Энергия у даосов
Я очень любил даосизм. Несколько лет я постигал его по книгам, в упражнениях, медитациях. Затем я решил повысить градус и поехал обучаться у живого даоса. Сначала я занимался с ним неделю в Москве, когда он путешествовал по миру. А потом поехал в его даосский центр на Севере Таиланда, в провинции Чианг Май. Это было очень интересное время. Я вспоминаю его с теплотой. Именно тогда, я изменил свое отношение к христианству. После усвоенного Ницшевского «Антихристианина» я изменил свое отношение к Новому Завету и Иисусу. Мастер Цзя (Чиа), которого я тогда всемерно уважал, относился к Иисусу очень хорошо. И часто повторял: «Это то, о чем Иисус говорил…» Тогда я впервые открыл Евангелие. Я буду часто возвращаться к этому опыту. Но пока немного сухой теории.
Даосизм – весьма интересное явление в мировой философско-мистической мысли. Я совсем не знаком с религиозным даосизмом, а потому не хочу цитировать Википедию. Расскажу о том, что я знаю. Трактат «Дао дэ цзин» не дает никаких практических инструкций. Это одно из самых сложных, во всех аспектах, произведений. Сложно оно для историка: как формировался канон книги, формирование критического текста, личность автора. Сложен трактат и для переводчика: переводов книги Лао-Цзы невероятное количество. Сложен он для культурологов, религиоведов, синологов и прочих. Но главное, конечно, сложен он для понимания и внедрения этого понимания в жизнь.
Итак, что же такое внутренняя алхимия? Давайте вспомним, что такое алхимия? Это процесс получения благородных элементов, чаще всего золота, из неблагородных. Алхимик берет железо и трансформирует его в золото. Так вот, внутренняя алхимия направлена на преобразование обычных энергий в человеке в энергии высшего порядка – преобразование, преображение — китайский вариант обожения. Преобразованные энергии в человеке создают его новое бессмертное тело. Бессмертие является целью даоса. Бессмертие не в растворении, не в уничтожении своего «я». Но бессмертие с сохранением сознания и личности, когда вместо физического смертного тела, строится новое энергетическое — бессмертное тело. Немного забегая вперед, скажу: в книге Хоружего «К феноменологии аскезы» про исихазм, слово «энергия» самое часто употребляемое. А слово «Христос» употребляется меньше всего.
Так вот, энергия. Стяжание, накопление энергии для даосов – это ключевой аспект практики. И здесь все методы хороши: и места, наполненные энергией ци, и особый воздух, и особая еда, и правильное расположение предметов в комнате, ну и, конечно, правильная практика. Физические упражнения – цигун и медитативная практика. Короче, вся жизнь даоса-алхимика направлена на стяжание энергии ци. О ее преобразовании мы поговорим позже.
Мантэк Чиа пишет:
«Итак, существует много форм Ци, видимых и невидимых, в которых мы как человеческие существа нуждаемся, чтобы быть здоровыми. Независимо от того, замечаете ли вы это или нет, независимо от ваших знаний и верований, независимо от вашего возраста, цвета кожи или пола, Три Силы постоянно подпитывают вас энергией жизненной силы. Дается вам это безусловно, будь вы хорошим или плохим человеком, молодым или старым, богатым или бедным. Единственное, что зависит от вас, — насколько вы сможете использовать то, что вам дается.
Все великие мудрецы понимали это. Иисус Христос говорил: «Не хлебом единым жив человек». Тибетские буддисты говорят о йогинах, которым больше не нужна обычная еда, но которые живут на пище медитации. Подобным же образом, практикуя высшие уровни медитации Кань и Ли, некоторые даосы способны отказаться от обычной еды и питаться только Космической Ци. Настоящая задача истинного наставника Дао — помочь вам почувствовать Ци и научить поглощать тонкие физические, энергетические и духовные питательные частицы, находящиеся вокруг вас в каждый момент вашей жизни».
На что еще пугающе похожа православная благодать? На эманацию божества у язычников: от средиземноморских до индусских. Что такое эманатизм?
«Эманатизм справедливо считают одной из важнейших составляющих философии неоплатоников, одним из ее основополагающих принципов: «По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению, вытекает из высшего». Идея эманации, то есть «истечения» Универсума из Первоначала, восходит еще к древневосточным религиям, а также к античной философии, в том числе к платоновскому образу Блага, излучающего Бытие. Однако детальное развитие эта идея получила именно в философии неоплатоников, которые исходя из представлений об абсолютной полноте, избыточности Единого, постулируют в качестве естественного следствия излияние мира из этой полноты в многообразных направлениях. Эта идея выражается метафорически в образе солнца, испускающего вовне неиссякающие лучи, в образе полноводного источника, дающего начало рекам и ручьям, или в образе разветвляющегося древа, имеющего единый корень. Фундаментом этой идеи является диада Единое – многое, выражающая представление о появлении многоликого, разнообразного мироздания из одного предельно простого Первоисточника. При эманации, как подчеркивают неоплатоники, Единое (Первоначало, Благо и т. п.) остается неизменным, не утрачивает свою полноту, а возникшие в результате эманации сущности способны возвратиться к Единому путем «восхождения». Этот процесс описывается известной неоплатонической триадой пребывание – исхождение – возвращение».
Об эманатизме поговорим подробнее в главе о Лже-Дионисии.
Православный адепт ловит, стяжает эти лучи, исходящие от Бога. Сам Бог не так важен. Он, конечно, есть, и даже, говорят, что Сын Его воскрес, но для подвижников это имеет опосредованное значение. Главное – правильная практика. Поэтому так важно для адептов такого культа сделать все «как надо»: точное количество дней поста, точное количество молитв и канонов, да и сами каноны строго регламентированы. Но это для продвинутых, а в массовом сознании нужно правильно отпеть и посыпать крестообразно, правильно освятить, правильно накрыть епитрахилью, правильно запить причастие, правильно наложить крестное знамение, правильно выйти из дома, правильно испечь правильный кулич. Твои отношения с Богом не играют никакой роли. И сам Бог далекий и непонятный, но его проявления – энергии – эманации повсюду и близко. Царство Небесное приблизилось не потому, что Христос взял мои грехи на себя, а потому что в соседнем храме всегда лежат мощи и чудотворные иконы. Вот это близко, вот это ощутимо, это вот понятно. И опять, скажете вы, дескать, это простой народ так верит, а учение наше… На чем основывается наше учение о благодати? Почему мы кланяемся носкам? Если поклоняемся мы только Богу? Значит Бог в носке? Да, скажете, благодать Его в носке. А вы знаете, что благодать и Бог в православии одно и то же? И поклоняясь носку, мы поклоняемся Богу. Не святому, не благодати, а Самому Богу. И поэтому наши действия совершенно законны с точки зрения учения Лже-Дионисия и его последователей.
Протоирей Игорь Белов разъясняет нам:
«В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонение им переходит в богопоклонение нетварной Божественной благодати, почивающей на них, то есть Самому Богу, по учению святителя Григория Паламы. «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Святые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита (как оказалось, автор корпуса ареопагитик имеет такое же отношение к свщмч. Дионисию как я к фараону Аменхотепу — «Е.Ж.»), представляют собой «нераздельное, премирное и священное… единство с Богом». Стяжавши подвигом и усвоивши себе при жизни Божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение!» [1]
Вот это краткий языческий катехизис. В двух словах об этом не скажешь. Об этом вся книга. Однако, здесь очень коротко главные тезисы:
- Различие энергий и сущности Бога является ложным нововведением в Церкви и появляется не ранее XIII века, а также не является обязательным догматом для членов Русской православной церкви.
- Это учение отсутствует в Церковной допаламитской традиции.
- «Поклонение», неважно какое, положено одному Богу.
- Автор, приведенных строк не «свщмч. Дионисий Ареопагит», а языческий лжец.
- «Стяжание благодати» является ересью, осужденной четырьмя церковными соборами и авторитетом многих святых.