Вывод по Иринею

Если мы отбросим явно гипертрофированный (как минимум) акцент на идее воссоздания, через воплощение и сосредоточимся только на интересующем нас вопросе, то получим следующее.

  1. У Иринея нет ни одного употребления слова «обожение» – «теозис».
  2. Ириней никогда не говорит, что человек становится «богом» (лишь цитирование Пс. 81).
  3. Человек приобретает «бессмертие и нетление» в результате причастия Христу верой, причиной чего служит примирение Бога и человека в теле Иисуса через воссоздание первого Адама при воплощении Сына.
  4. Спасение осуществляется только верой по благодати.
  5. Человек становится «совершенным» лишь по вере.

Хотя Ириней ни разу не говорит, что природа «обожена», идея воссоздания Адама, то есть восстановление падшей природы человека, приводит к логичному развитию этой идеи. Значит, природа обожена? Да, отвечает уже через 200 лет Афанасий: «Бог сделался человеком, чтобы человек стал Богом».

Кстати, а как правильно писать в этом случае: «Богом» или «богом»? В рукописях все буквы строчные. Как переписчики писали? Иногда с большой, иногда с маленькой.

И с этого момента идея обожения уже прочно входит в греческое богословие. Становится его любимой идеей и визитной карточкой. Неудивительно — эллины говорили: «Мы становимся Богом в своих созерцаниях!» «А вы, христиане, можете таким же похвастаться?», как бы спрашивали они. И теперь уже греческие отцы с гордостью отвечали: «Можем!» И теперь в спорах с другими конфессиями мы предъявляем эту карточку и говорим: «А у вас нет обожения!»

И действительно нет, как не было его у Иоанна, который говорит: «Еще не открылось что будем (кем станем)», знаю только, что «будем подобны Ему». Но обожники уже знают, что мы будем Богами! Более полное откровение, конечно, у Паламы и Софрония Сахарова. Если же мне скажут, что под обожением понимается приобретение «бессмертия и нетления», как у Иринея, то как это их нет у протестантов и католиков? Протестанты не верят в бессмертие? Какое-то больное воображение.

Или, если скажут, что под обожением понимается подражание Христу, то у католиков целое движение квиетистов есть, а у протестантов – пиетисты. Там прекрасно проработанная, детальная система подражания Христу и вхождение с Ним в глубочайший, искреннейший союз.

Нет, друзья, фишка нашего обожения, что мы буквально становимся Богами, что и покажу ниже. Вот именно такого обожения у них нет. А нас такое обожение, по слову прот. Олега Стеняева, «делает особым религиозным мировоззрением». Мне в этой фразе так и видится: «… а не христианством».