Льюис Бейли.
Практика благочестия

Размышления, побуждающие к утренней молитве

1. Если, когда ты собираешься молиться, сатана станет внушать тебе, что твои молитвы слишком длинны и что поэтому лучше либо опустить молитвы, либо сократить их, подумай, что молитва – это твоя духовная жертва, благоугодная Богу (Евр. 13.15-16), и потому она так неугодна диаволу и так досаждает плоти. Посему склони свои устремления (хотят ли они того или нет) к сему святому занятию и уверься, что оно тем угоднее Богу, чем ненавистнее плоти.

2. Не забывай, что Святой Дух особым признаком нечестивых считает то, что они не призывают Господа, не призывают Бога (Пс. 13.4, 52.5). И когда Елифаз[1] предположил, что Иов отложил страх Божий и за малость считает речь к Богу, за что Бог и лишил Иова Своего благоволения (Иов. 15.4), он [справедливо] поставил первое признаком второго, а второе – последствием первого. С другой стороны, Бог обещал, что всякий, кто призовет имя Его, спасется (Рим. 15.13). Несомненно, не осознающий за собою обязанности молиться, не имеет в себе и благодати Святого Духа, ибо дух благодати и молитвенного умиления – один (Зах. 12.10), а потому благодать и молитва идут вместе. Но тот, кто может от покаянного сердца утром и вечером молиться Богу, воистину обрел свою меру благодати в этом мире и получит свою долю славы в жизни грядущей.

3. Помни, что как отвращение к пище и болезненность при разговоре – два признака больного тела, так и нежелание молиться, когда ты говоришь с Богом, и небрежность в слушании, когда Бог словом Своим говорит с тобой, – два верных признака больной души.

4. Вспомни о молитвенной ревности первых христиан, которые проводили целые ночи в бдении и молитве о прощении своих грехов и о том, чтобы быть готовыми к пришествию Христа; и о том, что Давид не довольствовался молитвой утром, вечером и в полдень (Пс. 54.16-17), но вставал и в полночь, чтобы молиться Богу (Пс. 118.62). И если Христос укорял учеников за то, что они не помолились с Ним один час (Мф. 26.40), то какого укора заслуживаешь ты, считая, что пребывать в молитве всего четверть часа – это уже слишком долго? Если ты проводил долгое время в бессмысленных сборищах, просиживая дни и ночи за игрой в карты и кости, чтобы порадовать свою плоть, то постыдись думать, что молиться четверть часа – это слишком долго для служения Богу.

5. Подумай: паписты в своем слепом суеверии на незнакомом, а потому и не душеполезном языке[2], пригодном лишь для детей духовного Вавилона (1 Кор. 14.14; Быт. 11.7,9; Откр. 17.5), каждое утро и вечер с четками в руках по многу раз бормочут «Радуйся, Мария», «Отче наш» и свои языческие молитвы; и ведь даже они в своем суеверном благочестии обличат тебя перед судом [Божиим], хотя ты и мнишь себя истинным последователем Христовым! Как же ты считаешь наши молитвы слишком трудными, если они и протяженностью короче [молитв папистов], и качеством куда лучше; они ведут тебя лишь к славе Божией и твоему благу, будучи составлены из фраз Писания так, что ты можешь говорить с Богом одновременно и Его собственными святыми словами, и на своем родном языке. Устыдись же, что паписты в суеверном поклонении тварям являют больше благочестия, нежели ты в сердечном поклонении едином истинному Богу (Ин. 17.3). Кроме того, личная молитва и должна представлять собой единый неразрывный монолог, а не множество несвязных кусочков[3].

6. Наконец, когда в голову твою приходят подобные мысли, чтобы удержать тебя от молитвы или отвлечь от нее, помни, что это птицы, которых лукавый посылает поклевать доброе семя и духовные твои жертвы[4]; но ты старайся вместе с Авраамом отгонять их (Быт. 15.11). Впрочем, если по временам ты видишь, что дух твой унывает и ум твой не расположен к молитве и благочестивому деланию, то не слишком понуждай себя, но смиряйся в ощущении собственной немощи и уныния, зная, что Бог принимает и намерение ума даже если его угнетает тяжесть плоти (Мф. 26.41; 2 Кор. 8.12). Постарайся в другой раз восполнить упущенное по унынию, удвоив усердие, пока же предай душу свою Богу этой или подобной краткой молитвой:

Краткая утренняя молитва

Всеблагой Боже, Отче милосердный! Я, недостойный раб Твой, исповедую Тебе, что как родился я во грехе, так и жил в беззаконии, и нарушал все заповеди Твои словом, делом и помышлением, следуя желаниям собственной воли и похотям плоти своей, не заботясь о том, чтобы руководиться святым словом Твоим и Духом. Посему я справедливо заслужил позор и бедствия в жизни сей и вечное осуждение в адском огне, если бы Ты только поступил со мной по правосудию Твоему и по вине моей. Но, Отче Небесный, молю Тебя, ради Сына Твоего Иисуса Христа и ради заслуг горькой смерти и кровавых страстей, каковые, верую, Он претерпел за меня, помилуй и прости мне все мои грехи и избавь меня от позора и возмездия, что належат мне за них. И пошли в сердце мое Духа Твоего Святого, который уверил бы меня, что Ты – Отец мой, а я – чадо Твое, и что Ты любишь меня неизменной любовью. Тот же благой Дух да ведет меня в истине Твоей и всё более распинает во мне все мирские и плотские похоти, дабы грехи мои всё больше умирали во мне и я служил Тебе в нелицемерной праведности и святости ныне и во все дни жизни моей, а по окончании сей земной жизни я, по милости Твоей во Христе, сделался бы причастником вечной славы в Царствии Твоем Небесном. Ныне же, Господи, из глубины сердечной благодарю Тебя за все Твои милости, коими Ты одарил мою душу и тело; за то, что Ты избрал меня по Своей любви, искупил Сыном Твоим, освятил Духом Твоим и сохранил меня от юности моей и до сего дня и часа Твоим всемилостивым промышлением.

Сугубо благодарю Тебя, что Ты защитил меня прошедшей ночью ото всех бед и опасностей душевных и телесных и в целости соблюл ото всех бед и опасностей душевных и телесных и привел меня в целости к началу нового дня. И ныне, Господи благой, молю Тебя, сохрани меня в сей день от всякого зла, которое может мне повредить, и от тяжкого греха, что мог бы оскорбить Тебя. Поставь страх Твой перед очами моими и повели Духу Твоему так управлять моим сердцем, дабы всё, что я буду думать, делать или говорить в сей день, вело лишь к Твоей славе, благу ближних моих и утешению моей совести. Посему предаю себя, все мои пути и деяния, вместе со всем, что мне принадлежит, под Твое милостивое наставление и защиту. Сохрани меня и ближних моих от всякого зла и благослови наши честные труды и начинания. Защити всю Церковь Твою от мучительства мира и антихриста. Сохрани милостивого короля нашего ото всех заговоров и измен, и даруй ему долгое и благополучное правление. Благослови курфюрста Пфальцского и принцессу Елизавету; исполни их благодать Твоей и защити от всякого зла. Благослови служителей церковных и гражданских милостями и дарами, что, по разумению Твоему, належат к должностям их. Будь благоуветлив к боящимся Тебя и благоговеющих пред судами Твоими. Утешь болящих и не имеющих утешения. Господи, соблюди меня в непрестанной готовности, с верою и покаянием, к моему последнему концу, дабы, в жизни и смерти пребыл бы я Твоим к вечной славе Твоей и моему вечному спасению, через Иисуса Христа, моего единственного Спасителя. Во имя его святое прошу я сих даров из рук Твоих и воссылаю Тебе хвалу и славу Твою в словах молитвы, каковую Он освятил Своими собственными устами: «Отче наш, сущий на небесах», и так далее.

Дальнейшие размышления для побуждения к утренней молитве

Не считай никакие дела или спешку, каковые, на самом деле, и не бывают чрезмерно велики, достаточным оправданием для того, чтобы не молиться по утрам. Подумай сам:

1. Чем больше твое дело, тем более необходимо тебе молиться о том, чтобы Бог помог в нём и благословил его, ибо без Его благословения ничего не получится.

2. Многие, доверившись лишь собственным силам, попадали впросак; то же может постигнуть и тебя.

3. Многие выходили из дома своего, чтобы более не вернуться; многие, кто утром вставал бодрым и живым, еще до заката падали замертво. Так может случиться и с тобою. Если ты так печешься о том, чтобы перед выходом за порог поесть, попить и укутаться от простуды, сколь больше тебе следует печься, чтобы молитвой сохранить свою душу от злых искушений?

4. Время, проведенное в молитве, никогда не мешает, но помогает и содействует человеку в поездках и делах.

5. Отправляясь в мир, ты входишь как бы в лес, полный неведомых опасностей. Здесь ты найдешь немало колючек, что разорвут твое доброе имя; тенет, что опутают твою жизнь; охотников, что уловят твою душу. Поляны здесь красивы, но полны ядовитых змей. Посему не пытайся нагим продираться сквозь колючки, покуда не умолишь Христа облечь тебя в Его праведность; не спеши через силки и тенета, покуда не испросишь, чтобы Божие провидение было твоим проводником; не ходи босым по кишащим змеями полянам, покуда не обуешь ноги в готовность благовествовать мир [Еф. 6.15] и испросишь возможности взирать очами веры на медного змия[5]. Так что если даже ты не вернешься домой более благочестивым, то [по крайней мере] можешь быть уверен, что вернулся хотя бы не хуже, чем ты был, выходя из дверей.

И как бы не велика была твоя спешка и не многочисленны дела, всё же не выходи из дома, пока не обратишься к Богу хотя бы с этой или подобной ей краткой молитвой:

Кратчайшая утренняя молитва

Отче милосердный, ради Иисуса Христа, молю Тебя, прости мне все явные и тайные грехи, совершенные мною словом, делом и помышлением против Твоего Божественного величия, избавь меня от всякого за то належащего осуждения, и освяти мое сердце Святым Духом Твоим, дабы от сего времени я жил более свято и благочестиво! Ныне же, Господи, я прославляю Твое святое имя, ибо Ты довольно укрепил меня ночью сей сном и покоем. Молю Тебя, и в наступающий день сохрани меня ото всех бед и опасностей душевных и телесных. Посему вручаю себя и все дела мои Твоему святому водительству и покрову и молю Тебя: поживу я или умру, пусть жизнь и смерть моя будет во славу Твою и во спасение моей бедной души, которую Ты искупил Своей пречестно́й кровью. Благослови меня, Господи, при выходе и при входе, и сподоби, дабы все мои дела, слова и помышления в сей день служили славе имени Твоего, благу ближних моих и были на утешение совести моей в тот день, когда я буду держать последний ответ перед Тобою. Подай сие, Отче Небесный, ради Иисуса Христа, Сына Твоего, в чьем пресвятом имени я воздаю Тебе славу и прошу из рук Твоих всех прочих даров, что Ты благоизволишь подать мне в сей и иные дни, в словах молитвы, каковой Сам Христос научил меня: «Отче наш, сущий на небесах», и так далее.


[1] Елифаз Феманитянин – библейский персонаж, один из собеседников Иова.

[2] Имеется в виду латинский язык.

[3] Весь этот абзац представляет собой полемику с римско-католическим обычаем частной молитвы по четкам. Наиболее распространенной формой такой молитвы был Розарий (это название относилось и к практике, и зачастую к самим четкам), когда 150 раз читалась молитва «Радуйся, Мария»; после каждого десятка этих молитв единожды прибавляли «Отче наш», а в конце присоединяли Символ веры и некоторые другие молитвы.

[4] Англ. carcasses of thy spiritual sacrifices, букв. трупы духовных твоих жертв. Это аллюзия на Быт. 15.11: «И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их».

[5] Согласно Библии (Чис. 21.4-9), израильтяне, после исхода из Египта и семи лет скитаний, стали терять веру и были за то наказаны Богом: их стали жалить ядовитые змеи. Они раскаялись и упросили Моисея заступиться за них перед Богом. Тогда Моисей сделал изображение медного змия: те, кто смотрел на него, исцелялись от ядовитых укусов.