Филипп Якоб Шпенер.
О новом рождении
Проповедь шестая
КАК НОВОЕ РОЖДЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ОТ СВЯТОГО ДУХА[1]
Текст: Послание Титу, 3:5–6 Бог спас нас по Своей милости, омовением возрождения и обновления Святым Духом [2], Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего.
A. Введение
Теперь нам надлежит разобрать, как новое рождение происходит также от Святого Духа. Не подлежит сомнению, что Бог – единственный, Кто способен совершить наше рождение свыше; ибо оно есть действие всемогущей силы и может происходить исключительно от одного лишь Бога, Единого в Трёх Ипостасях. То, как даруют нам новое рождение первые две Ипостаси – Отец и Сын, – и чем отличается действие каждой, мы уже сказали. Нам остаётся со страхом Божиим обратиться к рассмотрению того, как даёт нам новое рождение Святой Дух. И как свет мы можем увидеть не иначе, чем в свете Божием (Пс. 35:10), так и действие Святого Духа мы можем уразуметь не иначе, чем Его собственным действием. — Да дарует же нам Дух, однажды обильно на нас излитый, и ныне живо узреть то небесное благодеяние, которое Он Сам совершил и совершает в нас, во имя Иисуса Христа! Аминь.
B. Объяснение апостольского текста
Здесь мы рассматриваем текст, к которому уже обращались ранее, говоря о спасении чад Божиих [3]. Мы разбирали, когда верующие обретают спасение (а именно – не когда они покидают земной мир, а уже здесь, в царстве благодати), а также – что́ есть спасение и какие блага оно нам приносит. В дальнейшем, размышляя о новом рождении, мы не раз будем возвращаться к этому месту Писания; сегодня остановимся на том, что соответствует нашей теме, и поговорим об источнике, средстве и свойствах рождения свыше.
I
Что касается источника нового рождения, или Того, от Кого оно происходит, то это есть 1) собственно Сам Источник всего, [Бог]. Здесь прежде всего речь идёт о Первой Ипостаси, об Отце, от Которого, как от первопричины, происходит вообще всякое благо – стало быть, и наше новое рождение. Рождаясь свыше, мы становимся детьми Божиими, и это сыновство главным образом относится к Богу Отцу. Ибо сказано: Бог спас нас омовением возрождения, – Бог, или та Его Ипостась, которая, [как это следует из нашего текста], в определённом смысле отлична от Господа Иисуса Христа и от Святого Духа. Тот, Кто спас нас омовением возрождения, Тот должен быть и [первым] совершителем этого возрождения (то есть нового рождения). В четвёртой проповеди мы, рассмотрев отрывок из 1-го Послания Петра (1:3), уже обсудили, как именно рождение свыше даёт нам Отец.
Итак, когда мы размышляем об источнике нашего нового рождения в общем, то Бог Отец стоит здесь на первом месте. Теперь нам нужно взглянуть на то, как рождение свыше даёт нам также и Святой Дух. Обратим внимание на слова «возрождение и обновление Святым Духом». Здесь говорится не о том, [как в Псалме 50:12–13], что обновлён и возрождён должен быть [в нас] Святой Дух; а понимать это нужно так, что Он – Тот, от Кого исходит возрождение и обновление. Кто́ есть Святой Дух, всем нам известно – а именно Третья Ипостась Святой Троицы, превечно и сущностно исходящий от Отца и Сына [4]. Святой Дух есть не просто некое божественное свойство, а истинное Третье Лицо Бога. Об этом говорится в 1-м Послании Иоанна: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5:7). Если Дух един с Персонами Отца и Сына, то и Он Сам – равновеликая Им Персона. В нашем тексте проводится явственное различие между Святым Духом и Отцом: Бог спас нас банею возрождения и обновления – Святым Духом, то есть Святой Дух действовал вкупе с Отцом. Также различаются Дух и Господь Иисус Христос, Который обильно изливает Духа. Таким образом, Третья Ипостась Бога также участвует в нашем рождении свыше наряду с Отцом и Сыном – что мы покажем впоследствии и из других мест Священного Писания.
2) Посмотрим далее, a) откуда Он к нам приходит, Кто Его нам даёт. Даёт Святого Духа нам Господь Иисус: Дух изливается на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего. От Него – как и от Отца – сущностно исходит Святой Дух, именующийся поэтому [в Писании] «Духом Христовым», «Духом Сына» (Рим. 8:9; Гал. 4:6). Но не только [от Его божественного существа] совершается излитие на нас Духа, но и от Его послушания, страданий и смерти, равно как и Его святости (а святость и есть действие Духа, без которого никто не может быть свят), как Сам Господь и говорит: лучше для вас, чтобы Я пошёл [на смерть]; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16:7). В особенности же получению нами Духа способствовало Его вознесение и седение одесную Отца, когда Он, в Своём божественном величии и власти, ниспослал на землю Святого Духа, о чём с полной ясностью сказано в Деяниях: итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2:33). Раньше этого, как говорит Евангелие, ещё не было на них Духа Святого (не было в той мере, какая уготована христианам), потому что Иисус ещё не был прославлен (Ин. 7:39), то есть ещё не вошёл в Свою славу. И это излитие Святого Духа на Апостолов – особое, видимое – произошло не только в день Пятидесятницы; но оно совершается и посейчас, и будет совершаться до конца света, возрождая и обновляя чад Божиих. И в этом действии [возрождения и обновления] мы всегда видим нашего Спасителя, Который стяжал его для нас и Сам дарует его нам.
А через Спасителя мы видим и Святого Духа – потому, что наш Спаситель есть Христос, что значит «помазанный», ибо Бог, Небесный Отец, помазал Его елеем радости более соучастников Его (Евр. 1:9). Помазание это есть не что иное, как помазание Святым Духом, как недвусмысленно сказано: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10:38). Соучастники же, о которых идёт речь – верующие во имя Его (Ин. 1:12), помазанные с Ним и по Нём. Потому они также носят имя «христиане», или «помазанники». Они помазаны тем же Духом, что и Он, с той только разницей, что Господь помазан в полноте (Кол. 2:9), тогда как верующие Его – каждый в свою меру. Подытожим сказанное: Он – преблагословенный Господь, божественная Глава, на которую Святой Дух излит без меры. Верующие – члены Тела Его, на которых Сей Дух нисходит в той мере, в какой каждому необходимо. И таким образом от полноты Его все мы принимаем благодать на благодать (Ин. 1:16).
Нужно здесь сказать и об имени «Иисус» – оно значит, собственно, «Спаситель», как Его ясно называет Апостол (2 Петр. 1:1). Он в том наш Иисус и Спаситель, что изливает на нас для нашего спасения Своего Святого Духа (2 Петр. 1:3). Впрочем, и Бог Отец дарует нам Святого Духа – как написано: А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Все действия Святой Троицы исходят от всех Трёх Ипостасей вкупе; но это действие – излияние Святого Духа – в особенности усваивается Христу, поскольку ради Него Отец ниспосылает нам Святого Духа.
b) О само́м этом действии говорится: Христом Иисусом изливается на нас Святой Дух. Здесь Павел подчёркивает: «на нас» – то есть речь идёт только о верующих. И хотя Небесный Отец и Христос готовы даровать Святого Духа всем людям, ибо сие благо Господь стяжал для всех, – но всё же происходит так, что Дух изливается не на всех, ибо Бог не желает никому навязывать Своих благодеяний с принуждением. Лишь те, кто хочет принять Святого Духа так, как Его даёт Бог, Его получают. Далее: когда здесь упоминается об излиянии, то, конечно, не имеется в виду вещественное излитие жидких веществ, таких, как вода, вино, масло и т. п. «Излить» означает тут «наделить большим количеством», то есть возлить не по капле, а в большом объёме. Обоснование такого уподобления состоит в том, что Святой Дух [в Писании] нередко соотносится с водой (Быт. 1:2; Иез. 47:8) – что, несомненно, отвечает Божию замыслу, поскольку в Новом Завете излияние Духа осуществляется при помощи воды, а именно – в святом крещении. Льётся вода в святом крещении, и Святой Дух, подобно небесной воде, изливается, как текут бальзам и елей. Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула (1 Цар. 10:1), тем самым помазав его в царя над Израилем; то же самое говорится о Давиде: и взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (1 Цар. 16:13). Как мы видим, Святой Дух особенно сравнивается с елеем, как и написано: помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс. 44:8), – и с помазанием: вы имеете помазание от Святого (нашего Спасителя Иисуса Христа) и знаете всё (1 Ин. 2:20).
3) «Излил на нас обильно». В определённой степени, [как мы только что разобрали], значение «обильно» кроется уже в самом термине «излить». Однако главным образом про обилие сказано в соотнесении с Ветхим Заветом, в котором Дух сообщался верующим в малой мере, скудно, как бы только по капле. Ныне же, [в Новом Завете], Он изливается на нас преизобильно, то есть – в гораздо большем числе даров и действий. [Но прежде всего] – Святой Дух дарован верующим не только в Своих дарах, но Сам, в Своей Ипостаси; равно как и Отец даровал нам не просто блага Сына Своего, но Его Самого. Разницу в мере, в какой люди получают Святого Духа, следует искать не в Его Лице – оно неизменно, – а в Его дарах и действиях. Их может быть больше или меньше у человека в зависимости от времени [и обстоятельств].
II
На средство совершения нового рождения свыше [в нашем отрывке из Писания] указывает слово «омовение»: Бог спас нас… омовением возрождения и обновления Святым Духом. Никто не будет отрицать, что под «омовением» здесь следует понимать святое крещение – ибо Господь повелел Своим ученикам научить все народы и их крестить (Мф. 28:19). По Божьему установлению крещением мы входим в Церковь верующих. Павел называет его «омовением посредством слова»: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, дабы освятить её, очистив омовением в воде посредством слова [5] (Еф. 5:26). Апостол упоминает не только воду, но и Слово, которое необходимо, чтобы вода стала омовением спасения и таинством. Крещение именуется «омовением» и в силу обычая Первенствующей Церкви. Тогда крещение проходило с полным погружением, так, что омывался весь человек, а не так, как сейчас – с окроплением водой или возлитием [воды на голову]. Такое изменение произошло из-за холода в наших землях. Возможно, было бы лучше, если бы мы продолжили придерживаться прежнего способа, гораздо нагляднее поясняющего смысл крещения – а трудности [климата] можно было бы как-нибудь преодолеть. Итак, крещение есть омовение возрождения, или нового рождения свыше – и не только его знак, но и действенное для него средство. Поэтому в Евангелии от Иоанна (3:5) говорится: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:6). Вода и Дух упоминаются вкупе, поскольку в крещении они действуют совместно. Когда пастор зримым образом изливает воду и омывает крещаемого, одновременно Святой Дух изливается незримой божественной водой и усваивается ему. Впрочем, о крещении как средстве рождения свыше мы, даст Бог, ещё будем говорить подробно.
III
Теперь скажем о свойствах рождения свыше. Они состоят в следующем. 1) Тот, кто прежде, рождённый по [падшей] природе, был повреждённым чадом Адама и плотским человеком, то есть чадом гнева (Еф. 2:3), и в этом рождении получил естество, пронизанное грехом, неспособное к добру и склонное ко злу, – рождается другой раз. В нём воссиявает вера, он воспринимает заслугу Христову, с него смывается грех Кровью Его, и тем самым Бог принимает его в Своё благодатное сыновство; в нём создаётся совсем новое естество. С его помощью человек обретает способность и стремление к добру; он угоден Богу, и в таком состоянии становится причастен вечному наследию. Всё это заключено в понятии «новое рождение свыше».
2) Рождение свыше, в свою очередь, порождает наше обновление, как и о крещении говорится, что оно есть омовение и обновление. Оно также действуется в нас Святым Духом. В рождении свыше человек не просто сотворяется другим, новым человеком; но новое естество, происходящее из силы благодати крещения, непрестанно сохраняется и обновляется, и начавшееся в рождении свыше благо всё больше множится и прибывает.
3) Плодом нового рождения является спасение человека, как и написано: омовением возрождения Бог спас нас. То есть: спасение мы получаем именно через новое рождение – и именно ради спасения оно нам даруется. Состояние спасения двояко. a) Первое – это спасение здесь, в царстве благодати. Наш текст (и та́к в греческом оригинале) говорит о спасении в прошедшем времени, как о чём-то, уже свершившемся. И такое спасение [ныне, в Церкви], в царстве благодати состоит в [открывшейся нам] божественной милости и любви, в драгоценном сыновстве Божием, в приобщении оправданию Иисуса Христа, в спасительных действиях Святого Духа, в свете, силе, устремлении [к Богу], утешении, мире, радости, обновлении утраченного образа и подобия Божия, во вселении в нас Бога и в единении с Ним, и наконец – в незыблемом [обетовании] будущей славы. b) Второе – спасение в будущем веке, в царстве славы. В следующем стихе [обсуждаемого нами отрывка из Писания] говорится: …чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит 3:7). Право на сие наследие мы обретаем уже в этой жизни; а всецело возрадуемся ему и вкусим его – в вечности. Наше спасение в вечной жизни состоит в окончательном раскрытии тех благ, которые мы уже имели здесь, но не могли в совершенстве вкусить; в полном восстановлении образа и подобия Божия; в совершенной премудрости и святости; в преображении тела и в вечном, непрестанном зрении Бога (1 Ин. 3:2). – Обо всём этом в дальнейшем мы будем, с помощью Божией, говорить более обстоятельно.
C. Научение
I
Перейдём теперь к главному вопросу: как Святой Дух совершает наше рождение свыше, каково здесь Его дело. То, что Он вкупе [с Отцом и Сыном] участвует в совершении нового рождения, следует не только из нашего отрывка, но и из других мест Слова Божия. В Евангелии от Иоанна, как мы уже упомянули, говорится, что нам должно родиться от воды и Духа, а сразу после этого сказано: рождённое от Духа есть дух (Ин. 3:5–6). Однако нельзя думать, что Святой Дух есть некая материя, из которой нам надлежит родиться, [подобно тому, как наша плоть рождается из плоти], – ибо Святой Дух не телесен, не материален. Так и новый человек, или новое естество: происхождение его не телесно, не материально, как и сказано – рождённое «от» (или «из») Духа; Святой Дух – не материал, а действующая причина рождения свыше. И в 1-м Послании Иоанна мы читаем о рождении от (или «из») Бога (1 Ин. 3:9). Этот способ выражения употреблён не случайно. Рождение «из» (или «от») Бога имеет свою особенность по сравнению с прочим творением [6]. Когда Бог что-либо просто творит, созданное Им не имеет прямого сходства с Ним. Но когда Он творит что-то так, что такой образ творения можно именовать «рождением», когда Он рождает нечто «от» и «из» Себя, – то в таком рождённом есть сходство и подобие Ему, ведь всякое рождающее порождает подобное себе.
Но вернёмся к делу [Святого Духа]. В Ветхом Завете Бог говорит: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (Иез. 36:26). Здесь речь идёт о рождении свыше, в котором мы обретаем новое естество. Как же оно происходит? Читаем дальше: Вложу внутрь вас Дух Мой. Дух здесь – совершитель дела; а само дело – вот: и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:27). И у Исаии сказано: Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее. Это иносказание, которое сразу и поясняется: излию Дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих (Ис. 44:3). Что же сотворит сей Дух? И будут расти между травою, как ивы при потоках вод (Ис. 44:4). Как вода даёт взойти и возрастать траве, как бы зачиная её и порождая, так из небесных вод Святого Духа рождаются и непрестанно растут зеленеющие отрасли, новые, подобные Господу, люди.
Как же осуществляется это дело Духа? 1) Как Святой Дух действовал в первом акте творения, так действует и во втором, то есть в рождении свыше. О первом творении говорится: Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). Мироздание ещё представляло собой некое неразделённое вещество, всё покрывала вода, а над нею носился Святой Дух. Слово «носился» на еврейском языке учёные люди толкуют, исходя из подобия с голубем или иной птицей, которая высиживает яйца, сидя на них. Так и Дух Божий «высиживал» воды, где сокрывалось всё прочее, чтобы впечатлеть Себя во всё существующее, которому надлежало впоследствии двигаться и жить. Поскольку творение даёт всему импульс, так что порядок и движение всего сущего есть некоторым образом постоянно продолжающееся творение, то, стало быть, Дух Божий, [«высидевший» всё творение], пребывает и действует во всём, ибо всякая жизненная сила исходит от Него (Деян. 17:28). В Книге Премудрости Соломона говорится: Дух Господа наполняет вселенную и, как всё объемлющий, знает всякое слово (Прем. 1:7).
Как устроено в царстве природы, где живая и движущая сила во всём сущем происходит от Святого Духа и сохраняется Им, так происходит и в царстве благодати – жизненная сила нового человека также зачинается и порождается Святым Духом, и затем хранится и поддерживается Им.
2) В Евангелии от Луки мы читаем, что Христос в человеческом естестве был зачат Святым Духом. Ангел говорит блаженной Деве Марии: Дух Святой найдет на Тебя (чтобы от кровей её сотворить плоть Христову) и сила Всевышнего осенит Тебя (чтобы Сын Божий воспринял сию плоть), посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим (Лк. 1:35). Так Святой Дух находит на всякого человека, кому предстоит быть рождённым свыше. Он зачинает в нём новое небесное естество, которое верою соединяется со Христом и воспринимает вместе с Ним и все Его блага; поэтому тот, кто рождён таким образом, именуется чадом Божиим и поистине им является.
3) Христос, по установлению и совету Небесного Отца, стяжал и заслужил для нас все блага спасения. Святой же Дух усваивает нам сии определённые Отцом и обретённые Сыном блага. Таков порядок действий Божественных Ипостасей. К этим благам Христовым, задействуемым в нас Святым Духом, принадлежит и новое рождение свыше – и не только как некое благо в ряду других, но как благо источное, делающее нас способными к восприятию всего остального.
4) Именно от Святого Духа происходит всякое освящение. Об этом возвещается не только в нашем Кратком Катехизисе [Лютера], где третий артикул, в котором речь идёт о Святом Духе, озаглавлен как «Освящение», но и в Писании, [как Апостол говорит про себя]: мне дано быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников [то есть обращение язычников к Богу, посвящение их Богу], будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим. 15:16). Учителя Церкви толкуют, что имя «Святой Дух» значит не только то, что Он свят сам по себе, но что Он является и причиной всякой святости и освящает нас. А в нашем освящении первое и прекраснейшее дело есть новое рождение свыше. В нём мы, во-первых, через отпущение грехов получаем очищение и, следовательно, освящение; во-вторых – в нас зачинается новое святое естество.
5) Наконец, [Писание] особенным образом связывает наше новое рождение со Святым Духом, ибо рождённое свыше естество, или новый человек, именуется именно «духом от Него»: рождённое от Духа есть дух (Ин. 3:6), – подчёркивая тем самым, что новый человек породняется со Святым Духом (Деян. 17:28–29). Поэтому все христиане именуются «духовными» (Гал. 6:1) – и это именование относится не только к учителям или пастырям, но ко всем верующим: вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас (Рим. 8:9). Христиане носят это имя – «духовные» – потому, что в них есть новое духовное естество, или дух; потому, что Святой Дух дал им это новое рождение и тем самым стал жить в них.
Всё сие да послужит тому, чтобы мы узрели в нас самих таковое благодеяние, совершаемое для нас Святым Духом, и сердечно и искренне благодарили Его, и Отца, и Сына.
II
Впрочем, нам недостаточно однажды родиться свыше от Святого Духа; необходимо непрестанно обновляться от Него – как это и значится [в нашем исходном тексте: не только возрождение, но и] обновление Святым Духом. В новом рождении Святой Дух вселился в нас – совсем не для того, чтобы затем покинуть это Своё жилище, но желая, насколько это для Него возможно, всегда пребывать в нём. Поэтому нам, когда мы родились от Духа свыше, и Он вселился в нас, надлежит всячески следить за тем, чтобы не оттолкнуть Его от себя (Еф. 4:30). Это происходит, когда человек не следует Его благим действиям и противится им, или и вовсе даёт поселиться в себе злому духу и служит ему во грехах. В таком человеке Святой Дух оставаться не может. Поэтому Павел говорит: разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3:16–17). Здесь мы видим, что человек может стать храмом Божиим, в котором живёт Дух Божий, – а затем может перестать быть таковым храмом. Бог покидает его, когда человек сам отгоняет от себя Святого Духа принятием лжеучения или безбожной жизнью. В Книге Премудрости Соломона говорится: В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований (Прем. 1: 4–5), и так далее. Ещё сказано: Мир не может принять Духа истины (Ин. 14:17); также – Он не остаётся с теми, которые некогда дали совершиться Его действиям в себе, а затем, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутались в них и победились ими (2 Петр. 2:20). Свету Святого Духа противно жить в такой душе, которая снова стала служить [падшему] миру, угождая похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2:16).
D. Увещание
Итак, возлюбленные мои, когда мы уразумели, что в своё время родились свыше от Святого Духа в крещении, озаботимся тем, чтобы теперь быть уверенными, что Он по-прежнему с нами, и что Он не перестаёт совершать наше обновление. Одно из свидетельств этому мы видим, когда от всего сердца именуем Христа [своим] Господом, о чём говорится: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). Это происходит, когда в нас есть всецелое внутреннее доверие к нашему милостивому Спасителю и когда мы ждём всякого блага и надеемся на спасение только от Него, как Господа нашего. Другое свидетельство – когда мы взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15), – то есть припадаем к Нему и молимся Ему с сыновним упованием. Далее, сказано: Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:14), – значит, нам надобно проверить себя: водимы ли мы Им и послушны ли этому вождению. Если мы видим, что с готовностью следуем Святому Духу и даём Ему вести нас, когда Он устремляет нас ко благу, то это есть спасительное свидетельство того, что Он живёт в нас. Если же мы обнаружим, что очевидно живём вопреки Его побуждениям, то значит, Он либо сторонится нас, либо уже нас покинул. Тогда нам нет спасения.
Так не оскорбим же Святого Духа Божия, Которым мы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30), всяческими грехами и суетой [падшего] мира! Да не превозможет нас никакая похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2:16), чтобы ради них утратить благодать спасающего нас Духа! Будем во всём следовать Ему и Его руководству, и предоставлять Ему беспрепятственно совершать в нас Своё дело обновления.
E. Утешение
Утешение здесь таково: Святой Дух Сам не оставит нас и не прекратит Своего благодеяния, начатого Им в нас в рождении свыше, если только мы Ему не препятствуем. Если мы даём Ему действовать в нас, то Он каждодневно будет обновлять нас и всё больше и больше освящать. Тогда произойдёт то, что Павел желает Ефесянам: Бог Отец да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши (Еф. 3:16–17). Дух будет всё более умерщвлять в нас всё падше-плотское и греховное, а мы будем становиться всё более духовными и подобными Ему.
Когда же эта наша жизнь подойдёт к концу и наступит время нам родиться вновь для жизни вечной, то это произойдёт также силою Святого Духа. Об этом говорится в Послании к Римлянам: если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11). И таким образом дело Святого Духа – освящение – окончательно осуществится в нас, когда вкупе со вступлением в вечное наследие (для чего мы были рождены здесь свыше) в нас раскроется совершенное подобие Богу, которое Он всечасно создавал и обновлял в нас в сей жизни. Тогда во веки возблагодарим мы Триединого Бога за Его великий дар нового рождения свыше.
F. Молитва
Господи Боже, Святой Дух, благодарим Тебя, что Ты, по воле и любви Небесного Отца, и в силу даров, какие стяжал для нас наш Спаситель, – словом Божиим и святым крещением возродил нас к упованию живому; за то, что Ты непрестанно продолжаешь дело нашего обновления! О, сколь мы препятствовали Твоему действию в нас и противились Твоему руководству! Прости нам милостиво, что мы так провинились перед благодатью Твоею и огорчали Тебя. Возобнови же Своё дело в нас; очищай нас всё более от всякого действия падшей плоти, происходящего из нашего естественного повреждения или оттого, что мы позволяем ему вновь набирать силу в нас. Даруй новому человеку, духу, Твоему творению, рождённому от Тебя, вырасти и окрепнуть до божественной величины. Упрочь в нас веру и послушание Тебе, дабы мы следовали побуждениям Твоим, не противясь им, и предоставляли Тебе руководить нами, доколе мы не вступим в наше вечное духовное наследство и не станем в небесной радости непрестанно славить Тебя, и Отца, и Сына! Аминь.
[1] Перевод: Виктория Тучина.
Редакция: игумен Пётр (Мещеринов). Добавления в квадратных скобках принадлежат редактору.
Источник: Der hochwichtige Articul von der Wiedergeburt... von Philipp Jacob Spener. Frankfurt am Main 1715. Вспомогательный источник: Philipp Jacob Spener. Von der Wiedergeburt. J. F. Steinkopf Verlag Stuttgart 1963.
© Фонд переводов христианского наследия Virtus et Gloria.
[2] По переводу еп. Кассиана.
[3] См. 4-ю проповедь. Также Шпенер имеет здесь в виду одну из своих бесед «О спасении чад Божиих» («Von der Seeligkeit der Kinder Gottes», Blatt 49 u.f.)
[4] Здесь Шпенер исходит из западного варианта Никео-Цареградского Символа веры, принятого в Лютеранской Церкви.
[5] По переводу еп. Кассиана.
[6] Данное рассуждение перефразировано в виду невозможности точно передать филологические изыскания автора (здесь Шпенер разбирает тонкости лютеровского перевода приведённых текстов и разницу между предлогами «aus» и «von»).