Льюис Бейли.
Практика благочестия

Размышления, наставляющие христианина безотлагательно употребить на свою пользу полученное знание о Боге и о себе

Итак, ты, человек, видишь, сколь жалок и проклят ты без Христа по причине поврежденности твоего естества! И если [Священное] Писание при жизни уподобляет нечестивых львам, медведям, быкам, лошадям, псам и подобным диким тварям, то несомненно, состояние невозрожденного человека по смерти будет еще более ужасным, нежели у пса или у сквернейшей из тварей в мире сем. Ибо когда зверь, созданный лишь для пользы человека, умирает, то завершаются все беды его; человек же, наделенный разумной и бессмертной душой, созданный по образу Божию, чтобы служить Богу, завершив бедствия сей жизни, должен дать ответ за все свои проступки и начать претерпевать бедствия, коим не будет конца. Ни одна тварь, помимо человека, не обязана по смерти давать отчета за свою жизнь. Дикие и неразумные звери не должны давать отчета в своих поступках. Добрые ангелы, хотя они и разумны, не должны давать отчета, ибо у них нет греха. Что же до злых ангелов, то они уже осуждены безо всякой надежды, так что и им нет нужды давать дальнейшего отчета. И лишь человек при смерти становится [как бы] Божиим счетоводом, [что обязан отчитаться] за свою жизнь.

С другой стороны, ты, человек, видишь, сколь счастливо и блаженно твое состояние, когда ты истинно примирился с Богом во Христе; восстановив образ Божий и вернув владычество над прочими тварями, ты и в сей жизни мало чем уступаешь ангелам, а в будущей жизни будешь равен им. По своему естеству, возвышенному ипостасным соединением с Сыном Божиим и через Него – со славой Троицы, высшей ангелов, [ты сделаешься] братом ангелам по духовной благодати и вечной славе.

Ты видел славу и совершенство Божие и [уразумел], что твое высшее блаженство и счастье состоит в вечном общении с Ним.

Ты же, о, нераскаянный грешник! Ради самого Христа Иисуса прошу, нет, умоляю тебя, если ты [хоть сколько-то] печешься о собственном спасении, со всем тщанием вместе со мною рассмотреть, сколь ложно, тщетно и ничтожно то, что все еще удерживает и сковывает тебя в жалком и проклятом состоянии, в котором ты пребываешь, и стои́т между тобою и милостью Божией вместе с упованием на вечную жизнь и счастье.