Филипп Якоб Шпенер.
О новом рождении

Проповедь одиннадцатая

Проповедь десятая

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ – ПЕРВАЯ ЧАСТЬ НОВОГО РОЖДЕНИЯ СВЫШЕ [1]

Текст: Деяния Апостолов, глава 16, стих 14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел.

A. Введение

После того, как мы с Божией помощью разобрали, Кто и какими способами даёт нам новое рождение свыше, мы перешли к тому, в чём, собственно, оно заключается, и в прошлый раз сказали об этом в общем – что наше новое рождение складывается из трёх частей: 1) в душе задействуется вера; 2) человек обретает оправдание и отпущение грехов и принимается Богом в сыновство; 3) в нём зиждется и получает начало иное, новое естество. Теперь нам следует рассмотреть всё это по порядку; и сегодня мы обратимся к первой части – как в рождении свыше происходит пробуждение веры и приуготовление сердца для неё. Пример Лидии в приведённом отрывке из Деяний Апостолов даёт нам такую возможность. — Да отверзет Господь и ныне наши сердца Своим словом, дабы мы истинно узрели, как Он обращается со Своими детьми, и познали это на собственном опыте! Ради Иисуса Христа, аминь. 

B. Объяснение текста Писания

Мы рассмотрим здесь 1) персону, получающую Божию благодать, 2) средство, через которое благодать действует и 3) само это действие, или благодеяние Божие.

I

О персоне наш текст говорит так: одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога. 1) Бог посылает благодать женщине – то есть Бог не проводит в духовной сфере различия между мужчиной и женщиной. Во Христе нет ни мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28); оба пола в равной степени спасены Христом, и дар благодати для них не различается. И женщина, и мужчина повреждены грехом одинаково; их падшесть, противостоящая добру, равновелика, и требует одного и того же преодоления благодатью Божией. Также и Божие действие, дающее женщине новое рождение, не слабее того, что посылается мужчине – оно одинаково для обоих полов. Посему бо́льшая мера добра может быть как в мужчине, так и в женщине – всё зависит от того, насколько послушно тот или другая дают действовать в себе божественной благодати.

2) Что касается имени (Лидия) и происхождения (из города Фиатир), а также внешнего образа жизни (торговавшая багряницею, то есть привозившая пурпурные ткани из Фиатира в Филиппы и продававшая их там, либо сама их красившая) – всё это не имеет для нас большого значения. Заметим только, что Бог не проводит различия между странами, городами или народами; но повсюду Ему угодны те, кто даёт в себе место Его благодати. И она действует во всех, кто её действию не препятствует.

3) Главное же в Лидии то, что она описана как женщина, чтущая Бога. Это выражение, использованное в греческом тексте, употреблялось в отношении язычников, которые чтили веру иудеев или и вовсе принимали её. Можно полагать, что эта женщина сообщалась с иудеями в Филиппах, узнала об их религии, расположилась к ней и присоединилась к иудеям, или хотя бы иногда присутствовала на их собраниях и молитве. Так и на сей раз она пришла помолиться к иудейской синагоге на реке за городом, где и встретила Апостола Павла. Итак, она была человеком, уже имевшим некоторое понятие об истинном Боге, Боге Израилевом. О Мессии она тогда знала столько же, сколько знали на тот момент иудеи. Кроме того, она не жила во зле, а следовала закону Моисееву. Стало быть, мы видим в ней человека, в ком Бог начал действовать достаточно давно; и поскольку она не противилась этому Его первоначальному действию, Он изволил продолжить и совершить его. Здесь всё обстояло почти так же, как в случае с Корнилием (Деян. гл. 10). Нужно сразу отметить тут полную свободу Бога, как Он по-разному совершает Своё дело: некоторых Он долго готовит [к принятию благодати], проводя их через длительное покаяние; некоторых же [обращает] сразу, вдруг. В любом случае мы можем быть твёрдо уверены, что если Бог положил начало новому рождению в человеке, и тот ему не противится, то Бог обязательно доведёт всё до конца (Фил. 1:6).

II

Обратимся теперь к средству, через которое действует благодать. 1) Со стороны Бога: в данном случае это было слово, или проповедь, Павла. В нашем тексте мы читаем, что Лидия стала слушать то, что говорил Павел; а в предыдущем стихе было сказано, что Павел, придя к синагоге, где обычно молились иудеи, разговаривал с собравшимися там женщинами (Деян. 16:13). И этот его разговор послужил божественным средством пробуждения в Лидии веры, как и написано: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:7). Но пробуждение веры невозможно, если для неё не отверсто сердце. Поэтому действие Божие, отверзшее сердце Лидии, и сила Его слова, пробуждающая веру, сочетаются друг с другом, и слово Божие совершает то и другое – оно и отверзает сердце, и задействует в нём веру. Посему оно и именуется возрождающим нас живым словом Божиим (1 Петр 1:23).

2) Со стороны Лидии средством было то, что она слушала – и не только внешне слушала, что говорил Павел, но углублялась в его слова и стремилась их уразуметь. Хотя люди, если говорить о духовной сфере, повреждены и не способны на [подлинное] добро, так что у нас не может быть ни единого истинно доброго духовного помысла, покуда Бог не вложит его в нас, – всё же мы имеем природные способности к естественным вещам. Человек, не рождённый свыше, благодаря своему природному свету может сам по себе понимать естественные вещи и оценивать их; он может жить порядочной и добродетельной мирской жизнью, ибо его разум способен всё это постичь. В этом ряду он также может читать и слушать слово Божие, интересоваться им, соглашаться с теми или иными его частностями, которые принимает его разум. Таким образом он вполне может получить из слова Божия внешнее знание, подобно тому, как язычник черпает своё знание из книг Аристотеля или других авторов. Нельзя думать, что писания Пророков и Апостолов исключены из этого порядка природного познания; даже не рождённым свыше многое в них может пойти на пользу. Тому достаточно примеров. Царь Ирод, безбожник, с удовольствием слушал Иоанна Крестителя (Мк. 6:20), то есть проповедуемое им слово Божие, пока Иоанн не стал обличать его. Значит, Ирод понимал, что́ говорит Креститель. Так же и наместник Феликс, призвав Павла, слушал его о вере во Христа Иисуса и разумел, о чём была речь, вплоть до того, что пришёл в страх (Деян. 24:24–25). [Ирод и Феликс остались бесплодными]; но вообще слушание слова Божия с желанием уразуметь его, совершаемое человеческими силами, хотя само по себе не может привести нас к обращению, определяется теологами как actus pedagogicos [2] и обязательно рекомендуется. Напротив, оставление слова Божия будет препятствием для действия Божия. Да, своими усилиями по вслушиванию в слово Божие мы не можем создать в себе подлинного обращения к Богу. Но если мы не будем его читать и слушать, то поставим себя вне того порядка, в каком Бог действует, обращая нас к Себе через Своё слово; и тем самым воспрепятствуем Его действию, которое Он изволит произвести в нас [в своё время].

III

Само́ же это благодатное действие, или благодеяние, ниспосланное Лидии – отверстое [для веры] сердце. 1) Здесь мы прежде всего видим, от Кого исходит благодать: сердце её отверз Господь. Слово и служение Павла отсюда вовсе не исключены – это инструмент Божий; через проповедь Павла Бог начал действовать в Лидии. Но нам указывается на главное – что это было действие Самого Бога. Подобное повествуется о Христе, когда Он, воскреснув, предстал пред Своими учениками и отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24:45). Итак, отверзание сердца [и ума] и уразумение Писаний связаны; и это есть дело всемогущего Бога, невозможное для творений, превосходящее все их силы, как и говорится: мы веруем по действию державной силы Его (Еф. 1:19). Посему, поскольку действие слова Божия есть действие Самого Бога, то всякий раз, когда слово отверзает сердце, до́лжно исповедовать, что это Его благодать и сила.

2) Господь отверз сердце её. Всем очевидно, что под «сердцем» понимается не плотской орган в груди человека, а под его «отверзанием» – не разрезание тела. «Сердцем» здесь названа душа, и в более узком смысле (поскольку в отверстом сердце возжигается вера, место же веры в уме и в воле) – её ум и воля. «Отверз» также надо разуметь фигурально. Буквально это слово означает «открыть то, что было закрыто». Так мы открываем комнату, убрав то, что преграждает вход: мы снимаем замок, отодвигаем засов, отворяем дверь и входим сами, или вносим внутрь какой-либо предмет. Применительно к душе аллегория здесь такова: Господь открыл сердце Лидии, устранив то, что по повреждённому естеству противостоит вере – то есть мрак разума в божественных вещах и неприятие всякой божественной истины, свойственные падшему человеку. Убрав эти затворы, Господь дал её уму возможность перенять от слова Божия Свой свет и просветиться им; также Он соделал её волю способной впредь не противиться силе слова, а соглашаться с его истиной и дать в себе место доверию к Богу. Наделить душу такой способностью к вере и значит поистине отверзть сердце.

3) Вследствие сего Лидия стала внимать тому, что говорил Павел. Тут можно было бы спросить: выше ведь написано, что Лидия слушала слова Павла; разве возможно слушание без внимания? Почему внимание следует за отверзением сердца?

Ответ: внимать можно двояко. a) Есть естественное внимание, когда мы сосредотачиваем свои мысли на том, что слышим. На это мы способны своими силами; однако здесь нет духовного действия. Само по себе такое внимание не может ни просветить ум, ни изменить волю; оно [духовно] не влияет на сердце.

b) А есть внимание внутреннее – когда услышанное проникает в ум и волю, просвещает их и побуждает к действию. Это совершается не нашими силами, но действием Божиим, исходящим от Его слова. Но чтобы слово повлияло таким образом, необходимо, чтобы для него открылось сердце – что́ здесь и происходит. За этим [благодатным] вниманием слову Божию непосредственно следует вера. Писание под вниманием Лидии определённо понимает её уверование в Господа. В следующем же стихе сказано: крестилась она и домашние её (Деян. 16:15) – то есть это было такое внимание, которое побудило её креститься самой и крестить своих близких, конечно же, по вере. Без исповедания веры никого не допускают к крещению, как мы видим из того, что́ Филипп потребовал от евнуха царицы Эфиопской: если веруешь от всего сердца, можно креститься (Деян. 8:37). И эту веру узрели в Лидии Павел и другие христиане, бывшие с ним – веру явную и искреннюю. Дальше мы читаем, что Лидия говорит Павлу: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня (Деян. 16:15) – то есть она засвидетельствовала веру, которая сразу же сделала её способной к любви к Богу и к ближним. Она поселила у себя тех, кто служит Господу Иисусу, и это – невзирая на хорошо понимаемую ею опасность подвергнуться ненависти со стороны иудеев и язычников. Так для Лидии совершилась первая часть рождения свыше – а именно, что она уверовала в Господа Иисуса Христа.

C. Научение

Итак, первая часть рождения свыше состоит в том, что в сердце человека возжигается и задействуется вера. Разберём это подробно.

I

По своему [повреждённому] естеству человеческое сердце совсем неспособно веровать. Само по себе оно не может привести себя к вере; даже напротив, в нём есть свойство ей противиться. Падший человек [духовно] мёртв; пробудить себя к вере, которая есть жизнь, он может не больше, чем мертвец сам себя воскресить. Более того, положение человека ещё хуже; ибо в мертвеце, пусть он никоим образом не может вернуть себя к жизни, всё же отсутствует способность противостоять воскресению, когда ему до́лжно произойти, – тогда как в падшем человеке всегда наличествует естественная склонность сопротивляться вере.

О падше-естественном состоянии людей говорится так: они помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф. 4:18) Их разум не просто не понимает божественных вещей, но и отвергает их. Читаем: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2:14) – то есть он, [нисколько не признавая своего непонимания], полагает, что знает всё, и считает ложью и безумием то, что в действительности есть божественная истина. Но о таком человеке сказано, что на самом деле он не может ничего разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2:14). Стало быть, дело не в том, что он что-то недостаточно или неверно понимает, а в том, что он вовсе не способен уразуметь духовные вещи своими силами. Так же и воля [повреждённого человека] сопротивляется вере, ибо вера указывает нам на духовные, вечные и незримые блага и велит лишь в них искать счастье и блаженство – че́м она уничижает и отвергает то блаженство, которое человек, в ком любовь к преходящему и мирскому занимает всё сердце, желает найти в земных вещах. Потому его воля, не считающая истинное блаженство таковым и не стремящаяся к нему, и противоборствует вере. Сердце, разум и воля падшего человека подобны комнате, забранной ставнями и запертой на все замки, вовнутрь которой ничего не проникает. И хотя он слышит слово Божие, он не даёт ему просветить и обратить себя, и свет и сила слова не проникают в его душу – как сияние дня не проникает в закрытый и забитый дом.

Таким образом, первое, что необходимо – преодолеть падше-естественную склонность противиться вере.

II

Поэтому обращение к Богу происходит так. 1) Бог не просто даёт человеку услышать Своё слово, обладающее живой и всепроникающей силой; но главным образом через Своего Духа, действующего в слове, Он удаляет из сердца человека сопротивление тьмы и зла и соделывает его способным к вере, то есть даёт ему силу веровать. Некоторые теологи даже полагают первую и главную причину нового рождения свыше именно в этом – что Бог задействует в нас способность и силу веры. Это и есть – взять из плоти сердце каменное и дать сердце плотяное (Иез. 36:26), то есть такое сердце, которое отныне предоставляет Богу править и руководить собою.

2) Это происходит, как мы уже сказали, не без сопротивления со стороны человека. [И здесь нужно рассмотреть разные его виды].

a) Когда мы говорим, что обращаются к Богу те, кто не препятствует Его действию, мы не имеем в виду, что в таких людях вовсе нет сопротивления ему. Противостояние Богу есть часть первородного греха, и оно врождено всем нам. По падшему естеству всякий человек противится [Божьему] добру.

b) Из такого падше-врождённого сопротивления происходит сопротивление действующее. Когда слово Божие начинает обращать нас к Богу, то мы [в той или иной степени] находим в себе отторжение от этого; ибо то состояние, в которое мы должны быть обращены, противоположно нашему повреждённому естеству, и оно так или иначе бунтует. Однако такое действующее сопротивление всегда преодолевается божественной благодатью, если только не возникает c) сопротивления злонамеренного. Когда Бог через Своё слово касается сердца и начинает обращать его к Себе, человек (как мы только что сказали) в силу своего естественного повреждения сначала каким-либо образом будет противиться этому. Но затем, когда благодать Божия становится сильнее и больше являет себя, человек как бы уступает ей и перестаёт сопротивляться. Однако для него возможно и противостать действию Божию, уже начавшему проникать вовнутрь, до такой степени, что от падше-естественного противления он перейдёт к борьбе с ним, [активно] не позволяя свету и силе Божией проникать внутрь себя. О таком противоборстве неоднократно говорится в Писании – например: жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян. 7:51); или: фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе (Лк. 7:30), то есть противодействовали Богу. Это и есть злонамеренное сопротивление, лишающее человека спасения – ибо в таком состоянии он не может придти к вере, а без веры спасение невозможно.

От этого состояния человек может удержаться, – но не по причине того, что, как полагают некоторые, в нашем повреждённом естестве остаётся возможность совершать некоторое [духовное] добро. Это будет не творение добра, но не более чем недопущение себя [с Божией помощью] до очень тяжкого зла.

III

Когда мы не оказываем злонамеренного сопротивления Богу, когда наше сердце в ответ на действие Божие всё больше и больше, как бы разоружаясь перед Ним, предоставляет божественной силе одерживать над собою верх и таким образом делается способным к восприятию веры, – тогда Бог через Своё слово пробуждает её в нас. Он возжигает в разуме Свой небесный свет, дабы человек постиг благодать Божию в Иисусе Христе и узрел, что в ней состоит всё его спасение. Вслед за этим Он соделывает волю способной не просто соглашаться с божественными истинами, но и охватить их неким сердечным упованием и отныне всецело полагаться только на них. Сей небесный свет, возжжённый в человеке, сила, задействованная в нём, – и есть вера. Это не воображение или обольщение, но подлинная явь, далёкая от всех обманчивых людских представлений, которые так часто принимаются за истинную веру.

Об этом пробуждении веры мы читаем: Павел был послан к язычникам открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету (Деян. 26:30). Когда он проповедовал Евангелие, то его слова́, в силу того, что через него действовал Бог, открывали глаза (то есть внутренний взор сердца) язычникам; их озарял свет веры, воссиявший на месте прежней тьмы. Ещё Павел пишет: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (то есть дал нам, Апостолам, Святого Духа), дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (2 Кор. 4:6). Это значит следующее. Слава Божия – Его величие, благость, мудрость, всемогущество, праведность и все прочие божественные качества – нигде не открылись яснее, чем в лице Иисуса Христа, а также во всём пути нашего спасения, Им пройденном. И теперь всякому, кто наследует спасение, должно быть усвоено познание этого (которое, по слову Апостола Иоанна, есть жизнь вечная, Ин. 17:3). Через апостольское благовестие свет сего познания, пребывающий в Апостолах, входит в сердца тех, кто предоставляет силе их слова действовать в себе. И этот свет есть истинная вера.

Когда о Христе говорится, что Он есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека (Ин. 1:9), то это просвещение состоит не в чём ином, как в возжжении веры в тех, кто не препятствует сему. О том же возвещает и Симеон, именуя Иисуса светом к просвещению язычников (Лк. 2:32). Этот свет не только просвещает разум, но и исполняет волю силой веры. Когда сей свет приходит в душу, то человек познаёт, что его благо состоит не в чём бы то ни было мирском и преходящем, но лишь в Боге; и что все божественные блага он должен искать только и исключительно в Иисусе Христе, в Котором он непременно обретёт их. И когда человек верой, возжжённой в нём, принимает эту спасительную благую весть, он рождается свыше. Начало его нового рождения знаменуется тем, что он изымается из числа тех, чьи мысли и чувства устремлены к земному и кто ищет блага вне Бога. Он становится другим человеком, который теперь ищет своей отрады только в вещах духовных и устремлён лишь к ним. Между этими состояниями, новым и прежним, разница такая же, как между светом и тьмой. А за этой первой ступенью нового рождения следуют и прочие, [которые мы разберём в своё время].

IV

Такое просвещение, или возжжение веры, происходит у всех по-разному. Если говорить о детях, то раз они крестятся, а крещение есть омовение возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5 [3]), – они получают в нём рождение свыше, и в них неким, известным Ему одному, образом действует Святой Дух, пробуждая в них веру. Поскольку в детях нет ничего, чем они могли бы воспротивиться вере, то в них нет и места предварительной подготовке от Святого Духа.

Что же касается взрослых, то бывает (как мы упомянули в начале нашей беседы), что некоторые из них приходят к вере без того, чтобы Дух много и долго готовил их. Вспомним темничного стража в Филиппах: едва ли можно думать, что он был предрасположен к [Божьему] добру – беспокоясь, что узники убежали, он даже хотел умертвить себя мечом. Однако слова Павла и то чудесное, что страж узрел, подвигло его спросить: что мне делать, чтобы спастись? После сего он и все домашние его так восприняли слово, что его силой сразу обрели веру, видя которую, Павел счёл их достойными немедленно креститься в ту же ночь (Деян. 16:27–34). Это было внезапное обращение и просвещение. Обычно же возжжение веры происходит так: Бог задействует в сердце человека искреннее покаяние и порой глубокую и продолжительную скорбь, так что человек начинает осознавать свои грехи и ненавидеть их; затем постепенно Евангелие просвещает и обращает его. Господство греха не может существовать вместе со светом веры; поэтому сказано: встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14). [Здесь бывает так, что] сначала отвергается грех [и потом воссиявает свет]; либо же свет своей силой сам вытесняет тьму. Всё это – порядок Божий [4].

D. Увещание

Увещанием нам послужит вот что: искренне испытаем себя, наличествует ли в нас свет веры, ибо без него никто не может родиться свыше и спастись. Если какой человек не увидит в себе сего света, а вынужден будет признать, что в душе его лишь тьма, то ему надобно спросить себя – не влечёт ли его Бог через такое отсутствие света к покаянию? Возможно, причиной его тьмы стало то, что он, чувствуя укоры совести по тому или иному поводу, не прислушался к её обличению, а продолжил служить греху. Если он найдёт в себе это, то пусть не удивляется, что в нём нет света Божия; по причине нераскаянности его и не может быть. Здесь необходимо прежде всего предоставить Духу место действовать, чтобы Он пробудил в нас ненависть ко греху, дабы затем одарить нас способностью обрести свет веры. — Если же мы Божией благодатью обнаруживаем в душе Его свет, или истинную веру, то нам следует помнить о том, что светильники наши могут погаснуть (Мф. 25:8). Поэтому нам необходимо беречься, и стараться сохранять сей свет, и более того – стремиться к тому, чтобы он в нас преумножался.

О том, как всё это [5] совершается, нас учит Спаситель. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21), возвещает Он. Речь тут идёт не о первом просвещении и обращении, о котором мы говорили выше; ибо кто любит Христа и соблюдает Его заповеди, тот, конечно, уже обратился к Нему, уверовал и познал Его. Здесь имеется в виду дальнейшее просвещение и раскрытие [веры], когда всё более рассветает день и утренняя звезда восходит в сердцах наших (2 Петр. 1:19). Средств [для этого три].

1) Это прежде всего слово Божие, вникание в него, предоставление себя его действию. Ибо как первый свет веры воссиял нам из него, так и его преумножение должно происходить от слова Божия.

2) В приведённых выше словах Христа говорится о заповедях – и тем самым нам указывается на один из главнейших элементов Божьего порядка, который установлен для нашего возрастания в вере. Усердствуя в исполнении заповедей Христовых («кто имеет заповеди Мои и соблюдает их»), мы являем истинную любовь к нашему Спасителю («тот любит Меня»). Если кто хочет сохранить свет, уже обретённый нами по благодати Божией, и преумножить его, то ему надлежит неустанно располагать всю свою жизнь по тому, что угодно Господу и что заповедано Им; и вместе с тем хранить себя (1 Ин. 5:18), очищаясь от всего, что сопряжено с тьмой греха. И мы можем быть уверены [в обетовании Господнем]: чем больше мы будем прилежать сему, тем больше будет умножаться в нас просвещение веры («и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам»).

3) Особенно же важна наша горячая молитва об этом. Павел, уже возжегши веру в ефесянах, не перестаёт просить, чтобы Бог просвещал очи сердец их (Еф. 1:18). Будем и мы молиться о том же.

E. Утешение

Утешение таково: наш Спаситель Сам есть свет; Он стал светом людям (Ин. 1:4); Он желает осветить всех, подобно тому, как солнце освещает всё там, где нет препятствий для его лучей. Стало быть, если мы не будем злонамеренно противиться благодатному действию Господа, Он Сам охотно отверзет наши сердца, всегда будет нам истинным светом и озарит наши души светом веры. Сей свет, каким бы малым и слабым он ни был в нас, способен привести нас ко спасению, ибо он истинный и Божий. Сей свет просвещает нас в жизни; но он не угасает и в смерти и тени смертной, пока свет небесной славы не поглотит её (1 Кор. 15:54). И тогда не останется в нас никакой тьмы, а только Бог и Его свет.

F. Молитва

Господи Иисусе, вечный и истинный свет! Ты пришёл в мир, чтобы просветить всех людей. Нет в том Твоей воли, что почти повсеместно на земле царит тьма и ею наполнены сердца. Ты готов осветить всё и отверзть сердца тех, кто не запирается злонамеренно от Тебя на засовы своих грехов. Развей же силою Твоею, всепросвещающей и всепроникающей, всякую тьму и отверзи затворённые сердца, дабы мы восхваляли Тебя за явление Твоих чудес и Твоих великих благ. Научи нас ходить в том свете, который Ты возжёг в нас, чтобы мы не совершали больше дел тьмы, но во всей своей жизни свидетельствовали и себе, и другим, что пребываем в вере. Да возгорается свет Твой в нас всё ярче, доколе мы не перейдём от веры к ясному зрению, и в светлейшем свете вечности будем во веки славить Тебя, с Отцом и Духом! Аминь.

Проповедь двенадцатая


[1] Перевод: Виктория Тучина.

Редакция: игумен Пётр (Мещеринов). Добавления в квадратных скобках принадлежат редактору.

Источник: Der hochwichtige Articul von der Wiedergeburt... von Philipp Jacob Spener. Frankfurt am Main 1715. Вспомогательный источник: Philipp Jacob Spener. Die Rechtfertigung. J. F. Steinkopf Verlag, Stuttgart 1964.

© Фонд переводов христианского наследия Virtus et Gloria.

[2] Педагогическое действие (лат.)

[3] По переводу еп. Кассиана.

[4] То есть: бывает, что человек действием предваряющей благодати сначала осознаёт свой грех, а затем просвещается светом веры; бывает, напротив, что сначала ему даётся полнота веры, а потом в её свете он начинает видеть свои грехи. И то, и другое – порядок Божий.

[5] То есть а) покаяние «второго порядка» (не начальное, не то «основное» покаяние, с каким человек обращается к Богу, но то, которое сопровождает жизнь уже рождённого свыше христианина) и б) сохранение и преумножение света веры.