Филипп Якоб Шпенер.
О новом рождении
Проповедь девятая
О БЛАГОВЕСТВОВАНИИ КАК СРЕДСТВЕ РОЖДЕНИЯ СВЫШЕ[1]
Текст: 1-е Послание Коринфянам, 4:14–15 Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием [2].
A. Введение
В предыдущих беседах мы, размышляя о новом рождении свыше, говорили с помощью Божией о том, как оно происходит от Святой Троицы и как каждая Её Ипостась действует здесь особым образом. Рассуждая о средствах, какими Бог производит наше новое рождение, мы сказали о слове Божием и о святом крещении. Теперь нам остаётся рассмотреть ещё одну действующую причину рождения свыше – а именно служение благовествования: что оно совершает в деле нашего духовного возрождения. Об этом теперь пойдёт речь. — Благослови, Отче Небесный, Твоё благовестие через меня, дабы мы, уразумев, в чём состоит сие служение, учились назидаться [благодаря ему] и обретать добрые плоды в слове Твоём. Аминь.
B. Объяснение апостольского текста
Из нашего текста мы видим, что Павел 1) представляет себя коринфянам как их [духовного] отца, 2) ставит это отцовство выше всякого наставничества и 3) показывает плоды сего отцовства.
I
1) Павел представляет себя коринфянам как их отца. Он говорит: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Павел не приписывает это отцовство себе [как человеку], но имеет в виду отцовство, проистекающее из его апостольства. Про всех Апостолов в известной мере можно сказать, что они – отцы для тех, кто в Церкви; ибо всякий, пришедший к вере, стал верующим во Христа по слову их (Ин. 17:20). Потому говорится, что Церковь утверждена на основании Апостолов и Пророков (Еф. 2:20). Павел и другие Апостолы через возвещение Евангелия дали рождение всем верующим, в том числе и нам, живущим ныне; ибо слово Божие, которым мы обретаем рождение свыше, есть их благовестие. Впрочем, Павел, говоря коринфянам о себе как об отце, опирается не столько на то, что он Апостол, сколько на то, что он возвестил им Евангелие, родившее их во Христе. Стало быть, духовным отцовством обладает всякий, кто благовестием обращает человека и рождает его во Христе. И поныне к сему званию [отцов] причастны все христианские учителя, действенно и плодотворно возвещающие Евангелие.
2) Павел говорит, что родил коринфян; но речь идёт здесь не обо всех жителях города. Его послание адресовано церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым (1 Кор. 1:2). Бог явил живущим в Коринфе христианам великую благодать; но в них обнаруживались и многие недостатки, которые наш Апостол в своём Послании и обличает – так что можно было бы даже задаться вопросом, а подобает ли им по-прежнему именоваться христианами. Павел пишет: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе (1 Кор. 3:1); и далее он указывает, в чём именно они плотские («ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?», 1 Кор. 3:3). Но тем не менее они, хоть и младенцы, но во Христе; то есть при всех недостатках Павел видит в них рождённых свыше, пусть ещё и немощных. Это показывает нам, что в Писании под рождёнными свыше понимаются совсем не те, кто уже достиг совершенства в конце долгого духовного пути. Некоторые английские духовные писатели [3] пишут, что рождённым свыше может считаться лишь тот, кто уже значительно возрос в христианстве. Писание же признаёт духовно возрождёнными всех тех, в ком Бог истинно начал Своё доброе действие, благодаря чему в них воспламенилась и начала разгораться живая вера в Иисуса Христа. Если это произошло, то новое рождение состоялось, пусть христианину и нужно ещё много возрастать в обретённом благе – точно так же, как ребёнок есть уже [всецело] человек, хоть он ещё и дитя, и нуждается в долгом развитии.
3) О самом предмете сказано: Павел родил коринфских христиан. Рождение подразумевает передачу своего естества другому. Плотские родители по Божию благословлению передают детям своё существо и жизнь, тело и душу. Конечно, Павел не дал коринфянам ни плотского рождения, ни естественной жизни, ибо они, как люди, уже обладали всем этим и прежде, чем Павел пришёл к ним. От него верующие коринфяне получили духовное естество – то есть нового внутреннего человека, нового духа веры и любви с их плодами. Апостол дал им рождение не как людям, а как христианам. Он провёл у коринфян год и шесть месяцев и поучал их слову Божию (Деян. 18:11), и они от этого благовествования приняли веру, так что в них задействовалась её божественная сила. Также Павел дал им рождение свыше и в том смысле, что через служение примирения, вверенное ему, и через веру, возгоревшуюся в них, он примирил их с Богом, так что они обрели прощение грехов и сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:18–21). Павел родил коринфских христиан тем, что словом Евангелия и его силой в них был сотворён совсем новый человек, и они стали совсем иными людьми. В этом и состоит смысл слов, что он родил их, – ибо всякое рождение не есть просто некоторое изменение тех или иных [прежде бывших] свойств. Как в зачатии и рождении по плоти появляется на свет подлинный, новый, никогда прежде не живший человек, так и в рождении свыше происходит зачатие и появление на свет подлинного нового естества.
4) Средство же, с помощью которого Апостол родил коринфян, – благовествование; то есть новое рождение совершается не силою Павла, а силою Евангелия, живого слова Божия. Христиане возрождены от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23); и благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1:16). Это слово Божие Павел проповедовал в Коринфе (Деян. 18:11), и сила его была столь велика, что многие благодаря тому уверовали, так что сбылось написанное: вера от проповеди, а проповедание от слова Божия [4] (Рим. 10:17). К проповеди добавилось святое крещение (и необходимо, когда мы говорим о дающем новое рождение Евангелии, воспринимать его и Крещение в совокупности) – многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились (Деян. 18:8). Итак, Павел дал им новое рождение через благовествование, а именно – через проповедь Евангелия, и через его печать, святое крещение. Впрочем, лично Павел крестил немногих, о чём он сам говорит (1 Кор. 1:14–16); однако крещение было установлено для всех обращённых ко Христу.
Здесь заметим, что Павел, чтобы привести людей к осознанию их грехов и покаянию, говорил им также и о Законе; но не Закон был средством, через которое люди обретали рождение свыше, а Евангелие благодати Божией. Ибо закон не может животворить (Гал. 3:21), и Святого Духа получают не через дела закона, а через наставление в вере (Гал. 3:5). Евангелием человеку даётся познать благодать и любовь к себе Бога, и он начинает доверять Богу, а через это и любить Его. Тогда он становится иным человеком, то есть рождается свыше; тогда верой и силой Духа закон Божий напечатлевается в его сердце (Иер. 31:33).
5) Из слов Апостола мы видим также, откуда исходит сия сила. Он говорит: я родил вас во Христе Иисусе. Это означает: родил не только по велению Христа, пославшего Павла проповедовать Евангелие язычникам и открыть глаза им; но и непосредственно силой Христовой, действующей в Апостоле могущественно и обращающей людей от тьмы к свету (Деян. 26:17–18; Кол. 1:29). Наш Спаситель установил служение благовестия (Мф. 28:19) не в том смысле, что Он лишь рассылает по свету проповедников с наказом от Себя, подобно тому как великий правитель отправляет куда-либо своего посла, а при этом остаётся в столице, так что посол сам исполняет порученное ему, а потом, возвратившись, даёт правителю отчёт. Нет, Спаситель всегда пребывает вместе со Своими посланниками; [более того] – Он пребывает в них, действует через них и совершает их труды. Послав Апостолов на проповедь Евангелия во весь мир, Он дал обетование: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20) – то есть им не нужно бояться собственной немощи или противодействия падшего мира; а нужно им положиться на Спасителя, Который будет с ними и Сам будет действовать в их служении. Это мы ясно видим из Евангелия от Марка, где сказано не просто, что Апостолы пошли и проповедовали везде, но добавлено: при Господнем содействии (Мк. 16:20) – то есть деяния Апостолов были не только их, но и Христовы. Об этом же свидетельствует и Павел: не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия (Рим. 15:18–19). Именно в этом смысле Павел утверждает, что он родил коринфян – не только для Христа и во Христе, но силой и действием Христа, Которому он послужил инструментом.
[Если же говорить о нас], современных благовестниках – то пусть действие Христово в Его Апостолах, в непосредственно Им просвещённых посланниках, обнаруживалось в несравненно большей степени, нежели в нас; всё же и мы ныне силою Христа сподобляемся давать людям новое рождение свыше, ибо [в возвещении Евангелия] Он действует и через нас.
II
Далее мы видим, как Павел ставит своё отцовство выше всякого иного наставничества. Он пишет: хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Кор. 4:15). Чтобы правильно понять смысл этих слов, нужно принять во внимание положение дел в Коринфе в то время. Павел сетует о разделениях в общине (1 Кор. гл. 1), о том, что многие слишком обращают внимание на те или иные духовные дары, присущие разным учителям; одни прославляют Павла и нарекаются его именем, другие – именем Петра, третьи – Аполлоса. Вкрадываются в коринфскую церковь и лжеапостолы (2 Кор. 11:13), презиравшие Павла и других учителей и стремившиеся отвратить от них коринфян. Поэтому Павел вынужден защищать своё служение. Для того чтобы коринфяне были послушны и внимали его наставлениям, он приводит обоснование, почему он поучает их и откуда имеет такое право – потому, что он их отец, и, стало быть, обладает отцовской властью, употребляемой им на добро. Тут он мог услышать возражения: дескать, и другие учителя были также людьми весьма одарёнными, также осуществляли дело благовестия и трудились над их, коринфян, возрастанием. Упреждая такие упрёки, Павел усваивает себе всё же большее право: я родил вас благовествованием – я ваш отец, они же не более чем тысячи наставников.
Некоторые толкователи видят здесь в слове «наставники» тех, кто как бы жезлом бьёт людей излишней строгостью и законом; Павел же, в отличие от них, воспитывает свою паству преимущественно Евангелием. При этом они ссылаются на 2-е Послание к Коринфянам, где говорится о том, что лжеапостолы присвоили себе слишком большую власть над коринфянами и жестоко с ними обходились (2 Кор. 11:20). — Но я не думаю, что Павел под «наставниками» понимал именно таких лжеапостолов – ведь и о себе он говорит: чего вы хотите? с жезлом придти к вам? (1 Кор. 4:21). Тем более что он [уважительно] именует их наставниками во Христе, ибо они учили коринфян не мирским делам, но христианской религии, вере и жизни. Он не умаляет того, что они заботились о духовном росте коринфян и многое для этого сделали. Наиболее простым объяснением мне здесь видится, что наставниками именуют тех, кого хотят отличить от родителей. Родители рождают детей, а наставники впоследствии воспитывают их. Таким образом, Павел утверждает: «вы получили свою духовную жизнь не от тех или иных учителей, но Бог дал её вам через меня. Что бы ни делали эти учителя, они работали лишь над вашим возрастанием и над развитием того начала, которое заложил в вас я. Вы видите, что я связан с вами более, чем они». Когда же он говорит тысячи наставников, то не имеет в виду, что в Коринфе было такое множество учителей; но хочет сказать, что хоть бы их были и тысячи, никто из них не может стать отцом – но не много отцов.
Итак, Павел именует себя духовным отцом коринфян – единственным, отличным от наставников, бо́льшим их, и имеющим больше, чем они, прав. Отсюда мы заключаем, что духовным отцом человека является тот, кто его крестил, а лучше сказать – кто привёл его к вере. Такой духовный отец у человека бывает лишь один. Может случиться, что рождённый свыше христианин позднее вернётся к греховной жизни (2 Петр. 2:20) и опять будет нуждаться в обновлении. Тогда его духовным отцом станет и тот, через кого Бог вновь обратит его к вере. Все другие учителя (и их у христианина может быть несколько), чьими трудами мы, будучи уже детьми Божиими, всю жизнь навыкаем добру и укрепляемся в нём, должны зваться – если придерживаться образа мыслей Павла – лишь нашими наставниками, но не отцами.
III
Каковы же плоды этого отцовства, которые обнаруживает Павел? Он любит коринфян отеческой любовью: вразумляю вас – пишет он им, – как возлюбленных детей моих (1 Кор. 4:14); чрезвычайно люблю вас (2 Кор. 12:15). Подобно родителям, он собирает для них имение, издерживает своё и истощает себя за них (2 Кор. 12:14–15). В естественном мире отцы любят своих детей, ибо те родились от них и составляют с ними как бы одно целое; и когда с детьми случается доброе или худое, то это затрагивает родителей так, будто бы всё таковое произошло непосредственно с ними. Так же и если кто возродил кого духовно, то тоже питает к нему сердечную родительскую любовь. Потому и пастырям надлежит особенно любить своих духовных чад; и Бог взыскует от пастырей прежде всего именно сей любви, без которой невозможно надлежащим образом исполнить всё остальное, относящееся к пастырскому служению. Из обязанностей этого служения главная – назидание; и Апостол сразу увязывает назидание и любовь: не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих (1 Кор. 4:14). Выше в этой главе он и сетует на коринфян, и стыдит их – но делает это не из желания их посрамить, а исключительно из отцовской любви, дабы образумить их и напомнить об их долге.
Отсюда мы видим, что служение пастыря даёт право вразумлять пасомых, как детей. А им не следует огорчаться вразумлением, пусть нередко оно и вызывает в них чувство стыда – ибо то греческое слово, которое переводится у нас как «вразумление», означает также и «наказание». Стало быть, долг пастырей, их служение, состоит в том, чтобы назидать и, [если нужно], обличать своих духовных чад. Если пастыри этого не делают, а попускают им жить без вразумления или лишь льстят им, то действуют они не как должно, не по отеческой любви.
C. Научение
Теперь обратимся к тому, как служение благовествования связано с рождением свыше, и в каком смысле о благовестниках можно говорить, что они дают людям новое рождение.
1) Сами по себе и собственными силами пастыри и проповедники здесь ни к чему не способны. Рождение свыше есть акт творения (Еф. 2:10), и как таковой, превосходит любые естественные и человеческие силы – ибо всякое творение есть дело всемогущего Бога. Благовестник может говорить с людьми о духовном действии, но никак не может непосредственно действовать в их душах.
2) Также нельзя полагать, что проповедники участвуют в новом рождении в том смысле, будто они [своим духом, опытом и т. п.] должны одушевить слово Божие силой, которая даёт начало рождению свыше. Слово Божие само обладает такой силой – оно есть слово живое, пребывающее вовек, нетленное семя (1 Петр. 1:23). Как в семени заключена сила, позволяющая чему-либо родиться или произрасти из него, так заключена сила и в слове Божием. Оно есть дух и жизнь (Ин. 6:63), и способно породить из себя духовное естество.
3) Пастыри и проповедники причастны к новому рождению тем, что они – инструменты в руках Божьих. Бог даёт рождение свыше, – но Бог действует через благовествование. Поэтому по праву и истинно о пастырях можно сказать, что Бог действует через них. Слово Божие и крещение суть благодатные средства, используемые Богом, а пастыри – это те, кто возвещает слово Божие и совершает крещение. И поскольку через них преподаются людям сии средства, то это считается деянием пастырей – точно так же, как мы говорим, что человека лечит врач, хотя силой исцелять обладает не он, а лекарства. Но врач предписывает их больному и следит за порядком их приёма; без этого лекарства были бы бездейственны.
4) [С этой точки зрения] вера праведного пастыря и его молитвы привносят многое в дело духовного возрождения. В Писании вера наделяется великой силой: всё возможно верующему (Мк. 9:23). Не меньшее обетование дано и о молитве: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам (Мк. 11:24); вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него (1 Ин. 5:14–15). Впрочем, вера и молитва одного человека за другого не приносят духовного плода, так сказать, обязательно и непременно – ведь этот другой может противостать божественной благодати, испрашиваемой и предлагаемой ему. Нет сомнения в великой вере и молитве, сопровождавших проповедь Апостолов; сами они с радостью дали бы новое рождение всем. Но вовсе не все, услышав их благовестие, обращались к вере и рождались свыше; порой таких было совсем немного, – а прочие противились божественному действию, коснувшемуся их. И всё же не будем отрицать: когда благовестник возвещает Слово с искренней верой, с твёрдым упованием на обетования Божии и с сердечной молитвой, то благодаря его вере и молитве Небесный Отец осеняет его проповедь Своей силой и благословением и отверзает сердца́ к принятию Слова. И истинные христиане чувствуют, насколько тот или иной проповедник верит и молится. Таким образом, своей верой и молитвой пастырь может содействовать рождению свыше – насаждая и поливая то, что обильно взращивает Бог (1 Кор. 3:6).
5) В этом смысле в Писании говорится, что благовестник даёт новое рождение – как сказано и в нашем тексте: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Также об Онисиме Павел пишет Филимону: прошу тебя о сыне моём Онисиме, которого родил я в узах моих за благовествование (Филим. 1:10;13), – ибо Павел обратил его через слово Божие. И в Послании к Галатам читаем: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4:19). Здесь Павел проповедует галатам, утратившим первое рождение свыше, и через своё благовестие даёт им необходимое для них повторное возрождение. Проповедь у коринфян Павел именует своим делом в Господе (1 Кор. 9:1), и вообще почитает своё благовествование служением не буквы, но духа, и такого духа, который животворит (2 Кор. 3:6). Это животворение выражается в том, что Дух соделывает из нас письмо Христово, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3:3) – что́ и есть рождение свыше. Служению благовестия усваивается задействование в нас веры (Рим. 10:17), как и в первосвященнической молитве Христа говорится, что люди становятся верующими по слову Апостолов (Ин. 17:20). Таким образом, Дух, от Которого исходит сила, производящая в нас рождение свыше, даётся людям через наставление в вере (Гал. 3:2), то есть через возвещение Евангелия.
В Писании даже упоминается порой, что благовестники дают спасение слушающим. Павел пишет Тимофею: так поступая (проповедуя, вникая в учение), и себя спасёшь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:11;16). Или: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22). Ещё: Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? (Рим. 11:14). Если благовестием даётся само спасение, то тем более оно должно давать и рождение свыше, ибо рождением свыше мы входим в царство спасения.
Вот сколь велико служение благовестия! [Но здесь нужно быть внимательным], чтобы пребывать в тех пределах, какие определил для этого служения Святой Дух – не умаляя силу проповеди, но и не приписывая ей того, что производит только Сам Бог.
6) Итак, пастырей и проповедников величают отцами; а они, со своей стороны, могут именовать свою паству детьми. Павел называет Тимофея истинным сыном в вере и своим возлюбленным сыном (1 Тим. 1:2); так же он обращается к Титу – как к истинному сыну по общей вере (Тит 1:4); и к галатам – дети мои! (Гал. 4:19). Особенно Апостол Иоанн в своём Первом послании постоянно именует верующих своими чадами. [Эти отношения отцовства и сыновства] проистекают из благовестнического служения Апостолов. И сегодня нам обычны такие обращения, как духовный отец или духовное чадо.
Но как же Христос запрещает называть отцом какого бы то ни было человека, говоря: и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23:9)? — Здесь не имеется в виду, что в отношении людей вообще не должно использоваться именование «отец». Оно не раз встречается в Священном Писании, которое не может ведь противоречить себе (см.: Лк. 11:11; Иак. 2:21 и мн. др.). Смысл здесь следующий: нам возбраняется считать кого-либо таким духовным отцом, которому мы бы верили безусловно, ради него самого, как дитя верит своему родителю. Подобным «отцом», например, является для многих Римский Папа – само слово «папа» и есть «отец». Нет, безусловно верить можно только Отцу Небесному. Наравне с Ним у нас не может быть никаких иных отцов; могут быть лишь, так сказать, «отцы по служению» – те, которых Сам Он призвал [к благовестию].
7) Но благовестники и пастыри – не только такие отцы для тех, кто обретает от них обращение к вере или рождение свыше, то есть «отцы нового рождения». Они ещё и «отцы обновления» – ибо своим служением и проповедью они поддерживают и укрепляют тех, кто уже верует и живёт в новом рождении. Они помогают расти новому человеку, подобно родителям, которые не только рождают дитя, но и воспитывают его. В этом смысле в нашем тексте они названы наставниками. Стало быть, благовестники и пастыри – это и отцы, и наставники; и, собственно говоря, разделить сии два чина нельзя.
D. Увещание
I
Всё вышеизложенное сказано не только для знания, но и для научения, какими мы должны быть. Начнём с тех, кто призван к пастырству.
a) Нам, благовестникам, Богом определено духовно возрождать людей. Поэтому мы должны – в той мере, в какой это зависит от нас – всячески усердствовать, чтобы нам быть орудием благодати Божией, совершающей новое рождение свыше. А это значит, что мы сами должны быть духовно возрождены. Недостаточно излагать людям учение о новом рождении одними словами; здесь необходима мудрость, подаваемая свыше, дабы донести истину о нём таким образом, чтобы не препятствовать [и способствовать] силе, рождающей в нас нового человека. Этой мудрости лишены те, кто сам не возрождён духовно и не живёт истинной христианской жизнью. Я очень встревожен тем, что среди пастырей, призванных давать другим новое рождение, так много тех, кто его не имеет, – и по этой причине множество крещёных не рождены свыше; а те, кто даже и получил начатки духовного возрождения, его утратили.
b) Если мы хотим должным образом нести своё служение, то нам надлежит не просто усердно и в божественной мудрости проповедовать слово Божие, но при этом и сердечно молиться. Мы уже сказали, как важна молитва в деле рождения свыше – и несомненно, что наша молитва есть столь же важный элемент нашего служения, сколь и проповедь. Будем же каждодневно молиться за нашу общину всякою молитвою и прошением и молением (1 Тим. 2:1; Еф. 6:18), и все свои проповеди и прочие дела начинать, совершать и заканчивать не иначе, чем с всегдашней молитвой. Тогда истинное благословение осенит наши труды.
c) Более же всего нам нужно возгревать в себе подлинную отеческую любовь к своим духовным детям – ведь мы и дали им новое рождение, и трудимся над их обновлением и возрастанием. Во всём мы должны быть движимы любовью. Из любви мы наставляем, поучаем, предостерегаем, наказываем, утешаем свою паству. Если не любовь есть источник и движущая сила нашего служения, если мы ищем в нём собственной пользы или чего-либо подобного, относящегося к падшей плоти, то наш труд не благословлён Богом. Итак, будем всё совершать с любовью (1 Кор. 16:14) и показывать на деле, что мы настоящие отцы.
d) [Церковное же начальство], отвечающее за поставление пастырей, при выборе кандидатов пусть смотрит прежде всего на их способность давать людям новое рождение. Наличие истинного благочестия, с которым только и сочетается божественная мудрость, должно здесь предпочитаться прочему человеческому знанию и умению.
II
Те же, кто признаёт своих пастырей данными им от Бога отцами, да любят их всей душой, подобно детям. — Возлюбленные чада! можете быть уверены: чем больше ваша любовь к нам, тем обильнее благословляет Бог наш труд для вас, ради вашего духовного блага. В кротости принимайте насаждаемое нами слово, могущее спасти (и, стало быть, духовно возродить) ваши души (Иак. 1:21) – иначе говоря, не препятствуйте нам трудиться ради вашего нового рождения [и жизни в нём], дабы из-за вас наше дело не стало бесплодным. В естественном мире дитя ничего не может сделать для своего рождения, и не может ему воспротивиться. В духовной жизни человек также не в состоянии дать себе новое рождение; однако воспрепятствовать ему он может. Итак, да не напрасно мы трудимся у вас! (Гал. 4:11). Вместе прибегнем к молитве и будем молиться – не только мы за вас, но и вы за нас: молитва способна на великие дела (Иак. 5:16). Вымолите же ту мудрость, верность и силу, какие требуются нам, дабы своим служением мы совершали ваше новое рождение и обновление. Не пренебрегайте этой молитвой, ибо тогда наше делание лишится многой силы, а вы – той пользы, которую могли бы получить от нас.
E. Утешение
Итак, станем относиться друг ко другу соответственно только что сказанному. Тогда Бог не оставит наше служение и Своё слово бесплодным; напротив, всё больше людей будет обращаться к вере и становиться христианами. Те же, кто уже обрёл новое рождение свыше, будут возрастать и укрепляться в своём обновлении. Повторим здесь апостольское увещание пастырям и благовестникам – они должны и себя спасти, и слушающих их (1 Тим. 4:16). Какое может быть большее утешение!
F. Молитва
О, возлюбленный наш Спаситель Иисус Христос! Твоя Церковь да умножится на земле! Чтобы ей рождаться и расти, Ты поставил в ней Своих служителей и благовестников; утверждай же и сохраняй сей церковный чин и давай ему силу совершать рождение многих чад Твоих. Даруй всегда Твоей Церкви таких служителей, которые сами рождены свыше и осенены божественной мудростью, которые исполнены святой любви к своей пастве и которые так несут своё служение, возвещая Твоё слово, что всё больше людей через истинное покаяние обращаются к вере и силой Евангелия обретают верою новое рождение. Всем же людям Твоим повели Святым Твоим Духом, чтобы они не пренебрегали верным трудом Твоих служителей, но давали слову Твоему действовать в себе, дабы его силой становиться им иными людьми и всю свою жизнь жить в новом рождении, – да все мы, пастыри и паства, в своё время с радостью обретём наследие, ради которого мы рождены свыше, к нашему спасению и к Твоему вечному прославлению! Аминь.
[1] Перевод: Виктория Тучина.
Редакция: игумен Пётр (Мещеринов). Добавления в квадратных скобках принадлежат редактору.
Источник: Der hochwichtige Articul von der Wiedergeburt... von Philipp Jacob Spener. Frankfurt am Main 1715. Вспомогательный источник: Philipp Jacob Spener. Von der Wiedergeburt. J. F. Steinkopf Verlag Stuttgart 1963.
© Фонд переводов христианского наследия Virtus et Gloria.
[2] Термины «благовествование», «благовестие», «Евангелие» и отчасти «проповедь» в данном тексте взаимозаменяемы (по-гречески «ευαγγέλιον» – «благая весть»).
[3] Шпенер не приводит имён.
[4] Так в Лютеровской Библии.