Уильям Перкинс.
Трактат о свободе Божественной благодати и свободе человеческой воли

Уильям Перкинс и учение о предопределении в Англии его времени

Свобода воли человека и Божественное предопределение были ключевыми богословскими темами протестантской Реформации XVI века, разделившими не только протестантов и католиков – «линия фронта» тут порой проходила и между целыми протестантскими течениями (как правило, между лютеранами и реформатами), и между отдельными богословами-протестантами в рамках одной конфессии. Да и внутри Римско-Католической Церкви в те годы не обреталось полного согласия по этому вопросу, что позже вылилось в масштабную внутрикатолическую полемику между иезуитами, выступавшими за свободу воли, и последователями епископа Корнелия Янсения, отстаивавшего учение Августина о полновластии Божественной благодати.

Англия отличалась от континентальной Европы по характеру и интенсивности споров по данной теме. Со вступлением на престол Елизаветы I Тюдор (1558) в стране утвердился протестантизм. Церковь Англии в этот период (как и в течение долгого времени после него) не была «англиканской» в том смысле, который в это понятие вкладывают сегодня. Несмотря на то, что Английская Реформация сохранила многие черты средневекового церковного устройства, такие как трехстепенная иерархия и традиционные богослужебные формы, до 1620-х годов она полностью отождествляла себя с реформатским направлением протестантизма, а кальвинистский взгляд на предопределение и свободу воли принимался по умолчанию не только пуританским течением внутри государственной Церкви, но также ее руководством и университетами. В общей форме он был зафиксирован в официальном вероучении Церкви Англии – 39 Артикулах веры (1571). Реформатские взгляды на свободу воли исповедовали такие известные и влиятельные английские иерархи, как Джон Джуэл, Ричард Кокс, Джон Паркхерст, а также архиепископы Кентерберийские Эдмунд Гриндал и Джон Уитгифт. Крупнейший английский богослов и апологет Ричард Хукер, чьи взгляды во многом определили формирующееся англиканство как «средний путь» между католичеством и протестантизмом, считал идею о том, что предопределенные Богом к спасению могут отпасть от благодати, глубоким заблуждением[1]. Уже при Якове I архиепископ Кентерберийский Ричард Банкрофт, обвинявший пуритан во всех мыслимых и немыслимых грехах, никогда не критиковал их представлений о свободе и благодати – поскольку разделял их. Если сторонники официального устройства Церкви Англии и поднимали тему свободы воли в полемике с пуританскими взглядами, то скорее это была критика «справа»: пуритан, известных своим моральным ригоризмом, обвиняли в том, что они якобы проповедуют оправдание делами, а не одной только верой. Это, конечно, было не так, но нельзя сказать, чтобы пуритане вовсе не давали повода к подобным обвинениям. Например, известный своей близостью к пуританству епископ Бангорский Льюис Бейли писал: «Помни, что как Христос – Спаситель, так Моисей – обвинитель; живи так, словно нет Евангелия»[2] и призывал к строгому соблюдению «субботы» в воскресные и праздничные дни.

Таким образом, «в период между 1560 и 1625 годами учение о предопределении безоговорочно разделяли практически все значимые представители английского духовенства, независимо от того, были ли они пуританами»[3]. Главным объектом полемики вокруг данной темы служили не другие протестанты, а «паписты». Поэтому неудивительно, что подходящим языком для такого рода споров стала английская протестантская схоластика, наиболее известным представителем которой и явился кембриджский богослов и священник Уильям Перкинс.

Перкинс родился в городке Марстон-Джабетт в Уорвикшире в 1558 году. Чем занимались его родители, Томас и Анна, точно не известно, однако они были достаточно состоятельны, чтобы за свой счет устроить сына учиться в кембриджский Крайст-колледж (1577). Учеба давалась Уильяму, и он в положенный срок смог получить степени бакалавра (1581) и магистра (1584) свободных искусств. В начале своего студенчества Перкинс вовсе не являл собой образец благочестия. Он не только злоупотреблял спиртным, но также был не прочь помахать кулаками, а порой и шпагой. Ходили слухи, что Перкинс заимел внебрачного ребенка и увлекался астрологией. Существует история о том, как он решил изменить свою жизнь, услышав, что некая женщина пугала его именем детей. Правда это или нет, но в начале 1580-х годов Перкинс, который тогда изучал богословие, действительно остепенился и стал раздумывать о церковном служении. В 1584 году он был рукоположен в сан священника.

Историки часто относили Перкинса к «умеренным пуританам». Вряд ли критерием этого можно считать взгляды Перкинса на предопределение – как мы видели, это учение в тот период в Англии исповедовали практически все богословы. Действительно, в частных беседах он позволял себе критику (впрочем, довольно мягкую) некоторых обычаев государственной Церкви, например, практики коленопреклонения при причащении Святых Таин. Кроме того, Перкинс несколько раз выступал в защиту коллег по университету, подвергавшихся уголовному преследованию за одобрительные высказывания о пресвитерианском церковном устройстве. Но подобного рода вещи вполне объяснимы в свете характера кембриджского священника. В целом же Перкинс высоко ценил Церковь, в которой служил, не позволял себе непочтительных высказываний о епископате и точно соблюдал все обрядовые предписания. Некоторые исследователи даже высказывали мнение, что Перкинс «был апологетом англиканской Церкви в той же мере, что и Ричард Хукер»[4].

Богословские взгляды Перкинса сложились довольно рано, в первой половине 1580-х годов, и были близки к учению «второго поколения» реформатов – Теодора Безы, Джироламо Занчи, Захарии Урсина. Существенное влияние на него оказали и более ранние протестанты, такие как Петр Вермильи и Каспар Олевиан. При этом главной особенностью Перкинса, стяжавшая ему место среди отцов реформатского направления протестантизма, было не столько содержание его учения о воле и благодати, сколько форма ее подачи – выверенная, точная, сухая, в полной мере использующая принципы неосхоластичекого метода.

Этот подход достиг своего апогея в последней работе Перкинса – «Трактате о свободе Божественной благодати и свободе человеческой воли»[5] – опубликованной за несколько месяцев до кончины автора. «Трактат» стал бескомпромиссным манифестом реформатского взгляда на предопределение и свободу воли. В нем Перкинс с неумолимой логикой доказывал: Бог, создавая сущее, желал существования зла – в том смысле, что оно было частью Его предвечного замысла; предопределение основано не на предузнании Богом будущего поведения людей, но исключительно на Его самовластной воле; Христос умер не за всех людей, но лишь за избранных; спасение человека – дело исключительно Божественной благодати, и Бог Сам решает, кого спасать, а кого нет; избранный ко спасению неспособен утратить этот дар, а предопределенного к погибели не может спасти ничего.

Последовательность и резкость Перкинса вызвала жесткий ответ со стороны оппонентов кальвинистского учения. Главный на тот момент противник кальвинизма в протестантском мире, голландец Якоб Арминий, взял на себя труд выступить с подробной критикой взглядов Перкинса, взяв за основу несколько более ранний его труд: «Об образе и порядке предопределения», написанный по-латыни[6]. На момент смерти Перкинса, Арминий еще не завершил своей работы, которая по своей форме представляла вежливое обращение к Перкинсу – автор признавался, что «испытывал почтение» к своему английскому оппоненту оппоненту[7]. Книга так и не была издана при жизни Арминия и увидела свет лишь в 1612 году[8].

Сторонников кальвинизма «Трактат» Перкинса, напротив, весьма впечатлил. На протяжении всего XVII века эта книга служила главным учебником по богословию предопределения и свободы воли. Практически все известные реформатские богословы этого столетия были в той или иной мере посмертными учениками Перкинса. Среди них – англо-голландский богослов Уильям Эймс, один из радикальных кальвинистов своего времени; капеллан Оливера Кромвеля индепендентcкий пастор Томас Гудвин; английский поэт и писатель Финеас Флетчер; архиепископ Армский и всей Ирландии Джеймc Ашер. Епископ Элийский Ричард Монтегью, известный своими исследованиями писаний Василия Великого и враждой против пуританства, тем не менее многое почерпнул из учения Перкинса и комплементарно отзывался о нём самом.

Уильям Перкинс скончался 22 октября 1602 года в возрасте всего сорока четырех лет и был погребен в университетском храме Св. Андрея в Кембридже. Его наследие продолжает живо интересовать исследователей. Книги Перкинса переведены на голландский, немецкий, чешский, французский и латинский языки. Современное издание его трудов вышло в 2014-2020 годах в США под редакцией реформатских богословов Дерека Томаса и Джоэла Бика[9]. Личности Перкинса, его богословской и литературной деятельности посвящено достаточно много научных книг и статей[10].

 

Василий Чернов

 

 

[1] Hooker R. A Learned Discourse of Justification. Oxford, 1612. P. 21.

[2] Bayly L. The Practice of Piety. London, 1628. P. 209.

[3] Durston C., Eales J. The Culture of English Puritanism, 1560-1700. Basingstoke, 1996. P. 7.

[4] William Perkins (1558-1602), English Puritanist: His Pioneer Works on Casuistry / Ed. T. Merrill. Leiden, 1966. P. xvii.

[5] [Perkins W.] The Vvorkes of That Famous and Vvorthy Minister of Christ in the Vniuersitie of Cambridge, Mr. William Perkins: The First Volume: Newly Corrected According to His Owne Copies / [Ed. Thomas Pickering and Thomas Pierson]. Printed at London by Iohn Legatt, printer to the Vniuersitie of Cambridge, 1612. P. 717-746.

[6] Perkinsus G. De praedestinationis modo et ordine et de amplitudine gratiae diuinae christiana et perspicua disceptatio. Cantabrigiae, 1598.

[7] Подробнее о фактически посмертной полемике между Перкинсом и Арминием см. Patterson W.B. William Perkins and the Making of a Protestant England. Oxford, 2014. P. 80-86.

[8] Arminius I. Examen modestum libelli quem G. Perkinsius edidit [...] de praedestinationis modo et ordine. Lugduni Batauorum, 1612.

[9] The Works of William Perkins. In 10 vols. / Ed. J. Beeke, D. Thomas. Grand Rapids, Michigan, 2014-2020.

[10] Среди книг, посвященных Перкинсу следует выделить следующие: William Perkins (1558-1602), English Puritanist: His Pioneer Works on Casuistry / Ed. T. Merrill. Leiden, 1966; Packer J.I. An Anglican to Remember: William Perkins, Puritan Popularizer. London, 1996; Patterson W.B. William Perkins and the Making of a Protestant England. Oxford, 2014; MacLean D.J. «Ours Is a True Church of God»: William Perkins and the Reformed Doctrine of the Church. London, 2019; Spinks B.D. Two Faces of Elizabethan Anglican Theology: Sacraments and Salvation in the Thought of William Perkins and Richard Hooker. Lanham, 1999; Ballitch A.S. The Gloss and the Text: William Perkins on Interpreting Scripture with Scripture. Ashland, 2020; Muller R.A. Grace and Freedom: William Perkins and the Early Modern Reformed Understanding of Free Choice and Divine Grace. New York, 2020.