Льюис Бейли.
Практика благочестия

Монолог души, умиленной созерцанием страстей Господних

Что сделал Ты, сладчайший Спаситель и присноблаженный Искупитель, что Ты был предан Иудою, продан иудеям, схвачен как злодей, связан и отведен, как агнец на заклание? Какое зло Ты совершил, что тебя открыто и лживо обвинили, и несправедливо осудили перед Анной и Каиафой, иудейскими священниками, и на судилище Пилата, римского наместника? В чём была вина Твоя? Кому причинил ты неправду, что Тебя безжалостно бичевали плетьми, венчали тернием, осмеивали c воплями, хулили словами, ударяли руками и били тростью? Господи, чем заслужил Ты, чтобы Твой блаженный лик оплевали и закрывали, словно нечто позорное, чтобы одежды Твои разодрали, руки и ноги Твои пригвоздили ко кресту? [Чем заслужил Ты,] что Тебя вознесли на древо проклятия, распяли посреди разбойников, заставили отведать желчи и уксуса? [Чем заслужил Ты,] чтобы на краю смерти претерпеть столь великое море гнева Божия, что понудило Тебя возопить, словно Тебя оставил Бог, Отец Твой? [Чем заслужил Ты,] чтобы Твое невинное сердце пронзили жестоким копьем, а Твоя честна́я кровь излилась на глазах у Твоей блаженной Матери? Сладкий Спаситель, как страдал Ты, претерпевая всё сие, и так дивлюсь я, помышляя об этом! Я вопрошаю, в чём была вина твоя, но не нахожу в тебе таковой. Никакой лести не было в устах Твоих (1 Пет. 2.22). Враги твои смутились, и никто из них не смеет обличить Тебя в грехе. Подкупленные обвинители Твои не согласны в своих свидетельствах. Судья, вынесший Тебе приговор, открыто свидетельствует о Твоей невинности. Жена его посылает ему сказать, что получила весть во сне, что Ты – Праведник, и потому до́лжно остерегаться поступить с Тобою несправедливо. Сотник, казнивший Тебя, исповедал Тебя Праведником и истинным Сыном Божиим. Разбойник, распятый рядом с Тобою, оправдывает Тебя, [свидетельствуя], что Ты не сделал ничего худого.

В чём же причина столь жестокого бесчестия, страстей и смерти Твоей, Господи?

Я, Господи! Я – причина скорбей Твоих. Мои грехи содеяли Твой позор, мои беззакония причинили Тебе раны. Я совершила проступок, и Ты несешь наказание; я виновна, а Ты обвиняешься; я сотворила грех, а Ты претерпел смерть; я совершила преступление, а Ты висишь на кресте. О, глубина любви Божией! О, дивное промышление небесной благодати! О, безмерная мера Божественного милосердия! Злодейка грешит, а Праведник несет наказание; виновная отпущена, а Невинный стоит перед судом; преступница оправдана, а Добродетельный осуждается. Что заслуживает злодейка, то претерпевает праведник. Рабыня совершает преступление, а Господин приемлет удары. Что еще сказать мне? Человек грешит, а Бог умирает. О, Сыне Божий! Кто может в довольной мере выразить любовь Твою, или описать милость Твою, или воспеть хвалу Твою? Я возгордилась, Ты же смирялся; я была непослушна, Ты – явил послушание; я вкусила запретного плода, а Ты был повешен на древе проклятия; я предавалась чревоугодию, а Ты постился; злая похоть побудила меня вкусить плод, приятный видом, а совершенное милосердие понудило Тебя испить горькую чашу; я вкусила сладость плода, Ты же отведал горечь желчи. Безумная Ева улыбалась, когда я смеялась [греху], а блаженная Мария рыдала, когда сердце Твое истекало кровью и умирало. О, Боже, прозреваю Твою благость и свою злобу, Твою праведность и свою неправедность, нечестие своей плоти и благочестие Твоего естества. И ныне, Господи пресвятой, претерпевший всё сие ради меня, что же следует мне воздать Тебе за все Твои благодеяния, коих сподобил Ты меня, грешную душу? Воистину, Господи, ведомо мне, что за одно то, что Ты сотворил меня, я обязана Тебе более, чем в состоянии уплатить, ибо лишь поэтому я всеми своими силами и чувствами обязана любить и почитать Тебя. Если же я обязана Тебе собою за то, что Ты дал даровал мне саму себя при сотворении, то чем же я теперь стану обязана Тебе за то, что Ты Самого Себя предал за меня на жестокую смерть, чтобы совершить мое искупление? Велико было благодеяние, когда Ты сотворил меня из ничего; но какой язык может выразить величие милости, когда Ты искупил меня столь дорогой ценой, хотя я тогда была хуже, чем ничто? Воистину, Господи, если я не могу воздать Тебе довольную благодарность, (да и кто может воздать Тебе, подающему милости Свои без заслуг и меры?), то ведь именно обилие Твоих благодеяний делает меня столь нищей, что нет у меня возможности вернуть Тебе любовь Твою, но хотя бы и лихву по долгу сему уплатить.

Тебе, Господи, ведомо, что, лишившись Твоего образа после грехопадения моих несчастных прародителей, я не могу любить Тебя всей крепостью и помышлением, как сие подобает. И как Ты в начале явил на мне любовь Свою, когда я была чадом гнева и частью погибшего и проклятого мира, так и ныне, молю Тебя, Духом Твоим исполни любви Своей все мои члены и чувства. И хотя мне никогда не принести Тебе подобающую меру любви, но да потружусь воздать Тебе так, как будет Тебе угодно принять в милости. Да возлюблю в истине сердца ближнего моего ради Тебя, а Тебя да возлюблю превыше всего ради Тебя Самого. Ничего да не будет мне угодно, кроме угодного Тебе. Сладчайший Спаситель, молю Тебя, да не погибну и не буду отвержена, ибо Ты искупил меня великою ценой Своей пречестно́й крови. Господи, сподоби меня присно памятовать о Твоей безграничной любви и о неизреченном даре моего спасения, без коего мне лучше бы никогда не бывать, нежели иметь хотя некое бытие.

И как Ты даровал мне содействие Святого Духа Твоего, сподоби, Отче Небесный и Отче духов, ходатайством Сына Твоего изречь малое слово вслух Господа моего. Если Ты, Отче, отвергаешь меня за беззакония, как я того заслуживаю, будь милостив ко мне ради заслуг Сына Твоего, что столь много за меня пострадал. Если Ты не видишь во мне ничего, кроме нечестия, что вызывает лишь гнев и ярость, то, воззрев на заслуги Сына Твоего, Ты увидишь довольно, чтобы подвигнуться к милосердию и состраданию. Призри на тайну Его воплощения и избавь меня от бед, належащих за преступление. И как раны Сына Твоего явятся пред очами Твоими, вопль грехов моих да сокроется от лица Твоего; как червленица крови Его предстанет взору Твоему, вина грехов моих да изгладится из книги Твоей. Скверна плоти моей подвигает Тебя на гнев, так пусть чистота плоти Его склонит Тебя к милосердию. И как плоть моя низвела меня на грех, так плоть Его да изведет меня к угождению Твоему. Мое непослушание заслужило великое отмщение, Его же послушание достойно более великого милосердия, ибо есть ли довольная мера дел, каковые мог сотворить человек, ввергая себя в страдания, но не мог бы сотворить вочеловечившийся Бог, неся прощение? Помышляя о величии Твоей страсти, разумею истинность реченного, что Христос пришел в мир, чтобы спасти самых главных грешников [1 Тим. 1.15]. Посмеешь ли ты, Каин, сказать, что грехов твоих больше, чем может проститься? Ты лжешь, как убийца! Милости единого Христа довлеет простить целый мир Каинов, если они уверуют и покаются. Грехи всех грешников конечны, милость же Божия бесконечна. Посему, Отче, ради смерти и страстей, что Сын Твой Иисус Христос претерпел за меня, и что я ныне вспоминаю пред Тобою, помилуй и прости мне все мои грехи, избавь меня от проклятия и кары, что они справедливо заслужили, и ради Его заслуг соделай меня, Господи, причастницей Твоей милости. О милосердии Твоем взываю неустанно, и не перестану взывать и стучать, как человек, который хочет взять взаймы хлебо́в, доколе не встанешь и не откроешь мне дверей милости Твоей [Лк. 11.5-10]. И если не дашь мне хлебов Твоих, то, Господи, не откажи мне [хотя] в крохах милости Твоей, и их хватит алчущей рабе Твоей [Мф. 15.27].

И как Ты ничего не требуешь за Свои благодеяния, но чтобы возлюбить Тебя в истине утробы сердца, коего новая тварь есть вернейшее видимое свидетельство, и как Тебе столь же просто соделать меня новой тварью, как и повелеть мне быть таковой, то сотвори во мне, Христе, сердце новое и дух правый обнови во мне [Пс. 50.12]. И тогда узришь, как, умертвив ветхого Адама и его тленные похоти, я стану служить Тебе, как новая тварь Твоя, в новой жизни, новым путем, новым языком и новым поступками, новыми словами и новыми делами, во славу имени Твоего и привлекая иные грешные души к вере Твоей собственным благочестивым примером. Соблюди меня навеки, Спасе мой, от мук ада и мучительства диавольского, а когда я отойду из жизни сей, пошли святых ангелов Твоих, отнести меня, как душу Лазаря, в Царствие Твое. Приими меня в блаженный рай, обещанный Тобою кающемуся разбойнику, что при последнем вздохе на кресте благоговейно молил Тебя о милости и вхождении в Царствие Твое. Сподоби сего, Христе, ради имени Твоего, ему же подобает всякая слава, честь, хваление, и держава, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.