ОГЛАВЛЕНИЕ

КНИГА ПЕРВАЯ

1. Автор излагает тему этой книги и показывает ошибку тех, кто считает, что предваряющая благодать означает отрицание свободы воли.

2. Каждая человеческая душа имеет какую-то волю, будь то животную, природную или духовную.

3. Животная воля.

4. Природная воля. Единственная награда, которую она предлагает – это земная слава, даже когда благодаря Божьему дару она поднимается к высшей мудрости.

5. Все язычники получили в сотворенных вещах предписания Закона, так что их идолопоклонство непростительно.

6. Без Божественной благодати, чем сильнее воля стремится к действию, тем быстрее она впадает в грех, потому что не живет для Божьей славы.

7. Когда человек обращается к Богу, в нем не создается новая субстанция, но воссоздается его собственная, которая была испорчена. У него не отнимается ничего, кроме порока, а его прежняя воля становится правой.

8. Благодать исполняет работу Бога таким образом, что не отнимает свободную волю, а скорее исцеляет ее собой.

9. Когда Писание говорит о добрых или злых, об избранных или порочных, оно упоминает один класс людей так, что кажется, будто никто не оставлен без внимания.

10. Писание говорит об избранных и погибающих в одном народе, как будто имеет в виду одних и тех же людей.

11. Писание говорит о людях разного возраста, как будто они были одним и тем же поколением.

12. Слова апостола, который хочет, чтобы все люди спаслись, следует понимать в полном и всеобщем смысле.

13. Мы не можем понять в этой жизни глубокую тайну, почему благодать Божья проходит мимо некоторых людей, о которых Церковь возносит молитвы.

14. В устроении Божьих дел причины многих вещей остаются скрытыми, и только факты становятся явными.

15. Мы не можем приписывать спасение части человечества их собственным заслугам, как если бы благодать избрала добрых и обошла злых.

16. До появления разума все дети одинаковы, но одни переходят в вечную жизнь, другие – в вечную смерть; это доказательство непостижимости Божьих судов.

17. Обращение грешников на смертном одре является доказательством того, что благодать дается незаслуженно и что Божьи суды непостижимы.

18. Благодать, являющаяся непременным условием всех заслуг, дается незаслуженно, исключительно по благоволению Божьему.

19. Что такое природа без благодати.

20. Наш Господь по Своей милости желает спасти все народы и на самом деле действует для их спасения, однако никто не принимает Его слова.

21. Мы не должны пытаться узнать, почему Бог избирает одних, а не других, и почему в прошлом Он оставил в стороне всех язычников и избрал только Израиль.

22. Те, кто видит в человеческих заслугах причину, по которой Бог проводит различие между одними, которых Он избирает, и другими, которых Он не избирает, учат, что никто не спасается безвозмездно, а только по справедливости; пример с младенцами опровергает их позицию.

23. Все человеческие заслуги от начала веры до окончательного пребывания в ней являются Божьим даром. В первую очередь это показано на примере веры.

24. Благодать – источник всякого блага в человеке. Вера дается без просьбы и позволяет нам получить в молитве все остальные благословения.

25. Мы не можем решить проблему, почему один человек получает благодать, а другой нет; ответ не лежит в их свободной воле.

КНИГА ВТОРАЯ

1. В этом вопросе несомненны три момента: Бог желает, чтобы все люди были спасены, познание истины и спасение происходит по благодати, а Божьи суды непостижимы.

2. Писание учит, что Бог желает, чтобы все люди были спасены.

3. Мы не можем знать, почему Бог решил отложить призвание некоторых народов.

4. В прошлые века Божья благость привлекала всех людей к поклонению Ему через сотворенные вещи, но Израиль особым образом через Закон и пророков.

5. Язычники, угодившие Богу, были избраны благодатным духом веры .

6. Даже в наше время благодать не дается всем людям в одинаковой мере.

7. Неравенство Божьих даров происходит не от заслуг предшествующих дел, а от Божьей свободы.

8. Каждый получает без всяких заслуг со своей стороны средства для приобретения заслуг. Получив благодать, он должен приумножить этот дар через Того, Кто дает приращение.

9. Мы не должны искать причину того, почему Бог по-разному распределяет Свою благодать в разные эпохи.

10. На протяжении веков Божья милость давала пищу телам людей и помощь их душам.

11. Люди медленно и понемногу приобретают то, что Бог по Своей милости распорядился дать им .

12. Когда мы отворачиваемся от Бога, это наш выбор, а не Его постановление. Человек имеет заслугу в том, что пребывает верным, потому что он может отпасть .

13. До потопа Божья благость помогала Своими указаниями не только святым, но и грешникам .

14. Во время потопа и после него до пришествия Христа были признаки действия Божьей благодати и образцы чудес христианской благодати, хотя обильная благодать, которая сейчас изливается на человечество, не текла тогда с такой щедростью .

15. Люди не рождаются сейчас с лучшей природой, чем до Христа; напротив, во время Его пришествия беззаконие, существовавшее тогда, было тем сильнее, чем больше проявлялась сила Божьей благодати.

16. Христос умер за всех грешников.

17. Народы, которые еще не видели благодати нашего Спасителя, будут призваны к Евангелию в назначенное время.

18. В прежние века тайна призвания к вере была сокрыта от язычников, но не от пророков.

19. Божья воля спасти всех людей действует во все века.

20. Возражение против текста "Который желает, чтобы все люди спаслись" взято из примера с младенцами.

21. Бог справедлив, когда отвергает некрещеных младенцев как в этой, так и в следующей жизни из-за первородного греха.

22. Божественная справедливость отмеряет каждому его долю несчастий.

23. Дети, которые умирают, получают общую благодать, дарованную их родителям.

24. Мы не можем найти причин для справедливого недовольства в различной судьбе детей, которые во всех других отношениях одинаковы; напротив, здесь есть сильное доказательство Божьей справедливости и благодати Христа .

25. Своей общей благодатью, данной всем, Бог всегда желает и желал, чтобы все люди были спасены; но Его особая благодать дана не всем .

26. В каждом случае оправдания благодать является главным фактором, а человеческая воля – второстепенным, соединенным с благодатью и сотрудничающим с Богом, действующим в человеке; благодать подготавливает волю к этому сотрудничеству .

27. Благодать вызывает согласие нашей воли не только через обучение и просвещение, но и через ужас и страх .

28. Верующие, которые по Божьей благодати уверовали во Христа, остаются свободными не верить; те, кто пребывает в вере, все же могут отвернуться от Бога .

29. Бог каждый день исполняет Свое обещание благословить все народы, чтобы не оставить никаких оправданий для погибающих и не дать избранным повода хвалиться своей праведностью .

30. Подведение итогов первой главы второй книги .

31. Во все века общая благость Божья давала благодать всем людям, но избранным Он даровал Свою особую благодать .

32. Среди верных есть разные степени Божьих даров, и это объясняется не их заслугами, а справедливым и сокровенным Божьим судом .

33. Ни один из избранных не погибает, но все, кто был избран от вечности, достигают спасения .

34. Хотя замысел Божий о спасении избранных неизменен, все же не бесполезно трудиться и приобретать добрыми делами, а также продолжать молиться .

35. Избранные получают благодать не для того, чтобы они бездельничали или освобождались от нападок врага, но, чтобы они могли хорошо служить и побеждать врага .

36. Избрание не освобождает от молитвы, но достигает своего исполнения через молитву и добрые дела .

37. Ни про одного человека нельзя сказать до его смерти, что он разделит славу избранных; с другой стороны, нет причин отчаиваться в обращении падшего человека .