Заключение

Вот и подошло к концу это обширное исследование. Те немногие, кто прочитал все, уверен, открыли для себя много нового, как и я. Многое поразило вас, многое шокировало. Вполне вероятно, также, что-то показалось более аргументированным, а что-то менее. Кому-то не хватило личного в книге, а кому-то личного было слишком много, и они увидели в этом выпячивание автора. Я принимаю всю критику и охотно с ней соглашаюсь.

Я хочу только одного — защитить благодать и жертву Бога моего от самоспасателей и их богомерзких доктрин, превращающих христианство в еще один религиозный культ самоспасения. Как вы увидели, история самоспасения началась уже в ранней церкви и все набирала обороты, когда в XIV веке достигла своего апогея, практически уже стерев грань между йогой и христианством.

Свидетелями и участниками этого тяжелого наследия являемся все мы. И продраться через все эти дебри антихристианства, а любое искажения благовестия есть антихристианство, задача порой неразрешимая в нашей церкви. Уйти ли из нее? Если вы точно знаете куда и зачем, то это, вероятно, было бы лучшим решением.

Я не знаю куда идти. В России слишком слабые протестантские общины. Они не имеют сильных пастырей, глубокой научной школы мысли в рамках апостольского Предания. В православной церкви России гораздо больше сильных ученых, пастырей, хотя они также тяготятся всем тем, что я описал в этом исследовании. Один мой знакомый священник сказал: «Церковь тяжело больна, но другой нет». Это близко к истине. Другие, конечно, есть. Но лучше ли они?

В православии самая большая свобода. Можешь не целовать иконы, можешь не поститься, можешь не считать Паламу святым, можешь не кланяться носкам и не надевать котелки на голову, можешь причащаться редко или не причащаться, не ходить в храм, если в храм невозможно ходить из-за «Дионисиевского» благочестия, или причащаться семейно, или общинно, дома с единомысленным священником, можешь исповедоваться перед причастием, а можешь нет, можешь не молиться святым и Богородице и оставаться православным.

Если ты принимаешь апостольское Предание, как его преподали отцы первых 3-4 веков, если веришь в одну Церковь — тело Христово, если веришь, что она святая, потому что все члены ее святы, если веришь, что она содержит всю истину для всех и принимаешь только то, чему учили все, всегда и везде — то ты католик. От слова catholicismus от греч. καθολικός «всеобщий», «вселенский».

Если отвергаешь все ереси, отвергнутые Церковными соборами, при этом согласующиеся с апостольским Преданием и принципом веры всех, везде и всегда, то ты православный. Например, догмат об иконопочитании является явным нарушением обоих принципов: он не апостольский и никогда не принимался до V века, а после V века далеко не всеми, не везде и не всегда.

Что же делать в данном случае? То, что заповедует нам Иоанн и Павел:

«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

«Твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».

Взрослеть. И не давать свое вечное спасение на откуп преданием старцев и бабьим басням. Учиться, читать, молиться — взрослеть. Хватит костылей, которые дает церковь, у нее кроме костылей ничего больше и нет. И тогда, когда мы повзрослеем, то для нас единственным путеводителем будут слова апостола:

«А все, что делается не по вере, есть грех. А кто испытывает сомнение и, однако, ест, тот уже осужден, ибо поступает не по вере; а всё, что не по вере делается, — грех. Тот же, кто колеблется, будет осуждён Богом, если съест что-либо из того, что считает неправильным употреблять в пищу».

Но самое главное иметь общину. Группу христиан, которым ты нужен. Баптистов или православных, католиков или лютеран. Это самое главное. Нужно быть частью народа Божиего. Нужно всегда искать служения братьям. Пусть они и не во всем с тобой согласны. Но они твои братья. Христос за них пролил Свою бесценную кровь. Только вера, действующая любовью, спасает.

Помоги нам всем Бог Отец во Имя Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа! Аминь!

Прошу всех ваших святых молитв.