не по своей повреждённой воле, а по воле Божьей. Человек ищет уже не собственной славы, пользы и удовольствия (всё это плотские склонности), а только того, чтобы угодить Богу и подготовиться к блаженной вечности. Об этом говорит Павел: если мы живём духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5:25). И ещё: Итак, если вы воскресли со Христом (то есть: если вы рождены свыше, от Христа), то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3:1–2). Вот описание духовной жизни, так действует в нас дух – а именно, что он влечётся не к земной, а в первую очередь к вечной жизни.

Этих заповедей или научения не требовалось бы – ведь дух устремлён в должном направлении и без них, – если бы не было в нас также и греховной плоти, всегда обременяющей и запинающей нас (Евр. 12:1). Потому нам и нужно научение – дабы следовать побуждениям духа и не позволять плоти мешать ему. Итак, великое благородство – иметь в себе такое духовно-божественное, устремлённое к небесам естество. И насколько больше земной славы небесная, настолько превосходит это духовное естество всю мыслимую земную славу.

3) Благородство верующих состоит также в том, что они угодны Богу, способны сочетаться с Ним и благонадёжны для Царствия Божия (Лк. 9:62). Подобное всегда угодно уподобляющему, [и наоборот]. Стало быть, мы не угодим Богу, пока через Его благодать не станем духом, и Он не увидит в нас вновь нечто от Своего образа. Бог не входит в общение ни с чем, что не имеет подобия Ему; итак, чтобы в нас жил Бог, нам надлежит быть духовно-рождёнными и возыметь духовные свойства. Ибо Царство Божие – даже и здесь, на земле – есть царство духовное, небесное, и мы можем войти в него лишь тогда, когда обретаем духовные качества (Ин. 4:24). Именно поэтому Христос говорит о том, что без рождения свыше нельзя войти в Царство Божие: оно есть духовное Царство, а значит, его жители должны жить духовною жизнью. В этом и заключается великое благородство и слава – быть угодными Богу, сочетаться с Ним и обрести право на [вхождение в] Царство Небесное.

D. Увещание

Можно было бы развивать эту мысль и дальше; даст Бог, поговорим о том в будущем, – однако на сей раз ограничимся вышеприведённым кратким изложением. Теперь же тщательно обдумаем сказанное и испытаем себя – являемся ли мы духом и имеем ли те духовные свойства, о которых сказали. Ибо если это не так, то мы ещё не рождены свыше и лишены сего благородства.

В дальнейшем мы обсудим признаки, по которым можно это определить, более подробно; [пока же скажем вот что]. Нам надлежит особенно остерегаться обольщения и искушения, заставляющего нас постоянно оправдываться человеческой слабостью. Нет ничего более распространённого, чем когда люди, услышав сердечное напоминание о необходимости стремиться быть истинным христианином и обличение в излишнем погрязании в мирских делах, начинают немедленно обелять себя: «мы немощные люди, мы плоть и кровь, мы не можем жить столь строго!» Да, человек не способен на то, что ему не под силу; мы знаем, как мы несовершенны, и терпим немощи друг друга (Гал. 6:2), – но не следует допускать того, чтобы этой слабостью злоупотреблять. Конечно, если ты всего лишь человек, то есть всего лишь плоть, то [духовная жизнь] для тебя невозможна – ты не способен на то, что превышает [падше-естественные] человеческие силы. Но тогда знай – как «всего лишь человек», как плоть, ты не можешь и обрести спасение. Если же ты желаешь спастись, то тебе надлежит стать иным, чем «всего лишь» человек, а именно – родиться свыше. Тогда, если ты дух и живёшь по духу, то ты будешь способен по духу на то, на что не способен по плоти. Итак, ты должен либо отречься от рождения свыше и права на спасение, либо возыметь духовное естество, дающее тебе силу на добрые дела. Всякому христианину необходимо усердно стремиться к последнему, и заботиться о том, чтобы не подпитывать косность плоти.

Совершая же добрые дела, будем беречься того, чтобы что-то приписывать себе. Ибо если мы творим добро, то это – не наше деяние, а действие в нас Бога, породившего в нас духовное естество. Поэтому нам подобает смиренно благодарить Бога за то, что Он духовно возродил нас свыше и сделал способными к добру, и не думать, что сами по себе мы можем сделать что-то благое.

Наконец, если мы подлинно ощущаем в себе дух, новое творение, то будем весьма внимательны к тому, чтобы не утратить его вновь. Мы больше не вправе угождать плоти (Гал. 5:13), иначе мы снова станем плотью, плотскими (Гал. 3:3). Ибо нам сказано: если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:13). И ещё: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Будем же на всякий день с усердием духовно подвизаться против [греховной] плоти (Евр. 12:4) и всё более обуздывать её, чтобы она не взяла верх над духом. Также надлежит нам следить и за тем, чтобы укреплять наше новое естество духовными средствами, ибо оно, как и тело, нуждается в каждодневном и соответствующем ему питании.

E. Утешение

Утешение здесь таково: а) новым рождением Бог замещает в нас то, что сделалось падшим в Адаме; b) поскольку мы становимся духовными, то можем уразумевать духовные вещи и судить о них, что для [ветхого] естественного человека невозможно (1 Кор. 2:14); c) также у воли теперь появляется сила стремиться к добру и предпочитать духовное; d) благодаря этому и желания делаются способными соответствовать Духу – когда любовь, ненависть, радость, печаль, гнев, надежда и всё прочее действуют в том порядке, который задаёт Дух.

Пусть поначалу мы совсем слабо [видим и] ощущаем в себе дух и новое естество – утешение состоит в том, что они будут возрастать. Как растёт дитя, родившись, так и они (если мы следуем им и противостоим [падшей] плоти) каждодневно крепнут и вырастают до божественной величины, когда мы чувствуем, что становимся крепче и что добро даётся нам чем дальше, тем легче. Поскольку мы рождены от Духа, то есть свыше, Дух и возносит нас всё выше и даёт нам необходимую силу пребывать на сей высоте – и таким образом мы несомненно получаем право на то, чтобы войти в Царство Божие и обрести небесную славу (Откр. 22:14); ибо как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15:50), так напротив, наследуют его рождённые не от плоти, а от Духа. Наш [Небесный] Отец соделал нас способными участвовать в жребии святых во свете (Кол. 1:12), даровав нам родиться новыми людьми; и в силу того, что мы рождены от Бога и Его Духа, нам даётся право увидеть Бога – Которому мы становимся подобны – как Он есть (1 Ин. 3:2) и, уподобившись Ему, в совершенстве жить с Ним в вечности.

F. Молитва

Господи Боже, Святой Дух, смиренно благодарим Тебя за то, что Ты сподобил нас духовно родиться от Тебя! Да выявляется это сотворённое Тобою новое духовное естество во всех, кого Ты удостоил сего! Увы, сколь малое его проявление мы видим у большинства! Люди ходят по плоти, и [своею жизнью] подтверждают, что они суть не что иное, как плоть. Сжалься же над ними и приведи через истинное покаяние к тому, чтобы вновь им родиться от Тебя духом. В тех же, в ком Твоё начало уже действует, упрочь то, что от Тебя рождено. Научи нас так применять духовные средства, чтобы новое естество благодаря им крепло и росло. Будь силен в нас и помоги нам каждодневно распинать и умерщвлять плоть, дабы она не набрала силу и не одолела дух. Подвигни нас к тому, чтобы всю нашу жизнь мы проводили по действию в нас духа, дарованного Тобою, и дай нам в утешение узреть в себе плоды нашего нового рождения. Даруй нам вечное спасение, когда упразднится всё плотское и всё станет духовным, дабы в совершенстве радоваться нам наследию, ради которого мы рождаемся свыше. Во имя Иисуса Христа. Аминь.

Проповедь четвертая



[1] Перевод: Виктория Тучина.

Редакция: игумен Пётр (Мещеринов). Добавления в квадратных скобках принадлежат редактору.

Источник: Der hochwichtige Articul von der Wiedergeburt... von Philipp Jacob Spener. Frankfurt am Main 1715. Вспомогательный источник: Philipp Jacob Spener. Von der Wiedergeburt. J. F. Steinkopf Verlag Stuttgart 1963.

© Благотворительный фонд «Переводов христианского наследия».

[2] Здесь Шпенер употребляет два синонимичных глагола со значением «рождать» – «gebären» и «zeugen», из которых второй, «zeugen», означает ещё и «зачинать», на чём и строится дальнейшее рассуждение.

[3] Перефразировано ввиду сложности буквальной передачи мысли Шпенера, строящего данное рассуждение на грамматическом различии немецких слов.

[4] Так в немецкой Библии: ein natürlicher Leib. В греческом (и русском) текстах: тело душевное (σῶμα ψυχικόν. В некоторых греческих изданиях – σῶμα ζωικόν, тело земное).

[5] В современном русском языке термин «благородство», «благородный» воспринимается преимущественно этически. Шпенер исходит скорее из буквального понимания этого слова – «высокородный», «происходящий от благородных кровей».