Филипп Якоб Шпенер

О новом рождении [1]

Проповедь первая

НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО РОЖДЕНИЯ

Текст: Евангелие от Иоанна, 3:3. Иисус сказал ему [Никодиму] в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

А. Введение

Если о каком учении необходимо напоминать сегодняшним христианам, то, бесспорно, об учении о новом рождении свыше. Оно есть источник, из которого проистекает всё доброе в нашей жизни. Кто из нас верно понимает его, тот верно понимает и всё христианство. Кто же не разумеет его должным образом, тот не способен познать основания и прочих важных положений [христианского учения].

Это не очень хорошо, что в проповедях на воскресные Евангелия в наших церквях столь редко говорится с кафедры об этом ключевом понятии – разве что на праздник Святой Троицы, один раз в году, поскольку в этот день в соответствующем месте Писания как раз читается о рождении свыше. Но хотелось бы, чтобы о новом рождении говорили при каждой удобной возможности. И поскольку мне по долгу службы полагается произнесение еженедельной проповеди на буднях, но определённых отрывков Писания для таких поучений не предписывается, то я решил посвятить несколько проповедей именно новому рождению свыше, и ныне полагаю этому начало. — Верный наш Отец, Своим великим милосердием некогда возродивший нас и даровавший нам живую надежду воскресением Иисуса Христа из мёртвых! отверзи наш внутренний взор для познания этого Твоего великого благодеяния, дабы проводить нам всю свою жизнь соответственно нашему рождению свыше, ради Брата и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.

B. Объяснение евангельского текста

Мы рассмотрим здесь два пункта: достоверность обсуждаемого предмета и сам предмет.

I

Что касается достоверности предмета, то она зиждется в первую очередь на авторитете Того, Кто говорит о нём. Иисус сказал Никодиму. Мы знаем, что Он – наш Спаситель, превечный Сын Божий, сущий в недре Отчем, явленный нам (Ин. 1:18). Он – само сердце нашего Небесного Отца; Он наилучшим образом знает путь к спасению; Он и Сам есть сей путь (Ин. 14:6). Поэтому Его словам мы можем верить без сомнения. И Никодим истинно засвидетельствовал о Нём, что Он учитель, пришедший от Бога (Ин. 3:2).

Иисус говорит Своё слово Никодиму, фарисею и начальнику Иудейскому (Ин. 3:1), то есть одному из членов Высшего Совета в Иерусалиме, человеку, всеми почитаемому. Никодим был уже властно побуждаем Богом, чтобы озаботиться своим спасением. Поэтому он обратился к Иисусу Христу, к Тому, от Кого он надеялся узнать истинный путь Божий. Но всё же он пришёл к Нему ночью (Ин. 3:2), то есть им пока ещё в достаточной мере владел страх.

Из их беседы мы понимаем, что Никодим к тому времени ещё не разумел учения о новом рождении свыше – несмотря на то, что он был учитель Израилев, а об этом предмете говорилось уже в Ветхом Завете. Таким образом, мы видим глубокий упадок Иудейской церкви тех времён. Понятие «рождения свыше» стало для неё столь чуждым, что даже благороднейшие учителя его не понимали. Господь да не попустит того, чтобы Его христианскую церковь хотя бы в одном приходе можно было упрекнуть в том же!

Писание говорит: Господь сказал в ответ. Наш текст не упоминает, что Никодим задал вопрос. Возможно, что он всё же словесно обратился к Господу и просил указать ему путь в Царствие Божие, ибо Господь проповедовал ведь о наступлении Царствия Божия. Или, по меньшей мере, в сердце его родился такой вопрос, и Господь это увидел и дал ему ответ. Если было так, то Никодим мог только сильнее убедиться в том, что Иисус – учитель, пришедший от Бога, поскольку Он ответил на вопрос, заданный мысленно.

Милостивый наш Спаситель – Учитель не только Никодиму, но и всем нам. По этой причине к тому, что было сказано Никодиму, нам надлежит отнестись со всем вниманием, поскольку нас это касается не менее, чем его.

Господь указывает Никодиму на то, что ему необходимо быть рождённым вновь – тому, кто был в младенчестве обрезан и тем самым вступил в завет с Господом и, следовательно, родился свыше. Из этого следует, что человек, однажды рождённый свыше, может утратить это своё рождение и нуждаться в том, чтобы оно состоялось вновь. Поэтому мы не должны думать, что нам не нужно говорить о рождении свыше, поскольку-де все мы уже получили его в крещении. Боюсь, нашему Спасителю теперь предстоит воззвать ко многим: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия, – не оттого, что при крещении не происходит нового рождения; а оттого, что человек может лишиться некогда воспринятой благодати, и со многими так уже и произошло.

Достоверность [обсуждаемого нами] предмета видна также из того, как Спаситель заверяет: истинно, истинно говорю тебе. Заверяют всегда в том, что человеку представляется чуждым и во что он с трудом может поверить. То есть это заверение призвано облегчить восприятие веры. Спаситель уверяет Никодима в истине рождения свыше как в деле безусловно несомненном, однако понимает, что Никодиму оно кажется чуждым и невероятным. Он обращается к Никодиму и говорит прямо, что хочет беседовать с ним о весьма важной вещи, которой Он придаёт большое значение, – поэтому Он со всей серьёзностью заверяет Никодима в Своих словах. Итак, когда речь идёт о рождении свыше, будем уверены в том, что предмет сей важен и необходим, и это подтвердил Господь Своим заверением. Нам надлежит постоянно об этом размышлять.

II

Говоря о самом предмете, отметим: 1) то благо, к которому нам надлежит стремиться, а именно – увидеть Царствие Божие. Бог царствует над всеми людьми; и более того – над всем творением, которое мы называем царством природы. Однако в Писании под Царствием Божиим подразумевается нечто особенное. Оно есть состояние тех людей, в отношении которых Бог являет Свою милость и дарует им вкусить Свои блага.

Царствие Божие двояко, и мы обыкновенно разделяем его на царство благодати и царство славы. Царство славы есть состояние святых в вечности, где Бог дарует им причастность к полноте Своей славы. О нём говорит Павел: И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства (2 Тим. 4:18). Это царство отдалено от нас во времени, поскольку оно наступит после того, как мы будем избавлены от всякого зла и от сей земной жизни.

Что же касается царства благодати, то оно есть не что иное, как истинная Церковь Божия на земле, в которой Бог наделяет всеми Своими благодатными дарами верующих в Него и правит ими, как Своим достоянием, Святым Своим Духом. В особенности же этими словами – Царствие Божие или Царствие Небесное – называют Новозаветную Церковь. Как Иоанн Креститель, так и сам Христос и Его апостолы проповедовали, что приблизилось Царствие Божие или Царствие Небесное (Мк. 1:15; Мф. 10:7). Это значит, что наступило святое состояние Нового Завета, когда Бог изволяет наделить Своих верующих небесными благами в большей мере, чем в Ветхом Завете, в котором было более земных благ и обетований. Стало быть, вот как надо понимать две составляющие Царствия: как царство благодати и причастие всем благодатным дарам, а после – царство славы, в которое человек входит не иначе, как [пройдя] через царство благодати.

Это и значит: увидеть Царствие Божие или войти в него, как объясняет Сам Спаситель в стихе пятом (Ин.3:5). То же говорится в Деяниях апостолов (2:27) – «не увидеть тления» и в Евангелии от Иоанна (8:51) – «не увидеть смерти», то есть не пострадать от неё. Итак, если в нескольких словах передать, что значит «увидеть Царствие Божие», то получим следующее: в земной и в вечной жизни обрести спасение.

2) Далее нам указывается средство [для этого], а именно – рождение свыше. Человеку должно заново родиться свыше; здесь возможны два разных перевода: «заново» (wiederum, как переводит Лютер, или von neuem) или же более часто встречающийся вариант «свыше» (von oben her). Так, в Послании Иакова (1:17) говорится: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше». Каждый волен придерживаться любого из этих значений, поскольку оба они соответствуют истине и вполне могут сосуществовать. Даже можно сказать, что одно значение вытекает из другого, поскольку, если нам необходимо родиться заново, то произойти это может не иначе, кроме как свыше, ибо новое рождение происходит единственно по воле Бога Творца, а значит – свыше.

И это должно быть именно рождение, некое подлинное, истинное возникновение чего-то, что не существовало ранее. Это наводит нас на следующие размышления:

а) Насколько велико должно быть наше повреждение, если недостаточно что-то исправить в нас частично, и нам необходимо полностью родиться заново! В самом деле: больному не нужно рождаться вновь, ему надлежит лишь выздороветь. Или не знающий чего-либо – ему нет нужды становиться иным человеком, его необходимо лишь научить. Здесь же нужно совершенно новое рождение. Человек повреждён в падении настолько, что подобен сосуду, латать который бессмысленно; поможет только, если его полностью переплавить на новый.

b) Далее: возвещение о новом рождении напоминает нам о том, что человек сам не в состоянии здесь ничего сделать. Когда дитя рождается или, лучше сказать, когда происходит зачатие (заметим здесь, что новое духовное рождение лучше сравнивать скорее именно с зачатием, чем с собственно рождением), – дитя бездействует; всё происходящее с ним идёт от Бога, по чину естества через родителей. Нельзя даже и помыслить, чтобы дитя производило при этом некие действия. То же и в духовном новом рождении: человек не совершает сам ничего, но претерпевает божественное воздействие, предоставляя ему всецело действовать в себе.

с) Из этого следует, что между рождённым и не рождённым свыше наличествует весьма большое различие, поскольку рождённый свыше является совсем иным человеком, чем он был до того. Хотя тело и душа по своей природе остаются прежними, все его внутренние чувства и образ мыслей совершенно изменяются.

Так говорится о Сауле, с которым произошло лишь нечто подобное [новозаветному] рождению свыше: «…сделаешься иным человеком» (1 Цар. 10:6), и: «…Бог дал ему иное сердце» (1 Цар. 10:9). Наиболее же выразительно о рождении свыше говорится у Иезекииля: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное; вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26–27). Эти слова свидетельствуют о том, что должно возникнуть нечто действительно новое и людям надлежит измениться.

d) Из [естественного] зачатия и рождения следует, что человек есть дитя и сын своих родителей. Подобно сему, благодаря рождению свыше мы становимся детьми и сынами Божьими. Конечно, с точки зрения творения Бог уже наш Отец, согласно Малахии (2:10): «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» Но существует ещё более близкое к Богу сыновство, в котором все верующие являются детьми Божьими и в этом качестве – Его наследниками, и такое сыновство достижимо только через новое рождение, поскольку Небесный Отец, Отец светов, восхотев, родил нас словом истины (Иак. 1:18).

е) В силу же сказанного, поелику мы рождаемся свыше, наш новый человек, рождённый внутри нас, должен помышлять о небесном, а не о земном и искать небесного, горнего: Итак, если вы воскресли со Христом (воскрешение есть не что иное, как новое рождение), то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3:1–2). И это следует считать признаком нового рождения, ибо рождённый вновь, будучи рождённым свыше, и помышляет о том, что выше, – ведь всякий устремляется к сродному себе и к тому, от чего он произошёл. Этому всему учит нас само выражение — «новое рождение».

3) Наконец, [наш евангельский текст] обосновывает необходимость нового рождения: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». То есть рождение свыше не является чем-то хоть и прекрасным, но необязательным; оно действительно необходимо, причём всякому человеку без различия. Об этом говорят слова: «Если кто не…» «Если кто» — то есть не исключая никого из людей, поскольку по своей природе ни один человек не лучше другого. «Нет уже ни иудея, ни эллина» (Кол. 3:11), [возвещает Писание; это] означает, что Бог не проводит различия между иудеями и язычниками. Ведь несмотря на то, что в Ветхом Завете Бог установил особый союз с иудеями, в связи с чем они стали именоваться богоизбранным народом и детьми Божьими, такая выпавшая их роду честь не привела к тому, что они как дети Божьи обрели благодать и тем самым спасение. Нет, они так же были плотью, рождённой от плоти (Ин. 3:6). Следовательно, они, как и язычники, нуждались в новом рождении, чтобы обрести возможность войти в Царствие Божие. Вероятно, именно это Никодиму и прочим иудеям особенно не нравилось в Господе Иисусе – что Он хотел, чтобы и иудеи также обрели новое рождение. Что касается язычников, то иудеи не сомневались, что те нуждаются в новом рождении. Для язычников, желавших стать иудеями, они устраивали омовение и говорили, что тогда те получают новую душу. Возвещение же о том, что для израильтян, по природе богоизбранному народу, необходимо то же, [что и для язычников], было направлено, как казалось благочестивым иудеям, против народа Божия и Его Завета с ними. И всё же это было истинно так. И по сей день детям праведников столь же необходимо новое рождение, как и детям безбожников. Хотя Бог и дарует обетование нам и детям нашим (Деян. 2:39), и дети верующих, в отличие от прочих, имеют право на завет с Господом и потому зовутся святыми и освящёнными (1 Кор. 7:14), им, тем не менее, требуется родиться свыше, дабы стать детьми Божьими. Нет различия и в возрасте: и стар и млад одинаково нуждаются в рождении свыше. Тем более нет различия в положении: Бог не взирает на лица (Гал. 2:6). Как не может обрести спасения ничтожнейший нищий, если он не родится свыше и не станет совсем иным человеком, чем он есть по естеству, так и величайший на свете царь или вельможа не может надеяться войти в Царствие Божие, если он не родится свыше и не изменится полностью. Таково значение слов «Если кто»: кто угодно, кем бы он ни был.

Далее читаем: «не сможет». Это означает не то, что без нового рождения обрести спасение затруднительно, [подобно тому], как говорится в Евангелии от Матфея (19:23): «Трудно богатому войти в Царствие Небесное», – то есть что богатые не лишены такой возможности, но для них это трудно. Здесь речь идёт о том, что это поистине невозможно, ибо таков непреложный Божий закон. Царство Божие есть духовное царство, и в него не может быть входа тому, кто не [рождён] духовно. Здесь мы видим: невзирая на то, что Бог милосерд, Он желает соблюдения Своего установления и вне его не подаёт [спасающей] благодати.

C. Научение

Итак, мы видим, что наше христианство и трудно, и просто.

  1. Оно трудно, поскольку Христос велит нам стать совсем иными людьми – ведь нам нельзя, скажем так, войти в Царство Небесное в ветхом облачении (Мф. 22:12). В нас должна быть создана совсем иная природа; любых внешних изменений здесь будет совершенно недостаточно.
  2. Однако христианство и просто, поскольку Бог Сам желает дать нам новое рождение и сделать нас другими людьми. И если это совершилось, то всё прочее проистекает из нового рождения. Тогда и вся внешняя жизнь исходит из того внутреннего содержания, какое нам даруется в новом рождении: всё происходит от Святого Духа и веры, обретаемых нами в новом рождении. И послушание нашему Небесному Отцу становится не вынужденным, а добровольным, исходящим из природы того усыновления [Богу], какое мы обретаем в новом рождении.

Задумаемся же всерьёз о трудной стороне христианства, и не будем считать его какой-то забавой. Оно требует от нас вслушиваться и научаться истине во Иисусе (Еф. 4:21). В нас должно быть нечто действенное, истинное и неподдельное. Всё же, что бывает одним только внешним, бесполезно. Христос недвусмысленно отказывает в спасении всем, кто не родится свыше, то есть тем, кто остаётся тем же, каков он есть по [падшему] естеству, пусть даже [внешне] он вступил в завет Евангелия. Так и Никодима Христос учит не тому, что требует от него закон, а тому, что установлено евангельским порядком для человека, стремящегося войти в Небесное Царство.

Некто спросил Иисуса Христа: Господи! неужели мало спасающихся? И Он отвечает не так: «да не думай ты об этом, это же так просто!» Нет, Он говорит: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Мф. 12:23–24). Мы слышим в этих словах, что от нас требуются усилия и борьба, и что есть враги, хотящие помешать нам. И врата сии узки, так что мы должны как бы сложить с себя всю свою поклажу и груз, если хотим пройти через них; как человек, желающий пройти через узкую дверь, вынужден снять пальто, сюртук, шляпу и всю верхнюю одежду, дабы протиснуться вовнутрь. Нам говорится: Со страхом и трепетом совершайте своё спасение (Фил. 2:12); также: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное (Мф. 5:20) – то есть должна быть живая вера, из которой происходит не внешнее, но внутреннее, проистекающее из новой природы, послушание Богу. Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», то есть не всякий, кто исповедует на словах веру в Меня и этими словами ограничивается, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21), – то есть тот, кто от Него рождён и одного духа с Ним.

Опять же, говорится: Помышления плотские суть смерть (Рим. 8:6). Если живёте по плоти, то умрёте (Рим. 8:13). Поступающие так, а именно – совершающие дела плоти, которые перечислены в Послании к Галатам, то есть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное – здесь названы властвующие над всеми грехи, – Царствия Божия не наследуют (Гал. 5:19–21). При этом следует заметить, что все сии слова произносятся в адрес тех, кто называет себя христианином и придерживается Евангелия. Во всём этом мы видим, что от нас требуется такая природа, которая настроена совсем иначе, [чем падшее естество]. Итак, нам до́лжно остерегаться и не делать путь к жизни шире, чем он есть, шире, чем это предписывает Слово Божие – иначе мы лишь будем обманывать самих себя и других. И вновь выходит, что нам необходимо родиться свыше и в вере стать иными людьми, иначе вся наша надежда на спасение будет лишь сплошным обольщением.

D. Увещание

Проверим же себя – рождены ли мы свыше. Я не говорю о том, состоялось ли некогда наше рождение свыше [в крещении], ибо этого ещё недостаточно. Решающим здесь является – продолжаем ли мы быть рождёнными свыше, действенно ли в нас наше новое рождение или нет. Проверка нетрудна. Никто не может одновременно быть чадом и дьявола, и Бога. Кто не старается быть послушным Богу, а намеренно совершает зло, тот сын дьявола, и не может в то же время быть чадом Божьим. Нам до́лжно избрать что-то одно – так приложим все усилия к тому, чтобы избрать праведное и доброе!

Вот еще одна проверка: не рождённые свыше ищут во всём самих себя – свой почёт, свою выгоду, свои пожелания, свою волю. Рождённые же свыше стремятся лишь угодить Богу и слушаться Его и ставят духовное впереди всего прочего. Таким образом ты можешь проверить себя, к кому ты относишься. Ах! как хотелось бы, чтобы в результате нелицемерного самоиспытания мы нашли себя рождёнными свыше или хотя бы усердствующими оказаться в их числе! Но искать сего нужно не во внешнем, а во внутреннем.

E. Утешение

Утешение состоит в том, что благодаря новому рождению христианство становится для нас простым, ибо 1) если мы однажды отверглись себя (Мк. 8:34) в подлинном покаянии и пришли к новому рождению и живой вере, остальное происходит дальше само собой, подобно тому, как здоровый корень сам собой приносит здоровые плоды. Если бы Христос повелел нам самим дать себе новое рождение, то это был бы повод к отчаянию, ибо такое нам не под силу. Но Бог изволит во всём действовать Сам (Еф. 1:23).

2) Если мы в силу нового рождения вступили в подлинную христианскую жизнь и живём теперь не для себя, а для Бога и Христа, мы обнаружим, что такая жизнь на самом деле несравненно счастливее жизни обычного человека, живущего по плоти. Рассудок также в некоторой степени это понимает. Подумаем только о тревогах, страхах, огорчениях, скорбях и напастях, которых полна жизнь людей мира сего; жизнь детей Божьих, напротив, водится мирным духом (Рим. 8:14).

3) Несмотря на то, что, даже будучи рождёнными свыше, мы остаёмся немощными людьми, нас всё же утешает, что заповедания христианства становятся возможными для нас благодаря рождению свыше; ведь если человек сам по себе не способен жить по заповедям Господним, то христиане способны на это благодаря силе нового рождения. Так ослабевает иго христианина и легчает его бремя (Мф. 11:30), и заповеди Господа больше не тяжки (1 Ин. 5:3) для тех, кто совершает их по любви. И что́ долгое время было для нас трудно, благодаря практике становится всё легче, ведь сила духа возрастает [в христианах] (Мк. 4:32).

4) При новом рождении ветхий человек и плотское естество ослабевают, но не пропадают вовсе; они чинят препятствия новому человеку, поскольку грех всё время стремится одолеть нас. Таков главный крест истинного христианина – взывать вместе с Павлом: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:24). Но настанет и другое рождение свыше, новое рождение для блаженной вечности, когда [падшая] плоть и всяческая ветхость полностью прейдут и всё станет совсем новым (Откр. 21:5). Тогда и неполнота нашего нынешнего нового рождения будет навсегда упразднена.

F. Молитва

Господи Боже, Отче наш, благодарим Тебя за благодать, которою Ты даруешь нам новое рождение, наделяя им всех нас в крещении! Научи нас так уразумевать величие и силу этого благодеяния, чтобы мы поистине благословляли Тебя за него и подобающим образом прошли то самоиспытание, [о котором сегодня говорили]! Тех, кто отверг своё новое рождение и ниспал в ветхого человека, наставь на путь истинный и дай им вновь истинно родиться в Твоём Сыне. В тех же, в коих новое рождение, пусть слабо, но действует, сохрани его, и упрочь, и дай ему совершаться до дня Иисуса Христа. О, когда же не останется в нас ничего прежнего, а будет одно лишь новое! Ты, Боже, Ты сотворишь сие по Твоему обетованию! Совершай в нас дело Твое чрез Иисуса Христа, и да будет вечная слава Ему, Тебе и Святому Духу. Аминь.

Проповедь вторая



[1] Перевод: Виктория Тучина.

Редакция: игумен Пётр (Мещеринов). Добавления в квадратных скобках принадлежат редактору.

Источник: Der hochwichtige Articul von der Wiedergeburt... von Philipp Jacob Spener. Frankfurt am Main 1715. Вспомогательный источник: Philipp Jacob Spener. Von der Wiedergeburt. J. F. Steinkopf Verlag Stuttgart 1963.

© Благотворительный фонд «Переводов христианского наследия».