VIII. Заключение

События в Вифлееме после Собора

35. 66. Говорят [1], что уже после этого суда с невероятной дерзостью были совершены некие преступления какой-то шайкой губителей, о которых сообщается, что они весьма поддерживали Пелагия в [его] нечестии: служители и служительницы Божии, посвященные заботам святого пресвитера Иеронима, были избиты в ходе злодейского разбоя, диакон был убит, монастырские строения сожжены; по милосердию Бога хорошо укрепленная башня все-таки смогла защитить самого Иеронима от этого нападения и натиска нечестивых. Мне кажется, нам лучше будет пока помолчать об этом, и подождать, что решат предпринять в отношении этого великого зла находящиеся там наши собратья епископы; ведь никто не поверит, что они этим пренебрегут. В самом деле, нечестивые убеждения такого рода людей должны изобличать все кафолические [христиане], даже находящиеся вдали от тех земель, тогда как нечестивые поступки, обуздание которых относится к епископской воспитательной обязанности, скорее следует наказывать именно там, где они совершены, и находящиеся на месте событий или по соседству [епископы] должны это делать с пастырским усердием и с благочестивой строгостью. Поэтому мы, находящиеся весьма далеко, должны молиться, чтобы это дело там получило благополучное завершение [2]; тогда уже не будет необходимости вновь где-то собирать суд [по этому поводу], но скорее для нас будет уместным публично оповестить об этом, чтобы по милосердию Божию надлежащим образом исцелились души всех тех, кто были тяжело ранены повсюду разлетевшейся молвой об этих злодействах.

Августин поручает сочинение заботе епископа Аврелия

Теперь уже пусть будет положен конец этой книге, которая, как я надеюсь, если она удостоится быть угодной тебе, с помощью Господа принесет пользу читающим; пусть не мое, но твое имя сделает ее ценной, а твое усердие — известной очень многим.



[1] Разорение двух монастырей (мужского и женского), основанных Иеронимом Стридонским в Вифлееме, произошло вскоре после Собора в Диосполе, в 1-й половине 416 г., не позднее мая (поскольку Августин упоминает об этом как о недавно ставшем известном ему событии в Проповеди 348А, произнесенной в июне 416 г.). Об обстоятельствах этого нападения известно очень мало: основным источником являются свидетельства Августина в данном сочинении и в Проповеди 348A, тогда как изложение событий самим Иеронимом или кем-либо из его окружения не сохранилось. Августин связывает разорение монастыря с деятельностью единомышленников Пелагия, однако невозможно установить, действительно ли они имели к этому отношение. С одной стороны, палестинские друзья Пелагия действительно были возмущены деятельностью Иеронима, опубликовавшего примерно в это время крупное анипелагианское сочинение «Разговор против пелагиан» (Dialogus contra Pelagianos) и резко критиковавшего пелагиан в других сочинениях и в частной переписке; с другой стороны, разорение монастырей могли спровоцировать независимо от пелагиан местные монахи, которые были недовольны популярностью в Палестине приехавшего с Запада «чужака»; наконец, нельзя исключать и того, что имело место никак не связанное с взглядами Иеронима нападение обычных разбойников. Однако на Западе сообщенная Августином версия о том, что нападение было спровоцировано пелагианами, получила широкое распространение; это сильно повредило репутации Пелагия (см.: Фокин. 2009. С. 346). Эту версию событий поддержал и папа Римский Иннокентий I (401–417), который направил Иерониму письмо с выражением своей поддержки (в нем папа упоминал о необходимости строгого отношения к еретикам и отмечал, что если Иероним сообщит ему имена нападавших, он готов привлечь виновных к церковному суду), а в письме епископу Иоанну Иерусалимскому упрекнул того в недостаточном надзоре за вверенной ему паствой, тем самым намекнув, что одной из причин дерзкого нападения стало покровительство, которое епископ Иоанн оказывал пелагианам (эти письма ныне включаются в корпус писем Иеронима; см.: Hieron. Ep. 136, 137).

[2] Нет свидетельств того, что дело о нападении на монастырь Иеронима рассматривалось церковными властями Палестины, и что кто-либо был за это нападение наказан. Против самого Пелагия по этому поводу никаких обвинений выдвинуто не было. В 417 г., после кончины епископа Иоанна Иерусалимского и принятия папой Римским Иннокентием I решения об осуждении пелагиан, Пелагий был вынужден на время удалиться из Иерусалима. Под давлением светских властей, стремившихся предотвратить обострение конфликта в монашеской среде, Иероним также почти на два года покинул Вифлеем, однако в нач. 419 г. он вернулся в свой монастырь; согласно наиболее распространенной версии, в том же году Иероним скончался (см.: Фокин. 2009. С. 346).